Ветвление. Операторы условного перехода

Зеленая Анна Владимировна
г. Костанай, ГУ «Школа-лицей №2»
882
Информатика
Тема:
Ветвление. Операторы условного перехода

Цель урока:

Вести понятие условного оператора на языке программирования Паскаль, обучить приемам построения простых вычислительных алгоритмов с ветвлениями и их программирования.

Развитие алгоритмического мышления, точности мышления, логического ума, внимательности.

Воспитание культуры умственного труда, самостоятельности, целеустремленности, взаимопомощи.

Задачи урока:

1. Образовательные:

  • Закрепить с учащимися операторы ввода, вывода и присваивания. Познакомить учащихся с операторами программирования разветвляющих алгоритмов. Научить представлению разветвляющего алгоритма в виде программного кода.

2. Развивающие:

  • Активизировать познавательную активность учащихся через мультимедийные средства обучения.
  • Развивать образное, критическое, дивергентное мышление.

3. Воспитательные:

  • Повышение мотивации учащихся на уроке.
  • Достижение сознательного уровня усвоения материала учащимися.
  • Формирование чувства коллективизма и здорового соперничества.
  • Формирование алгоритмического мышления.

Требования к знаниям и умениям:

  • Знать типы алгоритмов.
  • Знать понятия: линейный, разветвляющийся, циклический алгоритмы.
  • Уметь применять полученные знания при выполнении практических заданий.

Тип урока:

Комбинированный.

Технология:

Формирование коммуникативной компетенции.

Методы:

  • частично-поисковый, практический;
  • информационный (словесный);
  • наглядно-иллюстративный.

Оборудование:

Флипчарт по теме (приложение 1), компьютеры, ресурс www.bilimland.kz, технологическая карта ученика (приложение 2), разноуровневые карточки (приложение 3), локальная сеть NetOp.

BilimLand.jpgзеленая

 

Ход урока

  1. Организационный момент
  1. Приветствие ребят.

Здравствуйте, ребята! Садитесь! Какое у вас настроение? Если хорошее – улыбнитесь всем! Если нет – посмотрите друг на друга и улыбнитесь! Начнем урок!

Эпиграфом к нашему уроку будут слова великого математика Чарльза Беббиджа: «Я услышал и забыл. Увидел и запомнил. Сделал и понял».

Я представила вам таблицу. Посмотрите на доску. Этот же алгоритм изображен графически (страница флипчарта 1).

Значение S

Оператор

Результат

12

5

24

511.04

- 46.78

Write  ( S)

Write  ( ‘S’)

Write ( ‘S=’ , S)

Write (S:8:4)

Write (S:7:2)

12

S
S=24

511.0400

-46.78

2. Объявление целей урока.

II. Актуализация знаний учащихся

Но прежде чем приступим к изучению нового материала, мы должны вспомнить, что изучали на прошлом уроке.

1.Задача (страница флипчарта 2).

По двум катетам найти гипотенузу прямоугольного треугольника.

  • Какие величины известны? (катеты).
  • Как обозначим их? (а, в).
  • Что надо найти? (гипотенузу).
  • Как обозначим? (с).

Как найти гипотенузу, если катеты известны? (по теореме Пифагора (a2+b2=c)).

На доске один ученик составляет программу (на доске заранее записано служебные слова).

Program TR;                           Program TR;

  Var                                          Var a,b,c:integer;

Begin                                        Begin

     writeln                                 writeln (‘Ведите две велечины=');

     readln                                  readln (a,b);

                                                  c:=sqr(a)+ sqr(b);

     writeln                                 writeln (c);

End.                                      End.

 

  1. Работа с ресурсом:

https://bilimland.kz/ru/courses/informatika-ru/7-klass/lesson/operatory-vvoda-vyvoda-i-prisvaivaniya тест

BilimLand.jpgзеленая

Учитель проводит контроль знаний с помощью теста в течение 5 минут. Дети на местах работают с ресурсом bilimland.kz.

III. Изучение нового материала

  1. Теоретическая часть (страница флипчарта 3).

Ветвление 1.PNG Помните, как в старой доброй сказке витязь стоял перед вещим камнем и читал надпись не нем: «Направо пойдешь – коня потеряешь, себя спасешь; налево пойдешь – себя потеряешь, коня спасешь; прямо пойдешь – и себя и коня потеряешь»? Чего ждал он, о чем размышлял? Естественно, о проблеме выбора, ведь у него стояла не легкая задача – в любом случае витязь что-то терял. Благо, что нам нечего терять, но выбирать придется.

Работа с ресурсом: https://bilimland.kz/ru/courses/informatika-ru/8-klass/lesson/operatory-programmirovaniya-razvetvlyayushix-algoritmov (объяснение нового материала).

Итак, давайте закрепим, разветвляющие алгоритмы бывают двух типов: (страница флипчарта 4).

Ветвление 2.PNG

В словесном описании разветвляющегося алгоритма используются слова:

  «IF», «THEN», «ELSE».

 

Полная форма: «если выполняется условие, то…, иначе…». Действия предусмотрены и при выполнении условия, и при его невыполнении (страница флипчарта 5).

1 ..................
2  
3 if<условие>then<оператор1>
4 else<оператор2>;
5  
6 
  ..................

Неполная форма: «если выполняется условие, то…». Действия предусмотрены только при выполнении условия. При невыполнении условия.

1 ..................

 

if<условие>then<оператор1>;
4 
6 ..................

Оператор case предназначен для разветвления процесса вычислений на несколько направлений.

Синтаксис:

case <селектор> of

метка_1: оператор_1;

метка_2: оператор_2;

метка_3: оператор_3;

else оператор_n;

end;

 

Пример 2. (страница флипчарта 6).

  • Задание.

Проснувшись утром, школьник почувствовал недомогание. Находившийся рядом родитель тут же составил для него следующий алгоритм:

Измерить температуру.

Если температура выше 37С, то:

вызвать врача;

пойти в школу.

Эта конструкция работает по такому принципу: сначала проверяется условие (после if); если оно истинно, то выполняется оператор 1 (после then), в противном случае – оператор 2 (после else). И еще: if означает «если», then – «тогда», else – «иначе». Все это зарезервированные слова в Pascal, всегда выделяются жирным шрифтом. Еще одно важное замечание: перед else никогда не ставится точка с запятой, поскольку оно составляет единое целое с if и then. Поясним, как используется условный оператор на простом примере:

Ветвление 3.PNG

Перепишите этот небольшой код в среду PascalABC.Net и запустите (кнопка F9 на клавиатуре). Посмотрите, как работает программа. Здесь идет проверка температуры t тела – если она больше 37.3 (условие t>37.3 после if), то выполняется оператор после then и мы увидим ответ: «вызвать врача»; в противном случае (то есть при температуре от 0 и ниже: t≤37,3 – это условие противоположное по отношению к предыдущему t>37,3) выполнится оператор после else и ответ будет другим: «пойти в школу». Это пример простейшей задачи на использование условного оператора.

В этой задаче, правда, мы не учли температуру тела, которая ниже 36°С. Поэтому перепишем предыдущую программу немного по-другому (страница флипчарта 7):

Ветвление 4.PNG

Здесь надо сделать некоторые пояснения с помощью сложного условия OR (ИЛИ). Сначала мы проверяем отрицательную температуру тела(t>=37,3) or (t<=35): если это действительно так, то выполняется оператор вывода writeln (вызвать врача') – это и есть оператор 1. В противном случае (то есть, если температура положительная) должен быть выполнен оператор 2, стоящий после else.

 

Результат выполнения с использованием оператора выбора case (страница флипчарта 8):

Ветвление 5.PNG

3. Выполнение практической работы.  

https://bilimland.kz/ru/courses/informatika-ru/8-klass/lesson/operatory-programmirovaniya-razvetvlyayushix-algoritmov

Ветвление 6.PNG

Ребята, рассаживаемся за свои рабочие места. Проходим по ссылке и выполняем упражнения 1, 2, 3. С вомощью них вы можете самостоятельно проверить себя и закрепить пройденный материал. Ну и, конечно же, оценить свои знания, посмотреть, на сколько вы усвоили новую тему.

IV. Домашнее задание (страница флипчарта 9)

Пример: Составить программу, спрашивающую у ученика его отметку по информатике и реагирующую на нее подходящим текстом.

Особенность: Выбор не из двух, а из нескольких вариантов в зависимости от отметки.

V. Итог урока. (страница флипчарта 10)

На этом урок заканчивается. Наша цель достигнута. Мы повторили прошлый материал, познакомились алгоритмом ветвления, успешно применили знания на практике.

VI. Рефлексия. (страница флипчарта 11)

– Что вам сегодня понравилось на уроке?
– Что вы запомнили?
– Что было интересного?

– Что показалось вам трудным?

VII. Оценивание

Ребята, сегодня вы работали самостоятельно, выполняя упражнения с помощью ресурса bilimland.kz, каждый складывает свои три оценки, которые он получил и выводит среднюю оценку.

Сообщить об ошибке