Виды моделей

Архипова Гульзан Юсуповна
Костанайская обл., г. Костанай, ГУ «СШ №23 имени М.Козыбаева»
545
Информатика
Тема:
Виды моделей

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке:

научить определять виды моделей, а также научить учащихся описывать информационные модели.

Цели урока:

изучить основные виды моделей и их назначение, познакомиться с классификацией моделей, научиться создавать информационные модели.

Критерии успеха:

Знание и понимание:

знают виды моделей, могут определять, к какому классу относятся те или иные модели.

Применение:

используя знания, полученные на данном уроке, могут описывать информационные модели, а также создавать компьютерные модели в графическом редакторе Paint.

Привитие ценностей:

уважение к труду кого-либо и друг к другу;

обеспечение безопасной работы учащихся с компьютерами.

Предварительные знания:

понятие модели и моделирования. Работа в графическом и текстовом редакторе.

 

Ход урока

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

Начало урока

7 минут

Организационный момент.

Учитель: Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку.

- Здравствуйте ребята! На прошлом уроке мы с вами познакомились с понятием модель и моделирование. Для того чтобы получить новые знания мы вспомним, что изучали на прошлом уроке. Но для начала, у каждого учащегося есть лист оценивания с критериями, в котором вам необходимо ставить напротив задания знак «+», если вы выполнили правильно и принимали участие в ответе, если же нет, то «-». Для начала подпишите эти листы. А теперь разделимся на группы.  

Учащиеся: у учащихся возле своего компьютера есть заготовленный значок, после они группируются по этим значкам.

1 группа Виды моделей 1 2 группа Виды моделей 2 3 группа Виды моделей 3

На уроке применяются стратегии критического мышления.

Учитель: Для того чтобы мы вспомнили основные понятия и выводы по теме «Модель и моделирование», у каждой группы есть листок с вопросом. Ваша задача – ответить на вопрос и передать его другой группе (1 группа передает 2 группе, 2 группа – 3-ей, а 3 группа 1-ой), таким образом, вы должны ответить на все вопросы, а листы должны вернуться к той группе, где были изначально. Затем, после того как вы ответите на вопросы, в каждой группе вам необходимо выбрать капитана команды, который будет защищать свои ответы. Вам дается 5 минут  на выполнение заданий.

Учащиеся: приступают к ответам на вопросы.

1 группа

Что такое модель?

Ответ учащихся: «Модель – это упрощенное представление о реальном объекте, процессе или явлении».

Что влияет на созданную модель?

Ответ учащихся: Что моделируют (объект моделирования). Зачем моделируют (цель моделирования). Кто моделирует (субъект моделирования).

2 группа

Что такое моделирование?

Ответ учащихся: Процесс построения модели называется моделированием.

Приведите примеры моделей (по два, не повторяться).

Глобус, манекен, кукла, кораблик игрушка, географическая карта, портрет.

3 группа

Что может являться субъектом моделирования?

Ответ учащихся: субъектом моделирования может быть только человек.

Составьте схему моделирования.

Ответ учащихся: цель моделирования, выбирают субъект моделирования и объект моделирования, который будут исследовать или создавать.

Учащиеся: каждый учащийся в листах оценивания ставит себе «+» или «-» в зависимости от того, правильно ли выполнил задание или нет.

Значки для разделения групп, карточки с вопросами для проверки знаний.

Середина урока

( 28 минут)

 

3 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 мин.

 

 

 

5 мин.

 

 

 

3 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 мин.

 

 

 

 

 

10 мин.

 

 

 

 

Учитель: молодцы ребята! Очень хорошо подготовились к уроку. Вы называли примеры моделей: глобус, карта и т.д. А для того, чтобы определить к какому виду относятся данные модели, мы познакомимся с новой темой «Виды моделей», узнаем, какие классы моделей существуют. А также вы научитесь определять вид моделей и их существенные признаки, для этого воспользуемся ресурсами bilimland.kz и посмотрим видеоурок.

Учащиеся: присаживаться за свое рабочее место (за компьютеры), одевают наушники и запускают сайт bilimland.kz., переходят на вкладку «объяснение»

Виды моделей 4

Учитель: открываем тетради запишете число и тему урока и поработаем над конспектом. Для этого перейдите в следующую вкладку «Текст», внимательно прочитайте его, а также перейти во вкладку «Глоссарий» и сделайте для себя необходимые записи основных понятий.

Учащиеся: открывают тетради, записывают число и тему урока, далее читают текст и записывают основные понятия.

Учитель: для закрепления нового материала перейдите на вкладку упражнение 1, и выполнив переходите на следующие.

Учащиеся: выполняют упражнение поочередно, так же они могут проверить свои ошибки и выполнить снова данное упражнение.

Учитель: Из просмотренного видеоролика и выполненных упражнений вы уже знаете, на какие классы делятся модели. Что представляют собой информационные модели, материальные, что такое образные модели и что же такое символические. А теперь давайте снова поработаем в группах (учащиеся занимают места по группам).

Учитель: Приглашаю подойти капитанам каждой группы и выбрать задание.

Учащиеся: Капитаны каждой группы вытягивают из коробочки карточку с заданием.

Учащиеся: капитан каждой группы получает задание и выполняют задание.

Виды моделей 5Виды моделей 6

Виды моделей 7

Ответы учащихся

Карточка №1. Мальчик, запускающий бумажный самолетик.

Модель: бумажный самолетик.

Вид модели: материальная.

Существенные свойства объекта: крылья, корпус, их взаимное расположение, умение летать.

Карточка №2. Авиадиспетчер.

Модель: светящаяся точка на экране.

Вид модели: информационная, образная.

Существенные свойства объекта: скорость и высота полета, направление и вид движения (взлет, посадка, разворот), взаиморасположение с другими самолетами.

Карточка №3. Кассир по продаже авиабилетов.

Модель: план посадочных мест самолета.

Вид модели: информационная, образная.

Существенные свойства объекта: расположение рядов кресел, количество кресел в ряду, стоимость билета для каждого места, наличие свободных мест.

Учащиеся: каждый учащийся в листах оценивания ставят себе «+» или «-» в зависимости от того, правильно выполнили задание или нет.

Практическая работа за компьютером

Учитель: Молодцы ребята вы очень хорошо поработали в группе. А теперь присаживайтесь каждый на свое рабочее место. Выполним тест в ресурсе bilimland.kz.

Откройте вкладку тест и ответьте на вопросы.

После выполнения тестов в своих листах оценивания отметьте, на сколько вопросов вы ответили правильно.

Учащиеся: запускают тест и отвечают на вопросы. В листах оценивания ставят количество правильных ответов.

Учитель: очень хорошо ребята, вы сегодня постарались на славу! Вы знаете, ребята, что создание модели зависит от самого человека, от его авторства. Давайте посмотрим, как у вас получиться показать на примере свою творческую натуру. Ну а для этого вам необходимо создать информационную модель «Схема расстановки мебели в кабинете информатики».  На рабочем столе у вас есть файл «Кабинет информатики» (приложение 1), откройте его с помощью графического редактора Paint. Используя инструменты повернуть, отразить, копировать, вставить расставьте мебель по своему усмотрению.

Учащиеся: открывают файл и приступают к практической работе.

Учитель: данную работу вы оцениваете следующим образом, если вы успели все выполнить, т.е. создать модель, то ставим «+», если нет, то «-».

Ссылка на видеоурок по теме «Виды моделей» https://bilimland.kz/ru/courses/informatika-ru/6-klass/lesson/vidy-modelej лого модель

 

 

 

 

 

 

Ссылка на вкладку «глоссарий»

https://bilimland.kz/ru/courses/informatika-ru/6-klass/lesson/vidy-modelej

 

 

 

Ссылка  на вкладку «упражения»

https://bilimland.kz/ru/courses/informatika-ru/6-klass/lesson/vidy-modelej

 

 

 

 

 

 

 

Карточки с заданиями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ссылка  на вкладку тест https://bilimland.kz/ru/courses/informatika-ru/6-klass/lesson/vidy-modelej

 

 

 

 

 

 

 

Электронный файл «Кабинет информатики» (приложение 1)

 

 

Конец урока

5 минут

Учитель: а теперь, ребята, запишите домашнее задание: выучить конспект урока. И подсчитайте количество плюсов вместе с выполненным тестом.

Учащиеся: подсчитывают количество баллов и сдают листочки.

Учитель: спасибо за урок ребята, вы сегодня отлично поработали! До свидания!

 

Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Здоровье и соблюдение техники безопасности.

 

В данном уроке для развития одаренности учащихся применяется работа с видеоинформацией (например, развитие не только визуальной памяти, но и аудиальной). Ученик должен услышать ответ и записать его (видеоресурс Bilimland).

Дифференцированные задания практического характера (создание таблицы расходов) также позволят более сильным ученикам применить больше функций, так как их на это направляют задания, которые постепенно усложняются.

Работа в парах для оказания помощи при выполнении практической части и взаимооценивания.

Помощь учителя в процессе выполнения практической части.

Развитие исследовательских способностей реализуется в домашнем задании (исследовать, как тратится время, и отразить его в таблице)

При устном обсуждении необходимо фиксировать ответы учащихся, наблюдая за их индивидуальным ростом. К концу урока выполнение теста из данного ресурса (ресурс Bilimland).

Регламентировано время работы за ПК. 

Будут ли учащиеся развивать свои навыки ИКТ во время данного урока?

Да, так как они параллельно учатся работать с онлайн ресурсами .

 Какие возможности для развития ценностей присутствуют в данном уроке?

Академическая честность, сотрудничество, уважение.

Рефлексия по уроку

Были ли цели урока/цели обучения реалистичными?

Все ли учащиеся достигли ЦО?

Если нет, то почему?

Правильно ли проведена дифференциация на уроке?

Выдержаны ли были временные этапы урока?

Какие отступления были от плана урока и почему?

Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки. 

 

Приложение 1

Виды моделей 8

Сообщить об ошибке