Казахстан в годы Великой Отечественной войны

Аяпбергенова Гаухар
г. Астана, ШГ №2 им. Г.Каирбекова
5295
История Казахстана
Тема:
Казахстан в годы Великой Отечественной войны

 
Цель урока: анализируя ход исторических событий Великой Отечественной войны, определить роль Казахстана в укреплении обороноспособности страны, показать глубокий патриотизм и героизм людей, указать на справедливый всенародный характер Великой Отечественной войны. Актуализация прежних знаний, повторение пройденного материала.
Задачи: - обучить умению характеризовать исторические события, сформировать у учащихся понятие «Великая Отечественная война», представление об основных сражениях Великой Отечественной войны, раскрыть человеческий фактор в войне;
- развить умение устанавливать причинно-следственные связи. Развить навыки учебного сотрудничества, системного подхода в изучении темы, систематизации исторических фактов. Совершенствовать умения работать с текстом учебника и другой литературы, с картой, уметь анализировать, сравнивать, сопоставлять факты и события;
- воспитать чувства сопереживания к судьбам людей, непримиримость к насилию. Способствовать патриотическому воспитанию учащихся, развить чувства национальной гордости за великий подвиг советского народа в годы Великой Отечественной войны.
Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный обучающий диск, карта “Великая Отечественная война”, видеофрагменты “Великая Отечественная война, ресурсы
BilimlandiTest
https://bilimland.kz/ и www.iTest.kz (лекция к главе V Казахстан в годы Великой Отечественной войны, вопросы и тесты);
Материалы и наглядность: ресурсы https://bilimland.kz/ и www.iTest.kz (лекция к главе V Казахстан в годы Великой Отечественной войны, вопросы и тесты), иллюстрации, атласные карты, таблицы, схемы, разноуровневые карточки, выставка книг о Великой Отечественной войне.
Метод: системное обучение, структурирование изучаемого материала.
Тип: изучение новой темы
 

«Все хорошее в прошлом казахского народа должно восторжествовать в настоящее время и золотая казна народной мудрости должна стать нашим достоянием»
Б. Момышұлы

Ход урока

1 этап- орг. момент. Психологический настрой: 2 минуты ДЗ: подготовить учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на уроке.

Эпиграф урока: «Все хорошее в прошлом казахского народа
должно восторжествовать в настоящее время
и золотая казна народной мудрости
должна стать нашим достоянием»
Б. Момышұлы (запись 1)

-Как вы понимаете данное высказывание Б. Момышулы?
- Что вы знаете о Б. Момышулы (фото на доске 2)
-Знаете ли вы еще высказывания Б. Момышулы?
- Можете ли вы назвать юбилейную дату, которое имеет отношение к Б. Момышулы? (70 лет победы в ВОв)
Итак, начинаем наш урок

2 этап- всесторонний опрос. 5 минут
ДЗ: повторить пройденный материал, еще раз проговорить о значении событий в истории.
Видеовопросы:
1. Гражданская война – хронологические рамки 1918-1920 гг. 17 секунд
2. Коллектив – о каком событии идет речь? 38 секунд
3. Турксиб – назовите великую стройку социализма. 23 секунд

3 этап – подготовка к активной учебно-познавательной деятельности на основном этапе урока: 5 мин
ДЗ: подготовить учащихся к изучению новой темы на основе системного анализа. Актуализация опорных знаний, активизация познавательных мотивов предстоящей деятельности.

Видеофрагмент- «Пакт о ненападении» отключить 53 секунд
Вопрос к учащимся:
-были ли соблюдены условия данного договора? Почему?
- когда Гитлер нарушил пакт о ненападении? видеоматериал «22 июня»
30 секунд
- Как называют в истории данную войну между СССР и фашисткой Германией.
-Ребята, что вы знаете о Великой Отечественной войне?
- Откуда вы получили данную информацию.
-Можете ли вы назвать произведение, фильмы, песни, прочитать стихотворение о войне.
Помимо всего информацию нам также предоставляют иллюстрации (стенд о Вов), художественная литература (выставка). 2 минуты.
Да, Великая Отечественная война длилась почти 4 года – 47 месяцев и 18 дней. 4 года лишений, горя, страданий, унижений, смерти. Все как один встали на защиту своей Родины. Люди всех национальностей от мала до велика, люди разных религий решали одну общую задачу – остановить врага, очистить от него свою землю. Фрагмент песни:«Вставай, страна огромная».
Что вы почувствовали?
Таким образом, тема нашего урока: «Казахстан в годы Вов.» ( слайд 1)
1 минута
Цель: обучить умению характеризовать историческое событие в изучаемый
период на основе системного подхода, т. е полученную информацию
из доп. источников, из учебника «Истории Казахстана» мы с вами
структурируем, выделив самое основное;
развить навыки учебного сотрудничества;
воспитать чувства сопереживания к судьбам людей, патриотизм к Родине. ( слайд 1)

4 этап – усвоение новых знаний и первичная проверка понимания главного в новом материале посредством системного анализа: Изучение новой темы мы проведем на основе СЛС (структурно-логической схема).
15 минут

Валеопауза. (упражнения для шейного и поясничного отдела позвоночника) учащийся 2 минуты

- Ребята, изучите материал лекции к главе V Казахстан в годы Великой Отечественной войны ресурса www.iTest.kz, как вы думаете какие вопросы мы с вами будем рассматривать на данном уроке, т.е вопросы которые мы будем с вами анализировать?
запись в тетрадях темы урока. Ребята в тетрадях заполняют первую часть таблицы под названием системный анализ с помощью учебника п
-Начало войны;
-Перестройка экономики Казахстана на военный лад;
-Казахстанцы в главных сражениях ( Брест, Москва, Ленинград, Сталинград)
-Курс-на Запад;
-Помощь фронту;
-Межнациональные отношения в годы войны;
-Итог 3 минуты ( слайд 2)

- Ребята определите влияющие факторы, используя дополнительный материал-приложения. Каждый ряд получает свое приложение в течении
1 минуты прочитывают и записывают главные факторы, которые повлияли на начало и ход Великой Отечественной войны.

Приложение 1.

Из директивы №21. План «Барбаросса» Ставка фюрера, 18 декабря 1940 г.
Германские вооруженные силы должны быть готовы разбить Советскую Россию в ходе кратковременной кампании еще до того, как будет закончена война против Англии. (Вариант «Барбаросса».) Решающее значение должно быть придано тому, чтобы наши намерения напасть не были распознаны.
I. Общий замысел
Отступление боеспособных войск противника на широкие просторы советской территории территории должно быть предотвращено.
Конечной целью операции является создание заградительного барьера против Азиатской России по общей линии Волга – Архангельск.
Совершенно секретно! Только для командования: Стратегия фашистской Германии в войне против СССР: Документы и материалы. М., 1967. С. 149-153.

Приложение 2.

Защита Брестской крепости.

Брестская крепость спала спокойным, мирным сном, когда прогремел первый залп фашистской артиллерии. В докладе говорилось: «Советская Армия ожесточенно сопротивляется, к Цитадели нельзя было подступиться. Оставалось только одно решение — голодом и жаждой принудить их сдаться в плен...» Можно смело утверждать, что расчет врага на внезапность не оправдался; оборонительными боями, контратаками советские воины сковали силы противника, нанесли ему большие потери. Надписи, оставленные на стенах крепости ее защитниками «Умрем, но из крепости не уйдем», «Я умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина...»
Они мужественно дрались с превосходящими силами противника. Стойкость и героизм проявили защитники Отечества, защищая рубежи своей Родины. В первых же сражениях советская Армия понесла большие потери в людях и технике. Горела земля, плавился камень, но высокий дух сынов Отчизны оставался непоколебим. Они сражались за Родину, они сражались до последнего.

Приложение 3.

Я ВЕРЮ В СВОЙ НАРОД Пусть приняла борьба опасный оборот, Пусть немцы тешатся фашистскою химерой. Мы отразим врагов. Я верю в свой народ Несокрушимою тысячелетней верой. Да, не легка борьба. Но мы ведь не одни. Во вражеском тылу тревожные огни. Борьба кипит. Она в разгаре. Мы разгромим врагов. Не за горами дни, Когда подвергнутся они Заслуженной и неизбежной каре. 7 ноября 1941 Демьян Бедный

- В течении 1 минуты проверка, каждый ряд записывают сведения остальных:

Слово учителя: 1 минуты
Войну против России нельзя вести по-рыцарски. Её нужно вести с беспощадной, безжалостной и неукротимой жестокостью… Ты должен с сознанием своего достоинства проводить самые жестокие и самые беспощадные мероприятия, которые требует от тебя Германия”.

Так напутствовал Гитлер своих солдат-завоевателей и поработителей Европы перед нападением на нашу страну.

“У тебя нет сердца и нервов, на войне они не нужны. Уничтожить в себе жалость и сострадание – убивай всякого русского, советского, не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик, – убивай…”

Каждому фашистскому солдату была вручена памятка с такой установкой. Вот какими “идеями” были “окрылены” солдаты Третьего рейха, такие получили инструкции, готовясь переступить границу нашей Родины. И они её переступили, перешли. На суше, на воде и в воздухе…

Этапы войны: слайды
I этап 22 июня 1941г. – 18 ноября 1942г. трагическое начало
II этап 19 ноября 1942г. – конец 1943г. коренной перелом
III этап январь 1944г. – 8 мая 1945г. завершающий период

Для дальнейшего заполнения СЛС мы используем трехуровневые карточки
5 минуты

Для заполнения разделов СЛС «Основного содержания» и «Проблемы» мы поработаем с учебником на основе разноуровневых заданий.

Выполнение трех уровней оценка 5
1 уровень
1) По плану фашистов, в состав какой колонии должна была войти территория Казахстана, какую цель преследовал Гитлер в данной колонии?
2) Как казахстанцы предотвратили исполнение планов Германии?
3) На карте покажите основные регионы открытия новых предприятий, а также запишите их в СЛС.

2 уровень
1) Приведите статистические данные по перестройке экономики на военный лад и по оказанию помощи фронту.
2) Как Казахстан помогал фронту?

3 уровень.

Выделите трудности, проблемы с которыми сталкивался народ?
Проверка выполненной работы.


5 этап-повторения- Подводя, итог уроку, хотелось бы услышать ответ на вопрос: Зачем нужно знать и помнить ВОв, чтить память погибших, уважительно относится к прошлому своей Родины? (учащиеся отвечают на поставленный вопрос) методом ЗУХ 8 минут
Что я знал?
Что я узнал7
Что я хочу знать? –в СЛС исследование
Как ответ на вышепоставленный вопрос, на просмотр учащимся предоставляется из ресурсов https://bilimland.kz/ru/courses/education-movies/tema-klassnogo-chasa/lesson/kazakhstan-nash-obshij-dom образовательные фильмы/ учебные фильмы «Казахстан- наш общий дом» 6 минут

7 этап закрепления – Тестирование – электронное (ресурсы www.iTest.kz вопросы и тесты) 5 вопросов 4 минуты

8 этап - домашнее задание. Ответить на вопросы www.iTest.kz (вопросы к конспектам к главе V Казахстан в годы Великой Отечественной войны). Прочитать любое художественное произведение о ВОв, найти информацию о казахстанцах, выделить главную мысль. 2 минуты

9 этап - выставление оценок. 3 минуты

Оценочный лист урока «Казахстан в годы
Великой Отечественной войны»


Ученика (-цы)____________________________
Виды работы Баллы Итого
Устные вопросы    
Видеовопросы    
Дополнительный материал    
Уровневые карточки    
Электронное тестирование    
 

Самоанализ урока учителя истории Аяпбергенова Г.


Тема урока: «Казахстан в годы Великой Отечественной войны»
Тема урока соответствует календарно-тематическому планированию. Содержание урока соответствует требованиям программы и стандарта образования.
Дать представление о проблемах, стоящих перед советским государством в составе, которого был Советский Казахстан в годы Великой Отечественной войны. Задачи и цель урока согласуются.
На уроке использовала гибкое сочетание традиционных и инновационных форм, методов обучения, содержания урока. Урок направлен на формирование личности учащегося. На современном уроке учитель выступает прежде всего как организатор учебной познавательной деятельности учащихся, как их помощник и консультант.
Для активизации познавательного интереса использовала создание проблемной ситуации с привлечением материала по истории.
Использовала технологию системного обучения, она позволяет учитывать индивидуальные различия обучающихся. Технология применялась на всех этапах урока. Частично-поисковый метод использовала на этапе изучения введения в тему. Метод исследования применила на этапе определения влияющих факторов и работы с карточками. Использовала самостоятельную проблемно - поисковую деятельность на этапе работы с текстом. Использовала на уроке СЛС., как средство обучения, способствующее наиболее осмысленному усвоению понятий, формированию глубоких знаний их систематизации. Кроме того использование СЛС предполагает управление познавательной деятельностью учащихся, развитие умения самостоятельной работы, самоконтроля. Обучение с применением СЛС развивает память, логическое мышление и индивидуальные способности.
На уроке были использованы различные виды работы: индивидуальная, групповая, коллективная, работа в парах.
Использовала технические средства обучения: мультимедийный проектор, видеомагнитофон. Также наглядные пособия: раздаточный материал, разноуровневые карточки, дополнительную информацию, оценочный лист.
Оценка работы класса: внимание, прилежание, активность, интерес.
На мой взгляд, на данном уроке удалось решить поставленные задачи.
Рациональное использование времени на уроке позволило предотвратить перегрузку обучающихся.

Самоанализ урока подготовлен
учителем общественных дисциплин высшей категории
ШГ №2 им. Гафу Каирбекова:   Аяпбергенова Г.А.
Сообщить об ошибке