Многообразие природно-территориальных комплексов

Хомюк Галина Михайловна
г. Нур-Султан, КГУ «Школа-лицей №62»
141
Учитель-новатор 2019
География
Тема:
Многообразие природно-территориальных комплексов

Учебные цели для достижения на этом уроке:

7.3.5.2 - Познакомить учащихся с видами природно-территориальных комплексов, с особенностями их смены и причинами, вызывающими эту смену.

Научиться характеризовать по плану природно-территориальные комплексы.

Критерий оценки:

- умеют работать в группе, слушать и понимать речь других, работать с дополнительными источниками географической информации – физические и тематические карты;

- анализируют закономерности распространения природно-территориальных комплексов;

- дают характеристику природно-территориальных комплексов.

Языковые цели:

Аудирование, чтение, говорение, письмо.

Термины: секторность, зональные, азональные, антропогенные

Словосочетания: Географическая оболочка, природная зона, ПТК, природные компоненты.

Привитие ценностей:

Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; бережное отношение к окружающей среде, уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни.

Межпредметная связь:

Естествознание, музыка, информатика.

Навыки использования ИКТ

Ресурсы образовательной платформы BilimLand.

Предшествующие знания по теме:

Природные компоненты, природный комплекс, географическая оболочка земли, границы географической оболочки.

 

Ход урока

Запланированные этапы урока

Виды запланированных упражнений на уроке

Ресурсы

Начало урока

 

 1 мин

 

 

 

 

 

 

 

3 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

  2 мин

 

 

 

1 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 3 мин

I. Создание коллаборативной среды.

Упражнение «Рисунок на спине»

Цель: Создание атмосферы единства, повышение позитивного настроя, развитие навыков взаимодействия невербальными средствами общения.

Участники становятся в круг по часовой стрелке, при этом каждый участник смотрит в спину своего одноклассника. По очереди рисуют на спине товарища (стоящего впереди) – солнце, волну звезду! Ваша задача, постараться почувствовать и передать как можно точнее рисунок дальше.

Рефлексия: Что чувствовали? Какое сейчас настроение?

 

II. Актуализация опорных знаний

 (К) Прием «Мозговой штурм»

Критерий успешности:

1. Формулирует развернутый ответ

2. Устанавливает причинно-следственные связи

что общего между фотоиллюстрациями, размещенными на доске?

- что называют природно-территориальным комплексом?

- какие компоненты природы необходимы для образования ПТК?

- влечет ли изменение одного природного компонента на изменение структуры всего ПТК?

- почему вы думаете, что изменения неизбежны?

- исходя из ваших ответов сформулируйте тему нашего урока

(ФО) – словесный комментарий учителя, вручение картинки «Река знаний»

III. Сообщение темы урока учащимися.

 *Какова должна быть главная цель урока:

IV. Деление по группам

Ребята выбирают стикеры.

Задание: распределиться на группы, исходя из того, что указано на стикере по принципу: понятие – оболочка. На столах установлены визитки-обозначения.

1 группа – биосфера (тигр, секвойя, бактерии, флора и фауна)

2 группа – атмосфера (бриз, тропосфера, флюгер, северное сияние)

3 группа – литосфера (гранит, мантия, Кордильеры, чернозем)

4 группа – гидросфера (Тихий океан, промилле, Жак Ив Кусто, Каспийское море)

 

 V. Введение в тему урока – объяснение учителя

homuk_1.png

поверхность Земли, где активно и очень длительный период взаимодействуют атмосфера, биосфера, литосфера и гидросфера.

*Вспомните и назовите границы ГО (6 класс)

 Вопросы к учащимся (К):

1. Можно ли ПТК локального уровня показать на географической карте?

2. Может ли ПТК локального уровня быть частью регионального?

3. Может ли ПТК регионального уровня быть частью географической оболочки?

4. Можно ли географическую оболочку показать на карте?

Вывод: ПТК много, они различны по размеру и составу.

(ФО) – словесный комментарий учителя, вручение картинки «Река знаний»

 

 

 

 

Фотоиллюстрации ПТК, магниты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Картинки с природой

 

 

 

 

 

Слайд №1

 

 

 

Стикеры со словами

 

 

 

 

 

 

 

 

Фото

1. Речная долина

2. Леса Южной Америки

3. Планета Земля

магниты

 

 

Картинки с природой

 Середина урока

 

 10 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

6 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 мин

VI. Работа в группах

Задание для группы №1

Составить флипчарт «Зональные ПТК»

  1. Что это такое зональные ПТК? – учеб. стр. 53
  2. От каких факторов зависит?
  3. Посмотреть материал сайта BilimLand
  4. Работа по атласу – климатическая карта мира

Определить среднегодовую температуру воздуха в январе и июле, а также среднегодовое количество осадков в следующих городах: Сингапур, Бангкок, Пномпень, Улан-Батор, Иркутск (на стикерах зафиксировать результаты)

  1. Насколько каждый город отдален от экватора?
  2. Определите в каких тепловых поясах расположены эти города?
  3. Вывод!

Критерии успешности:

  1. Использует интернет ресурсы, отбирает главную информацию
  2. Читает карту
  3. Формирует вывод на основании вопросов, развивающих мыслительную деятельность
  4. Оформляет флипчарт

Дескриптор:

  1. Использует учебную статью для поиска информации (стр 53)
  2. Заходит на сайт BilimLand и просматривает видеопрезентацию «Географические пояса»
  3. Работает по атласу – климатическая карта мира
  4. Оформляет флипчарт (аккуратность, доступность изложенного материала)

 

Задания для группы №2

Составить флипчарт «Секторность»

  1. Что такое секторность? – учебник стр. 55
  2. От каких факторов зависит?
  3. Работа по атласу – климатическая карта мира

Определить количество осадков в городах, расположенных на одной широте: Плимут, Люксембург, Франкфурт на Майне, Прага, Краков, Актобе, Караганда, Усть-Каменогорск (49-50 градусов с.ш.) (на стикерах зафиксировать результаты)

  1. Насколько каждый город отдален от Атлантического океана?
  2. В каком городе климат будет морским, континентальным, или резко континентальным?
  3. Вывод!

Критерии успешности:

1. Читает карту

2. Формирует вывод на основании вопросов, развивающих мыслительную деятельность

3. Оформляет флипчарт

Дескриптор:

1. Использует учебную статью для поиска информации (стр 55)

2. Работает по атласу – климатическая карта мира

3. Оформляет флипчарт (аккуратность, доступность изложенного материала)

 

Задания для группы №3

Составить флипчарт «Азональные ПТК»

  1. Что такое азональные ПТК? – учебник стр. 56
  2. От чего зависит?
  3. Работа с картами – сопоставьте карту воздушных масс (учебник, рис 40) и физическую карту в атласе.
  4. Определите в каких направлениях дуют воздушные массы с океанов. Какие горы являются препятствием на их пути? Какие равнины располагаются до и после гор.
  5. Были бы природные условия на территории этих равнин однородными, если бы гор не было?
  6. Как изменялись бы природные условия на территории равнин, если бы гор не было?
  7. На каком материке нет значительных барьеров на пути движения воздушных масс? Как это отразилось на природе материка?
  8. Вывод!

Критерии успешности:

1. Читает карту

2. Формирует вывод на основании вопросов, развивающих мыслительную деятельность

3. Оформляет флипчарт

Дескриптор:

1. Использует учебную статью для поиска

информации (стр 56)

2. Работает по атласу – климатическая карта

мира

3. Оформляет флипчарт (аккуратность,доступность изложенного материала)

 

Задания для группы №4

Составить флипчарт «Антропогенные ПТК»

  1. Что такое антропогенные ПТК? – учеб стр. 58
  2. От чего зависит?
  3. Просмотр видеоматериала на образовательной платформе BilimLand.
  4. Предположите, какими были природно-территориальные комплексы в нашей местности до их освоения людьми?
  5. Какие комплексы менялись на ваших глазах в г. Астане?
  6. Как могут измениться ПТК в дальнейшем?
  7. Вывод!

Критерии успешности:

1. Использует интернет ресурсы, отбирает главную информацию

2. Читает карту

3. Формирует вывод на основании вопросов, развивающих мыслительную деятельность

4. Оформляет флипчарт

Дескриптор:

1. Использует учебную статью для поиска информации (стр 58)

2. Заходит на сайт BilimLand и просматривает видеопрезентацию «Человек и природа»

3. Работает по атласу – климатическая карта мира

4. Оформляет флипчарт (аккуратность, доступность изложенного материала)

 

VII. Прием «Карусель»

Работа спикеров групп – по часовой стрелке спикеры переходят в другую группу, объясняя изученный материал своим одноклассникам.

 

VIII. Взаимооценивание

(ФО) - Сигнальные карточки.

*объяснение кого из спикеров вам было наиболее понятным?

* флипчарт какой группы был выполнен согласно дескриптору?

 

Выступление спикера каждой команды

*какова эффективность работы каждого члена группы?

Имя

отлично

хорошо

удовл-но

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IX. Физкультминутка

Видео-песня «Сильные люди» Юта – минутка отдыха

X. Самостоятельная работа

(У) по мере изучения географии нам часто придется давать характеристики самым различным природно-территориальным комплексам, которые состоят из одинакового набора компонентов по следующему плану:

1. Название ПТК

2. Географическое положение (материк, широта, границы)

3. Рельеф

4. Климатические условия (ср. температура января, июля, среднегодовое количество осадков)

5. Внутренние воды

6. Почвы

7. Растительность

8. Животный мир

9. Использование в хозяйстве

 

(И) охарактеризовать по плану ПТК Западно-Сибирская равнина

Критерий успешности:

  1. Находит на физической карте Западно-Сибирскую равнину
  2. Читает карты атласа
  3. Обрабатывает данные по каждому пункту
  4. Вносит данные в таблицу

Дескриптор:

  1. Определяет границы ПТК Западно-Сибирская равнина
  2. Работает по картам атласа (физическая, климатическая, почвенная)
  3. Обрабатывает данные по каждому пункту
  4. Вносит данные в таблицу

(ФО) – Самооценивание

(правильные ответы на доске)

 

 

 

Конверты с заданиями,

ватманы,

фломастеры цветные карандаши

стикеры

атласы,

учебник, энциклопедии

 

https://bilimland.kz/ru/courses/geografiya-ru/geograficheskie-zony/lesson/geograficheskie-zony

 

 

 

 

Карточки с заданиями

Карты – атлас, справочник ватманы, цветные карандаши, маркеры, стикеры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточки с заданиями

карты, ватманы, цветные карандаши, маркеры, атласы, справочник

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточки с заданиями

карты, ватманы, маркеры, атласы, справочник

 

 

https://bilimland.kz/ru/courses/estestvoznanie/

ehkologiya/lesson/chelovek-i-priroda

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сигнальные карточки (зеленый – 85-100%, желтый – 84-50%, красный – 49-25%)

 

 

Таблица для фиксирования работы членов группы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Видео-проектор

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд с ответами

 

Конец урока

3 мин

Домашнее задание

1. Приготовить на листе А4 портрет любой природной зоны.

2. Охарактеризовать ПТК г. Астана по плану (задание по желанию учащихся)

Рефлексия «Альпинист»

На доске вывешивается картинка с изображением горы и вопросом «На какой высоте ты по итогам урока?».

 

 

 

Стикеры

 

Дифференциация – каким способом Вы хотите больше оказывать поддержку? Какие задания вы даете ученикам, более способным по сравнению с другими?

Оценивание – как Вы планируете проверять уровень освоения материала учащимися?

Охрана здоровья и соблюдение техники безопасности

Дифференциация отражается на всех этапах урока. Задания разработаны дифференцированно, направлены на усложнение усвоения материала, а также на применение усвоенных знаний.

Дифференциация прослеживается также в диалоговом обучении, в раздаточных материалах на всех стадиях урока.

Методы обучения, используемые на всех этапах урока направлены на установление и поддерживание эмоционально-положительной среды на занятии, при которой ученики стремятся к соответствию установленному и более высокому, перспективному уровню достижений.

Формативное оценивание является неотъемлемой частью учебного процесса. Непрерывно применяясь, формативное оценивание обеспечивает обратную связь между учеником и учителем и позволяет корректировать учебный процесс, не выставляя баллы или оценки.

В течение урока применялись различные методы оценивания (взаимооценивание, сигнальные карточки, словесный метод формативного оценивания, прием «Альпинист»).

Психологический настрой

Правила работы в группах

физкультминутка

Сообщить об ошибке