Озера

Саликова Ирина Александровна
СКО, с. Полудино, КГУ «Полудинская СШ»,
6427
География
Тема:
Озера

 

Цели урока:

Все учащиеся

могут описать озеро, объяснять, чем отличается озеро от моря.

Большинство учащихся

могут сравнивать типы озерных котловин и их происхождение.

Некоторые  учащиеся

могут  объяснять причины исчезновения озер и условия образования озер.

Критерии успеха:

Знает, что такое озеро, болото.

Понимает, как образуются озера, болота.

Объясняет, чем отличаются озера.

Применяет знания, показывает на карте крупные озера мира.

Языковые цели:

 

Предметная  терминология.

Озеро, болото, котловина, типы озерных котловин, сточное, бессточное

Межпредметные связи:

Экология: знание основных источников загрязнения озер, причины исчезновения озер.

Биология: знание уникальных экосистем озер.

Навыки использования ИКТ:

Визуализация учебного процесса с использованием электронных источников.

Методы:

- словесные (беседа, диалог);

- наглядные  (работа с картой, схемами, рисунками);

- практические  (составление описание озера, работа по  карте, поиск информации).

Тип урока:

комбинированный

Ресурсы: 

Компьютер, проектор, ноутбуки, физическая карта полушарий, раздаточный материал, презентация «Озtра» (уровневые задания, карточки).

 Информационные ресурсы сайтов https://bilimland.kz/ru, https://itest.kz/ru


iTest Bilimland

 

 

 

 

 

Этап урока

Содержание

Ресурсы

Мотивационно-организационный

Создание благоприятного психологического настроя

 

1-2 мин

Проверка готовности к уроку.

Приветствие.

Введение в замысел урока

Загадка

«Посреди поля лежит зеркало

Стекло голубое, рама зелёная

И месяц и звёзды в неё отражаются,

Как это зеркало называется»

Слайд№1

Вызов

поможет сформулировать цели деятельности на уроке

 

3 мин

Определение цели урока  «ЗХУ»

Заполняют  две первые графы. Ребята  работают индивидуально – каждый в своей тетради. Затем обсуждают то, что получилось, в парах и для всего класса озвучивают вопросы, на которые хотели бы получить ответы.

Знаю

Хочу узнать

Узнал

 

 

 

 

 

 

 

Проверка домашнего задания

Актуализация опорных знаний

 

5 мин

 

 

 

1 уровень

1. Участок земной поверхности, с которого вся вода стекает в реку, называется:

а) речной долиной;
б) бассейном реки;
в) речной системой;
г) водоразделом.

2. Самый низкий уровень воды в реке – это:

а) паводок;
б) половодье;
в) межень.

3. Высочайший в мире водопад:

а) Анхель;
б) Виктория;
в) Ниагарский;
г) Илья Муромец.

4. Пороги образуются, если:

а) русло реки сложено осадочными породами;
б) твердые породы выходят на поверхность;
в) рельеф становится горным.

5. Внезапный и кратковременный подъём уровня воды в реке – это:

а) межень;
б) паводок;
в) половодье.

6. Ежегодно повторяющийся подъём уровня воды в реке:

а) прилив;
б) отлив;
в) паводок;
г) половодье.

7. Место впадения реки в море называется:

а) исток;
б) устье;
в) приток.

 

2 уровень

1. Начало реки…..

2.Выходы твердых пород или нагромождение камней, перегораживающих русло…..

3. Поток воды, текущий в выработанном им углублении…..

4. Главная река со всеми притоками…..

5.Участок земной поверхности, с которого вся вода стекает в реку….

6.Длительный, ежегодно повторяющийся процесс подъема уровня воды в реке……

7.Река, впадающая в другую реку……

 

Учащиеся выполняют задания, обмениваются для взаимопроверки (проверка по ключу) заносят результаты в листы оценивания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд  №2

Осмысление

 

13 мин

 

1.Различие озёр по происхождению

Тип озёрной котловины

Изображение

Пример озера

 

 

 

 

Учащиеся знакомятся с тем как образовались озёра, какие бывают типы озёрных котловин. Заполняют таблицу по ходу изучения темы.

 Совместно  с учителем сделают схематические рисунки

 

 

2.Различие озёр по химическому составу воды

Задание

Прочитать в учебнике и дать определение:

Сточное озеро это….

Бессточное озеро это…

По рисунку найти соответствие

Озера - 1

Самопроверка (по слайду)

Bilimland

https://bilimland.kz/ru/courses/geografiya-ru/gidrosfera/lesson/ozera-i-bolota

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд №3

Первичная проверка усвоения и применения новых знаний

Умение работать с текстом, выделение главного, применение полученных знаний на практике

 

12 мин

Работа в парах

Задание 1

Составить  описание озера (Байкал,  Каспий).

План описания:

1.Название озера.

На каком материке, и в какой его части находится.

2.Между какими меридианами находится.

3.Между какими параллелями находится.

4.Горное или равнинное.

5.Сточное или бессточное.

6.Солёное или пресное.

7.Какие реки вытекают из озера (впадают в него).

Задание 2

По физической карте в атласе определите солёность озёр мира:  Балхаш, Верхнее, Чад, Виктория, Танганьика, Арал

 

Выполняют задания

Пары обмениваются заданиями. Взаимопроверка

Заносят результаты в листы оценивания

 

https://bilimland.kz/ru/courses/education-movies/uchebnye-filmy/geografiya/lesson/aralskoe-more

 

 

 

https://bilimland.kz/ru/courses/education-movies/televizionnye-programmy/5-minut-obo-vsyom/lesson/005-kaspii-skoe-more-olimpii-skie-igry-na-xodu-rvat-podmetki (Каспийское море) время 00.42-01.45

 

Закрепление

проверка усвоения  знаний

 

5 мин

Тест  

http://itest.kz/exam_test?test_id=711882891

Заносят результаты в листы оценивания

Выводят итоговый результат

iTest

www.iTest.kz

Рефлексия

Подведение итогов

 

3 мин

ЗХУ заполнение 3 колонки

 

Домашнее задание

 

1-2 мин

1 уровень

Выучить параграф 44, термины

2 уровень

Подписать на к/к самые крупные озёра мира.

Определить  озёра по  географическим координатам.

1)3° ю. ш., 33 в. д.  5) 53° с. ш., 105 в. д.

2)16° ю. ш., 68 з. д.  6) 48° с. ш., 88 з. д.

3)28° ю. ш., 137 в.д.  7) 7° ю. ш., 30 в. д.

4)61° с.ш., 32 в.д.  8)40° с. ш., 52 в. д.

3 уровень

Подготовить сообщения «Удивительные озёра мира»

 

Слайд №4

 

Приложение 1

Тип озёрной котловины

Вид сверху   схематический

В разрезе   рисунок

Пример озера

Вулканические

Озера - 2

 

 

 

 

 

 

Тектонические в прогибах

Озера - 3

 

Тектонические

в разломах

Озера - 4

 

Термокарстовые

Озера - 5

 

Карстовые

Озера - 6

 

Ледниковые

 Озера - 7

 

 

Старица

Озера - 8

 

Запрудные

Озера - 9

 

 

 

 

Приложение 2

 Лист  самооценивания _______________________(Ф.И. учащегося)

Проверка домашнего задания

Тесты

(1,2 уровень)

Описание озера по плану

 

Работа с картой по определению сточности озер

Тест

Озера - 10

Каждый правильный ответ оценивается в 1б

max  балл - 7

max балл - 7

max балл - 6

max балл - 10

 

Критерии оценивания:  20-18б – «5»  17-15б –«4»  14-10б – «3»

 

Набранные баллы______  Моя оценка_______

 

 

 

Сообщить об ошибке