Реки

Нестеренко Анжелика Викторовна
Алматинская область, Ескельдинский район, поселок Карабулак, СШ им. Алдабергенова
990
География
Тема:
Реки

Цель урока:

Все учащиеся смогут сформулировать понятие «река» перечислить основные составные части реки, показать на карте крупные реки мира.

Большинство учащихся будут уметь, объяснять отличительные особенности рек, составят краткую характеристику реки по плану, проведут математические расчеты по карте.

Некоторые учащиеся

Проводя сравнительные параллели между реками, сделают выводы об отличительных особенностях рек и их влиянии на природу Земли, приведут примеры хозяйственного использования водных артерий.

Критерий оценки:

  • Перечислят основные части реки.
  • Покажут на карте крупные реки мира и Казахстана.
  • Назовут отличительные особенности горных и равнинных рек.
  • Составят краткую характеристику реки с помощью карты.
  • Проведут математические расчеты по карте, определят длину реки, уклон и падение реки.

Языковые цели:

К основным частям реки относят…

Река – это…

Горная река отличается от равнинной, тем что…

Уклон реки…

Падение реки…

Реки имеют питание…

Привитие ценностей:

сотрудничество, труд и творчество, ответственность, уважение.

Межпредметная связь:

Естествознание, математика, картография.

Предшествующие знания по теме:

Знают о Мировом океане и его частях

ИКТ:

BilimLand.jpg рекипрезентация «Реки», «5 удивительных рек мира», ресурсы «bilimland.kz», iTest.kziTest.jpg реки

 

 

Ход урока

Запланированные этапы урока

Виды запланированных упражнений на уроке

Ресурсы

Начало урока

2 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 мин

 

 

 

 

 

 

Приветствие

Психологический настрой «Кораблик»

Ребята посмотрите на стол, за которым вы сидите. Это целый порт, в котором расположено огромное количество кораблей, я предлагаю каждому из вас выбрать тот корабль, который вам больше всего понравился. Выбрали? Молодцы!

Зеленый корабль – вас сегодня на уроке ожидает удача и успех.

Желтый – вы будете активны на протяжении всего урока.

Синий – вам удастся выполнить все задания на отлично.

Красный – вы с легкостью будете ориентироваться по карте и найдете все географические объекты.

А я желаю каждому из вас на сегодняшнем уроке удачи и хорошего настроения. И так мы начинаем!

Сегодня наш урок пройдет необычно, мы совершим путешествие по 5 станциям, а вот о чем мы сегодня будем говорить, я предлагаю вам определить самим.

Реки 2.PNG

Выход на тему урока:

прием «Волшебная шкатулка»

Ребята в моих руках шкатулка, но она не простая, я предлагаю каждому из вас вытянуть из нее несколько свертков, прочитать их и попробовать определить, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке.

  1. <В мире их насчитывается около 4-х миллиардов, в России – около 2-х миллионов, а в Казахстане – 85 тысяч.
  2. Саудовская Аравия – единственное государство, на территории которого их вообще нет.
  3. Они бывают маленькие и большие, длинные и короткие, горные и равнинные.
  4. Развитие промышленности, сельского хозяйства, выработка электроэнергии, перевозка грузов и пассажиров вот что связанно с их деятельностью.
  5. Без ног, а бежит. Без рук, а рукава имеет.
  6. Вьется словно лента, в дымке голубой. Может быть спокойной, может бить волной. Темной и глубокой, что не видно дна, мелкой и прозрачной может быть она.

- Ребята на ваш взгляд, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? (о реках)

- Давайте попробуем сформулировать цель нашего урока

ФО. Жетоны. Комментарии учителя

Мозговой штурм:

  • Что такое река? (природный водный поток, текущий по выработанному руслу от истока к устью)
  • Какие крупные реки мира вы знаете? (Нил, Амазонка, Конго, Хуанхэ, Миссисипи, Янцзы)
  • Какие крупные реки Казахстана вы знаете? (Иртыш, Или, Есиль)
  • Чем реки отличаются друг от друга? (Длиной, течением, судоходством, наличием животного мира, возрастом, питанием…)

ФО. Жетоны. Комментарии учителя

И так ребята, мы с вами отправляемся в путешествие и первая станция, которую мы с вами посетим, называется «ПОЗНОВАТЕЛЬНАЯ».

 

 

разноцветные кораблики, презентация слайд №1

Реки 1.PNG

 

 

 

 

 

Презентация слайд №2

 

 

 

 

 

 

Реки 3.PNG

Середина урока

3 мин

 

 

 

 

 

 5 мин

 

 

 

 

 

  3 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 3 мин

 

 

 

 5 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 5 мин

СТАНЦИЯ №1 «Познавательная»

Работа с медиаресурсами BilimLand

Ребята у каждого человека есть основные части тела, так и каждая река имеет свои составные части. Давайте познакомимся с ними, для этого я предлагаю вам просмотреть небольшой видеофрагмент «Реки и их типы. Части реки»

(учащиеся смотрят видеофрагмент, читают в группе определение каждой составной части)

 

Мозговой штурм:

  • Что такое исток? (начало реки)
  • Откуда река может брать свое начало? (из озера, болота, ледника, ручейка)
  • Исток реки Каратал? (ледники Жонгарского Алатау)
  • Что такое устье? (место, куда впадает река)
  • Куда могут впадать реки? (в другую реку, в озеро, в болото, в море, в океан)
  • Что такое бассейн реки? (участок земной поверхности, с которого все воды стекаются в реку и ее притоки)
  • Что может служить бассейном рек? (озеро, океан)

ФО комментарии учителя, жетоны.

ГР. Работа с иллюстрациями:

Ребята я предлагаю каждой группе проанализировать иллюстрации, определить отличительные особенности рек, заполнить таблицу. (см. приложение1)

Реки 4.PNG

Дескрипторы:

  1. В зависимости от рельефа назовут вид реки.
  2. Приведут 2 примера рек.
  3. Назовут не менее 3-х отличительных особенностей реки.
  4. Приведут 2 аргумента значимости каждого вида реки для хозяйственной деятельности человека.

Работа с опережающим заданием:

«5 удивительных рек мира»

(ученица защищает информацию с использованием презентации о самых удивительных реках мира)

ФО. Три хлопка, жетон

СТАНЦИЯ №2 «Картографическая»

Проанализировав карты атласа, составьте краткую характеристику реки, заполните таблицу (см. приложение 2).

1 группа – Амазонка

2 группа – Нил

3 группа – Янцзы

4 группа – Иртыш

5 группа – Миссисипи

ФО. взаимооценивание прием «Карусель», комментарии учителя, жетоны.

Дескрипторы:

  1. Определят, на каком материке расположена река.
  2. С помощью масштаба карты рассчитают длину реки в километрах.
  3. Определят исток реки.
  4. Определят место, куда впадает река.
  5. Приведут не менее 2-х притоков реки.

СТАНЦИЯ №3 «Математическая»

Ребята, мы с вами продолжаем путешествовать, и следующая станция, в которую мы с вами отправляемся, называется «Математическая». Вы знаете что математика – наука точная. И поэтому мы сейчас с вами попробуем определить уклон и падение рек по формулам. Ведь знание этих расчетов играет очень важную роль в хозяйственной деятельности человека. Падение реки = разница между высотой истока реки и высотой устья реки.

Уклон реки – отношение падения к ее длине т. е. падение реки : на длину реки, получаем уклон реки. На основе полученных расчетов заполните таблицу (см. приложение №3).

Примерные расчеты детей:

Обь
1) Падение реки. Высота истока (место слияния рек Бии и Катуни) – 164 м; устье – 80 см = 0,8 м. Находим разницу 160 – 0,8 м = 159,2 м = 15920 см.
2) Уклон – это отношение падения к ее длине. Длина Оби – 3650 км, находим уклон  15920 : 3650 = 4,3 см/км или 0,043‰.

Иртыш
1) Падение реки. Высота истока – 145,24 м; устье – 17,8 м. Находим разницу 145,24 – 17,8 м = 127,44 м = 12744 см.
2) Уклон – это отношение падения к ее длине. Длина Иртыша – 4248 км, находим уклон 12744 : 4248 = 3 см/км или 0,03‰.

Волга
1) Падение реки. Высота истока – 228 м; устье = –28 м. Находим разницу 228 – (–28) = 256 м = 25600 см.
2) Уклон – это отношение падения к ее длине. Длина Волги – 3530 км, находим уклон 25600 : 3530 = 7,2 см/км или 0,072‰.

Печора
1) Падение реки. Высота истока – 630 м; устье – 0 м. Находим разницу
630 – 0  = 630 м = 63000 см.
2) Уклон – это отношение падения к ее длине. Длина Печоры – 1809 км, находим уклон 63000 : 1809 = 34,8 см/км или 0,348‰.

Ангара
1) Падение реки. Высота истока – 456 м; устье – 76 м. Находим разницу
456 – 76 = 380 м = 38000 см.
2) Уклон – это отношение падения к ее длине. Длина Ангары – 1779 км, находим уклон 38000 : 1779 = 21,3 см/км или 0,213‰.

Дескрипторы:

  1. Определят высоту истока реки.
  2. Определят высоту устья реки.
  3. Определят разницу между высотой истока и устья.
  4. Определят длину реки.
  5. Определят падение реки.
  6. Падение реки разделят на длину реки.

ФО. Самопроверка (правильные ответы на экране), жетоны, комментарии учителя.

Ребята, теперь я предлагаю вам посчитать количество жетонов, которые вы набирали на протяжении всего урока. Те ребята, которые набрали от 1 до 4 жетонов, я предлагаю вам поработать с приложением iTest, и выполнить тестовую работу по разделу «Гидросфера». Те ребята, которые набрали от 5 до 7 жетонов, я предлагаю вам поработать с контурной картой, а те ребята, которые набрали 8-10 жетонов, я предлагаю вам поработать с разноуровневыми карточками.

 BilimLand.jpg реки 2 

№ 2908. Реки мира

https://bilimland.kz/ru/courses/geografiya-ru/gidrosfera/lesson/reki-mira

 

 

 

 

 

 

 

иллюстрации реки, презентация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

физическая карта мира, атлас

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

атлас, линейка, статистические данные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Конец урока

5 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Станция №4 «Индивидуальная»

Индивидуальная работа:

1. Работа с приложением iTest

Тестовая работа по теме «Гидросфера»

 

2. Работа с контурной картой:

  • Нанесите на карту 5 самых крупных рек мира.
  • Зеленым цветом отметьте на карте самую длинную реку мира, а синим цветом самую полноводную.
  • Красным цветом отметьте реку, которая дважды пересекает экватор.
  • Отметьте оранжевым цветом самую длинную реку Казахстана.

  

3 Работа по разноуровневым карточкам:

Уровень А.

Подчеркните крупные реки Казахстана:

Иртыш, Оиыл, Или, Нил, Жайык, Жем, Сырдарья, Есиль, Лепсы, Аягоз.

Уровень В.

Установи соответствие:

Части реки

Соответствие

Характеристика

Исток

 

А. Участок земной поверхности, с которого все воды стекают в реку и ее притоки

Устье

 

Б. Река вместе со всеми притоками

Приток

 

В. Место, где река берет свое начало

Бассейн реки

 

Г. Место, куда впадает река

Речная система

 

Д. Водоток, впадающий в более крупный водоток

Уровень С.

Какую реку в Китае и почему называли «рекой, причиняющей тысячи огорчений», «бедствием Китая», «рекой, надрывающей сердце»?

______________________________________

Дескрипторы:

  1. Подчеркнут 5 крупных рек Казахстана.
  2. Установят правильное соответствие между частью реки и ее характеристикой.
  3.  Назовут реку и напишут причины.

ФО Самопроверка (правильные ответы на экране)

СТАНЦИЯ №5 «Оценочная»

Ребята вот и добрались мы с вами до последней станции, которая называется оценочная. Я предлагаю каждому из вас определить глубину.

 

РЕФЛЕКСИЯ «Измерение глубины»

(ученики на ленте глубины, делают отметку и выбирают свою глубину знаний)

(см. приложение №4)

0 м

100 м

200 м

300 м

500 м

1000 м

 

 

 

 

 

 

– Я ничего не понял.

100 – Было не просто.

200 – Было интересно.

300 – Я многое узнал.

500 – Я выполнил все задания.

1000 – Теперь я могу применить эти знания.

Реки тест 2.PNG

https://itest.kz/ru/ent/geografiya

 

контурная карта 

 

 

 

 разноуровневые карточки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лента глубины

 

 

 

 

 

 

Дифференциация – каким способом вы хотите больше оказывать поддержку? Какие задания вы даете ученикам более способным по сравнению с другими?  

Оценивание – как Вы планируете проверять уровень освоения материала учащимися? 

Охрана здоровья и соблюдение техники безопасности

Разноуровневые задания, вопросы разного уровня сложности, групповые задания

В этом разделе напишите, чему научились ученики на уроке, и какие методы и приемы, использовались на уроке. 

ФО

Коментарии учителя

Мозговой штурм

самооценивание

Дескрипторы

Жетоны

Измерение глубины

психологический настрой

Рефлексия по уроку

 

Была ли реальной и доступной  цель урока или учебные цели?

Все ли учащиеся достигли цели обучения? Если ученики еще не достигли цели, как вы думаете, почему? Правильно проводилась дифференциация на уроке?

Эффективно ли использовали вы время во время этапов урока? Были ли отклонения от плана урока, и почему?

Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки. 

 

Общая оценка

 

Две вещи, лучше всего прошедшие на уроке (касающиес преподавания и обучения)?

1:

2:

Что могло бы посодействовать тому, чтобы урок прошел еще лучше? (касающиеся преподавания и обучения)?

1:

2:

Что я выяснил на этом уроке о классе или о достижениях/затруднениях отдельных учеников на что обратить внимание на следующем уроке?   

 

Приложение №1

Реки 5.PNG

Вид реки

Примеры

Отличительные

особенности

Значение в хозяйственной деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

Реки 6.PNG

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №2

Название реки

Географическое расположение

Длина реки

Исток реки

Устье реки

Приток реки

Амазонка

 

 

 

 

 

Нил

 

 

 

 

 

Миссисипи

 

 

 

 

 

Янцзы

 

 

 

 

 

Иртыш

 

 

 

 

 

Приложение №3

Название реки

Высота истока

 

Высота устья

Падение реки

Иртыш

 

 

 

 

 

 

Название реки

Падение реки

 

Длина реки

Уклон реки

Обь

 

 

 

 

Приложение №4

0 м

100 м

200 м

300 м

500 м

1000 м

Я ничего не понял

Было не просто

Было интересно

Я многое узнал

Я выполнил все задания

Теперь я могу применить эти знания

 

Сообщить об ошибке