Вулканы, горячие источники, гейзеры

Попова Светлана Леонидовна
Карагандинская область, г. Абай, КГУ «ОШ (РЦ) №12»
1904
География
Тема:
Вулканы, горячие источники, гейзеры

Цели обучения:

Узнать о возникновении вулканов, горячих источников, гейзеров.

Изучить причины возникновения вулканов, горячих источников, гейзеров.

Научиться показывать по карте вулканы.

Цели урока:

Все учащиеся смогут:

Запомнить понятия темы: «вулкан», «гейзер», «горячий источник», «кратер», «жерло», «лава». Показывать вулканы по карте.

Большинство учащихся будут уметь:

Объяснять причины возникновения вулканов, горячих источников, гейзеров.

Делать выводы по изученному материалу.

Некоторые учащиеся смогут:

Оценивать причины возникновения вулканов, создавать макеты вулканов, подготовить доклад по теме.

Языковые цели:

Чтение: читают текст, карту.

Аудирование: прослушивают видеоролик, мнения других учащихся.

Говорение, письмо: устно и письменно описывают строение и возникновение вулканов, горячих источников, гейзеров.

Словарь и терминология, связанные с темой:

«вулкан», «гейзер», «горячий источник», «кратер», «жерло», «лава».

Предыдущее обучение:

Строение Земли.

 

Ход урока

Этапы урока

Запланированная деятельность

Ресурсы

Начало урока

(13 минут)

Орг. Момент – позитивный настрой на урок «Улыбка»

Учащимся предлагается поделиться друг с другом улыбкой.

Деление на группы с помощью цветных стикеров.

 

Проверка домашнего задания: решить вопросы теста

«Сейсмические районы», тест 1, тест 2.

Взаимопроверка в парах по стратегии «Светофор».

цветные стикеры

BilimLand.jpgгейзеры

https://bilimland.kz/ru/courses/geografiya-ru/litosfera-i-zemnaya-kora/lesson/zemletryaseniya

Середина урока

(20 минут)

Учащимся предлагается посмотреть фрагмент видеоролика, определить тему урока и цель урока.

Итак, ребята, тема нашего урока: «Вулканы, горячие источники, гейзеры».

Цель нашего урока: познакомиться с возникновением, строением, значением вулканов, горячих источников, гейзеров.

Работа в группах:

Учащимся предлагается посмотреть видеоролик и, используя текст учебника и дополнительную информацию, составить опорную схему по плану:

1 и 2 группа - Вулкан

1) причины возникновения

2) строение

3) виды

4) их значение для людей

5) размещение на карте

3 и 4 группа - Горячие источники, гейзеры

1) причины возникновения

2) их значение для людей

3) размещение на карте

4) правила поведения при извержении вулкана

 

Физминутка.

Группы 1 и 2; 3 и 4 обмениваются ватманами, отмечают недостающие моменты и представляют свою информацию противоположным группам.

Оценивание работ по стратегии «Две звезды».

Закрепление материала:

№ 2925 вулканы

Самооценивание по образцу

https://twig-bilim.kz/ru/film/what-is-a-volcano

 

Twig.jpgгейзеры

 

https://twig-bilim.kz/ru/film/what-is-a-volcano

 

ватманы

фломастеры

 

дополнительная информация

 

 

https://www.youtube.com/watch?time_continue=15&v=wje-YR3r-7I

 

 

https://bilimland.kz/ru/courses/geografiya-ru/litosfera-i-zemnaya-kora/lesson/vulkany

Конец урока

(12 минут)

Домашнее задание:

§ 22 стр.65 ответить на вопросы.

Подготовить дополнительную информацию по вулканам.

Нанести на контурную карту вулканы.

Индивидуальное задание: создать макет вулкана.

Рефлексия

Сегодня на уроке я узнал…

Мне было интересно…

Мне было сложно…

дневник

 

 

 

 

листы рефлексии

 

Дополнительная информация

Дифференциация

Как Вы планируете оказать больше поддержки?

Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание

Как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Межпредметная связь

Проверка здоровья и безопасности.

Связи с ИКТ.

Связи с ценностями.

Формы организации деятельности:

индивидуальная работа, работа в парах и группах.

Все учащиеся могут

запомнить понятия темы: «вулкан», «гейзер», «горячий источник», «кратер», «жерло», «лава». Показывать вулканы по карте.

Большинство учащихся умеют

объяснять причины возникновения вулканов, горячих источников, гейзеров.

Делать выводы по изученному материалу.

Некоторые учащиеся могут

оценивать причины возникновения вулканов, создавать макеты вулканов, готовить доклад по теме.

ФО индивидуальное и групповое, самооценивание, взаомооценивание.

ФО: через стратегии «Светофор», «Верно-неверно», «Две звезды».

 

Проведение рефлексии для организации работы на следующий урок.

Правила поведения при извержении вулкана.

Физкульминутка

Рефлексия

Были ли цели урока/учебные цели реалистичными?

Чему ученики научились сегодня?

Какая была атмосфера урока?

Хорошо ли сработал мой дифференцированный подход?

Уложился(ась) ли я в график?

Какие изменения я хотел(а) бы внести в свой план и почему?

Используйте данный раздел для рефлексии урока. Ответьте на вопросы о вашем уроке из левой колонки.

________________________________________________

_______________________________________________

________________________________________________

 

Общая оценка

Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1.____________________________________________________________________________

2.____________________________________________________________________________

Какие две вещи могли бы улучшить урок?

1.____________________________________________________________________________

2.____________________________________________________________________________

 

Что я узнала о классе или об отдельных учениках такого, что поможет мне подготовиться к следующему уроку?

______________________________________________

 

Дополнительная информация

«Значение вулкана»

1. Вулканический пепел обогащает почву сельскохозяйственных районов.

Наиболее плотно заселены.

2. Вблизи вулкана образуются месторождения полезных ископаемых.

Продукты вулканического извержения – пемза, вулканическое стекло, базальт – строительный материал.

 

«Гейзеры»

Гейзер – горячая вода с паром, бьющая из отверстия в земле. Гейзер имеет определённую периодичность действия от минуты до нескольких суток, в зависимости от скорости закипания воды и близости её к источнику нагревания.

Гейзеры всегда расположены там, где находятся вулканы.

Гейзер – это вулкан в миниатюре, только вместо магмы на поверхность выходит вода и перегретый пар. Раскалённая магма поднимается на поверхность Земли и сильно нагревает породу, в которой содержатся грунтовые воды. Под давлением они, вырываясь наружу, образуют гейзер. Следующий выброс происходит только тогда, когда под землёй снова накопятся и нагреются до кипения грунтовые воды. Крупные гейзеры на Камчатке были обнаружены в 1941 году в долине реки Гейзерной. Самый большой гейзер Камчатки – Великан, выбрасывающий струи воды высотой 40 метров и пара высотой несколько сот метров.

В Исландии действует около 30 гейзеров, среди которых выделяется Прыгающая Ведьма, извергающий пароводяную смесь на высоту 15 метров приблизительно через каждые 2 часа.

Среди гейзеров Йеллоустонского национального парка в Америке (около 200) самые большие – Гигант и Старый Служака. Первый выбрасывает пар и воду на высоту до 40 метров с периодом в 3 дня, второй – на высоту 42 метров через каждые 53–70 минут.

Использование гейзеров:

1. Отопление жилищ, теплиц

2. Получение электроэнергии

3. Лечебные воды

 

Правила поведения при извержении вулкана

Находясь дома

Если катастрофа застала людей в их доме: закрыть окна, двери, вентиляцию. Следует сохранять спокойствие, не поддаваться панике, не пытаться убежать. Очень важно не покидать убежище. Если кто-то из родных сейчас находится на работе или в учебном заведении, не стоит пытаться всеми силами найти его. Лучше оставаться в безопасном убежище. Включить радио и слушать сообщения МЧС. Вся информация о ходе катастрофы и порядке действия населения будет передаваться. Возможно потребуется эвакуация, поэтому необходимо быть готовым покинуть убежище, услыхав соответствующее указание по радио.

 

При нахождении на улице

Необходимо немедленно защитить голову и тело от камней и пепла при помощи одежды.

Очень важно защитить дыхательные пути ватно-марлевой повязкой, если же ее нет с собой, можно использовать одежду, желательно из натуральных тканей и слегка смоченную водой.

Извержение может сопровождаться наводнением, поэтому следует спасаться на возвышенных участках.

Если катастрофа застала человека в непосредственной близости от сейсмически нестабильного района, то правила поведения при извержении вулкана таковы:

Укрыв голову одеждой, следует бежать по направлению к дороге.

При перемещении на личном автомобиле, следует ожидать того, что колеса увязнут в пепле. В этом случае транспортное средство придется оставить и спасаться самому.

Заметив вдали шар из газа и раскаленной пыли, необходимо укрыться в подземном убежище, они имеются в большинстве сейсмически опасных областей. Если это по каким-то причинам невозможно, лучше всего нырнуть под воду и переждать.

Попав под «град» из вулканических выбросов, следует присесть на землю спиной к вулкану, защитив голову руками, сумкой, рюкзаком – любым способом.

Сообщить об ошибке