Программирование линейных алгоритмов

Каирбаева Ботакоз Нургалиевна
Карагандинская обл., Бухар-Жырауский район, с. Доскей, КГУ «Ельтайская ОСШ»
418
Информатика
Тема:
Программирование линейных алгоритмов

Цели обучения:

7.3.2.1 записывать алгоритм на языке программирования;

7.3.3.2 записывать линейные и разветвляющиеся алгоритмы в интегрированной среде разработки программ (С/С++, Python, Delphi, Lazarus и т. п.)).

Цели урока:

- актуализировать и закрепить ранее изученный материал, научиться составлять линейные алгоритмы и программы на языке программирования Паскаль;

- развитие алгоритмического мышления, умения применять полученные знания при решении задач различной направленности;

- понимать применение условных операторов;

- использовать условные операторы в проектах.

Критерии успеха:

- умеет составлять блок-схемы на представленные задачи;

- умеет правильно пояснить порядок действий, записанных в виде блок-схем;

- умеет представлять условный оператор в виде блок-схемы.

Языковые цели:

Формулируются для неязыковых предметов:

писать короткие отчеты для представления своих проектов перед классом.

Определите языковые цели, включая примеры лексики и фраз.

* Для решения задачи мы использовали…, так как…

* Для наглядного представления данных можно…

* Для создания диаграммы, сначала нужно…, затем…

Лексика и терминология, специфичная для предмета:

* алгоритм, среда программирования, язык программирования;

* код, операторы, ввод/вывод, идентификатор, переменная;

* условие, выбор.

Привитие ценностей:

Обучение на протяжении жизни.

Межпредметные связи:

Математика, физика.

Предварительные знания:

Алгоритм, представление алгоритма в виде блок-схем.

 

Ход урока

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

Начало урока

3 мин

Организационный момент: приветствие, проверка присутствующих, знакомимся с темой и целями урока.

Презентация

3  мин

Повторение ранее изученного материала:

• Что такое алгоритм?

Ответ: Алгоритм – конечная последовательность шагов в решении задачи, приводящая от исходных данных к требуемому результату.

• Назовите виды алгоритмов.

Ответ: Линейный, разветвляющийся, циклический.

• В какой форме записываются алгоритмы?

Ответ: Словесная, графическая, программная.

· Кто такой исполнитель?

Ответ: это объект, который выполняет алгоритм.

Что такое команда?

Ответ: Это указание исполнителю выполнить отдельное действие.

Презентация

Проверка домашнего задания

3 мин

Оцените себя, выставьте оценки в карту оценивания (оценка выставляется за итоговый тест).

Проверка домашнего задания с использованием ресурса www.bilimland.kz 

Информатика – 6 класс – Запись алгоритма блок-схемами – https://bilimland.kz/ru/home#lesson=16757 (учащиеся выполняют упражнение 1,2, тест)

 

Середина урока

7 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20 мин

kairbaeva_algoritm_1.png

Рассмотрите блок-схему. Как вы думаете, какой алгоритм приведен?

Выход на тему урока.

Какие цели вы для себя поставите?

 

Изучение нового материала: Линейным называется алгоритм, в котором команды выполняются последовательно одна за другой.

 

 

ЛИНЕЙНЫЕ ПРОГРАММЫ могут включать в себя операторы:

• присваивания;

• ввода;

• вывода.

1. Оператор присваивания

• А: = В; где А – переменная, В – выражение.

Типы переменной А и значение переменной В должны соответствовать друг другу. Например: x, y: integer; y: = 2x + 4.

2. ОПЕРАТОР ВВОДА

Оператор ввода значений с клавиатуры имеет вид:

ReadLn(A1,A2,…,An); – где A1,A2,…,An – имена переменных.

При выполнении этого оператора компилятор приостанавливает свою работу, программист должен набрать значения переменных в списке ввода. Каждое вводимое значение получают последовательно переменные А1, А2, …, Аn.

Readln; – переход на новую строку при вводе данных. Такой оператор применяется, когда исполнение программы желательно задержать до нажатия клавиши Enter.

3. ОПРЕАТОР ВЫВОДА

WRITE(B1,B2,…,Bn); где B1,B2,…,Bn – выражения типов: Integer, Char, Real, String, Boolean.

Значения типа Integer– выводятся в обычной форме в виде целого числа. Значения типа Real – в простейшем случае выводятся в форме с порядком, при этом мантисса содержит 7 цифр.

WRITELN(B1,B2,…,Bn); – отличается от первого тем, что после вывода последнего значения курсор переводится в начало следующей строки экрана.

 

Работа в парах. Выдача индивидуальных оценочных листов.

 

Оценочный лист

Вид работы

Справился

Были затруднения, но я справился

Не справился

1

Записать имена людей на портретах. Рассказать о них.

 

 

 

2

«Имя переменной». 

 

 

 

3

«Имя переменной». 

 

 

 

4

Подсчет блоков задач.

 

 

 

5

Задача1. «Прямоугольник»

 

 

 

6

Задача 2 Практическая работа за компьютером

Написать программу нахождения суммы чисел А и В, вводимых с клавиатуры.

 

 

 

7

Составление «Синквейна» на слово «Алгоритм»

 

 

 

8

Рефлексия

 

 

 

8–7 б – достиг, 6–4 б – были затруднения, но я справился, 3–1 б – не достиг

1 задание «Галерея». Записать имена людей на портретах. Рассказать о них.

kairbaeva_algoritm_2.png

2 задание. «Имя переменной». Каждая пара описывает по три имени.

 

3 задание. «Тип переменных». Каждая пара определяет тип переменной

kairbaeva_algoritm_3.png

4 задание. Подсчитайте блоки задач. За сколько блоков Золушка справится со своими заданиями?

kairbaeva_algoritm_4.png

Задача1. «Прямоугольник»

kairbaeva_algoritm_5.png

Соблюдение техники безопасности за компьютером

 

Задача 2. Практическая работа за компьютером

Написать программу нахождения суммы чисел А и В, вводимых с клавиатуры.

- Вспомним этапы решения задач на компьютере. Для начала определим, что нам известно? (Известны два числа А и В.)

- Какая математическая модель подойдет для решения этой задачи? (S = A + B)

kairbaeva_algoritm_6.png- Запишем алгоритм графическим способом.

- Теперь, когда алгоритм записан, можно составить программу. Для этого вспомним структуру программы в Паскале.

Program primer4;     { Заголовок программы }

Var A,B,S: Integer;  {Раздел описания переменных }

Begin       { Раздел операторов}

Writeln(‘Введите значения чисел А, В’);    {оператор вывода}

Read(A,B);  {оператор ввода значений переменных с клавиатуры}

S:=A+B;           {оператор присваивания}

Writeln(‘S=‘, S);     {оператор вывода значения}

Readln;   {оператор ждет нажатия клавиши ввода}

End.        {конец программы}

Презентация

3  мин

Работа в парах. Выполнить задание:

По методу «Синквейн» закрепляет урок. «Алгоритм»

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

1. Алгоритм 2. Точный, понятный.
3. Составлять, действовать 4. Порядок действия
5. Блок-схема

 

Презентация

3 мин

Подведение итогов урока.

- Над какой темой работали?

- Достигли ли вы своей цели на уроке?

- Какие операторы включают линейные программы?

- Назовите операторы ввода?

- Назовите операторы вывода?

- Что было трудным для вас?

Рефлексия «Лестница успеха» подпишите стикеры и напишите, справились вы с заданиями.

Домашнее задание:

Напишите программу Нахождения диаметра окружности. Ответ представить в виде блок-схемы.

Презентация

 

Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Здоровье и соблюдение техники безопасности

Все учащиеся научаться строить блок-схему с условным оператором.

Большинство учащихся научаться пользоваться решать задачи на условный оператор

Более способные учащиеся в своих проектах будут применять вложенные условия (возможно и составные условия).

Устная похвала учителя, самооценивание, учитель проверяет о наличии условного оператора в проектах учащихся.

ТБ и правила поведения в классе при работе за ПК. Физминутка

Сообщить об ошибке