Понятие об авторском праве и плагиате

Суворова Галина Викторовна
г. Курчатов, КГУ «СОШ №2»
16
Информатика
Тема:
Понятие об авторском праве и плагиате

Цели урока:

Формирование знаний о понятиях «авторское право», «плагиат», «способы поддержки информации посредством ссылки на автора».
Формировать знания о видах авторского права и умении их различать.
Формирование умения использовать на практике способы поддержки информации посредством ссылки на работу автора.

Ожидаемые результаты:

1-й уровень усвоения. Все ученики знают понятия «Интеллектуальная собственность», «Авторское право», «Плагиат». Ученики запоминают информацию, знают причинно-следственные связи.
2-й уровень усвоения. Большинство учащихся, опираясь на полученные знания, могут найти решение поставленной задаче, рассуждают о правомерности каких-либо действий, знают понятие «Собственность в Интернете».
3-й уровень усвоения. Некоторые ученики могут на практике применять полученные знания по созданию ссылок, сносок, гиперссылок при написании эссе с указанием ссылки на авторов.

Обучение ценностям:

Воспитывать такие качества, как ответственность, открытость и уважение к окружающим. Учить открыто делиться своим мнением и с уважением относиться к мнению окружающих людей.

Предыдущие знания:

Обсуждение вопросов по пройденным темам «Ссылки», «Гиперссылки».

Используемые методы:

«Мой настрой на урок», «Корзина идей», «Толстые и тонкие вопросы».

Используемые ресурсы:

Учебник, тетрадь, интерактивное оборудование, ПК – Текстовый процессор, ресурсы Интернета, ресурсы портала bilimland.kz (1. Информатика - 9 класс - Гиперссылки и навигация сайта; 2.Видеоколлекция - Познавательные фильмы - Что такое плагиат и авторское право?), стикеры, лист А3 – изображение корзины.

BilimLand.jpg2019

 

Ход урока

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

Начало урока
0–2 мин

 

Орг. момент
Приветствие учеников. Для создания коллаборативной среды в классе учитель организует тренинг «Мой настрой на урок». Каждый учащийся выбирает рисунок на интерактивной доске, определяющий его настрой на урок.

author_rights_1.png

интерактивное оборудование, рисунки

3–8 мин
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9–10 мин
 

Проверка уровня подготовки домашнего задания
Давайте вспомним, что мы проходили на прошлом уроке, выполнив тестовое задание на компьютере с портала bilimland.kz
• Информатика – 9 класс – Гиперссылки и навигация сайта.

author_rights_2.png

Актуализация знаний.
Прежде чем формулировать тему урока, давайте разгадаем ребус.

author_rights_3.png

Ответ: Плагиат
Правильно, тема нашего урока «Авторское право и плагиат».
Вместе с учащимися обсуждаем цели урока. При необходимости на доске опорные слова. Например, «Что?, Где?, Как?» и так далее.

ПК учащихся
https://bilimland.kz/ru/courses/informatika-ru/9-klass/lesson/giperssylki-i-navigacziya-sajta 

BilimLand.jpg2019

 

 

 

 

 

 

 

 

интерактивное оборудование, ребус
 

Середина урока 
11–20 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21 мин


 

 

 

 

 

22–33 мин


 

 

 

 

 

 

 

 

 

34–38 мин

 

Открытие новых знаний
Вводное слово учителя.
Программные продукты, которые мы используем на занятиях, являются результатом творческих усилий людей, работающих в разных отраслях, а также объектом их интеллектуальной собственности (ОИС).
Права автора, на результаты интеллектуальной деятельности защищенные законом.
Метод «Толстые и тонкие вопросы»
Коллективная работа. Учащиеся просматривают видеосюжет (с портала bilimland.kz – Видеоколлекция – Познавательные фильмы – Что такое плагиат и авторское право?), выписывают интересные моменты.

author_rights_4.png

Вы внимательно просмотрели видеосюжет, давайте подведем итог:
• Кто в прошлом, всячески отрицал свое авторство в создании произведений и почему? (египтяне, приписывали свои произведения богам, чтобы обеспечить своим творениям вечную славу)
• По какой причине появилось авторское право? (появились более ценные произведения, за которые можно было получить большие деньги)
• Кто является пиратом? (люди которые копируют чужую работу без согласия автора)
• Как называется документ, подтверждающий авторское право? (патент)
• В каком веке начали применять слово «плагиат»? (17)

ФИЗМИНУТКА «Карлики и великаны». 

author_rights_5.png

Ведущий говорит «Карлики», все приседают, «Великаны», все встают на носочки и поднимают руки вверх, тянутся в высоту. Так по очереди несколько раз. 
Молодцы.

Метод «Корзина идей»
Индивидуальная работа с учебником
Учащиеся читают материал учебника и выписывают на стикеры основные тезисы темы. Размещают стикеры на лист А3, собирая тем самым Корзину идей.

author_rights_6.png

• ОИС
• Примеры ОИС
• Авторское право
• Виды авторского права
• Личные права автора
• Имущественные права
• Плагиат

Беседа с классом. Решение проблемных ситуаций
Учащимся предлагается обсудить ситуации из газеты «Аргументы и факты» от 19/06/2017 «Свое по праву. Что можно считать нарушением авторских прав, а что нет?»
Ситуация №1
Фото, которое вы разместили на своей страничке в соцсети, стали лайкать и постить другие люди.
– Если люди используют ваши фото или видео в своих личных целях, это не является нарушением авторских прав. Человек может разместить фотографию вашего авторства у себя на страничке, сделать ее заставкой на своем компьютере, увеличить и повесить над своей кроватью и т. д. – все это примеры использования фото в сугубо личных интересах.
Ситуация №2
Вы стали свидетелем какого-то события (упал метеорит, случился пожар, теракт и т. д.), сняли его на видео и выложили в соцсети. Включаете телевизор, а ваши кадры транслируют по всем телеканалам.
– Это пример нарушения ваших авторских прав. Видео использовано в коммерческих целях. Поэтому не воруйте фото в интернете для публикаций, рекламы и других своих коммерческих целей!
Ситуация №3
Ваши фотографии так понравились ученому, что он решил вставить их в свою презентацию для научной конференции.
– И это нарушение авторских прав, потому что ваши фото были использованы не в личных, а коммерческих целях.
(материал с сайта http://www.aif.ru/society/law/svoe_po_pravu_chto_mozhno_schitat_narusheniem_avtorskih_prav_a_chto_net)

В течение урока всем, кто активно работает, выдаются цветные жетоны со словами похвалы.
•    Ты быстро учишься.
•    Это замечательная работа.
•    Мне нравится ход твоих мыслей.
•    Так держать!
•    Тебе это удалось.
•    Ты сегодня бесподобен!
•    Отлично!
•    Я горжусь тем, как ты поработал.

интерактивное оборудование, https://bilimland.kz/ru/courses/education-movies/poznavatelnye-filmy/lesson/chto-takoe-plagiat-i-avtorskoe-pravo 
Тетрадь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебник, тетрадь, стикеры, лист А3 – корзина
 

Конец урока
39–40 мин

Рефлексия
Прием «Мой настрой на урок»
Учащимся предлагается выбрать рисунок, определяющий настрой на конец урока.

author_rights_7.png

Д/з Читать §29

интерактивное оборудование, рисунки

Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки?

Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Здоровье и соблюдение техники безопасности

Корректировка нового материала на стене граффити.

При выполнении электронного теста задания проверяются автоматически.
Также всем, кто отвечает и активно работает, выдаются жетоны со словами похвалы. 

С целью профилактики утомляемости, на уроке предусмотрена физминутка.
Во время работы за компьютером учащиеся следят за правильной осанкой, расстоянием от глаз до экрана монитора.

 

Сообщить об ошибке