Восстание в Уральской и Тургайской областях 1868 – 1869 гг.

Тукмакова Оксана
г. Шахтинск, гимназия №1
6244
История Казахстана
Тема:
Восстание в Уральской и Тургайской областях 1868 – 1869 гг.

 
Цель урока: углубить знания учащихся по теме «Восстание в Уральской и Тургайской областях 1868-1869 гг. Восстание на Мангыстау в 1870 году», выявить особенности данных восстаний и причины их поражения.
Задачи урока: - активизация и развитие познавательных процессов учащихся (обогащать и усложнять словарный состав речи, развивать воображение, память, внимание, наблюдательность, целеустремленность, сообразительность, способность ориентироваться в пространстве и времени и т.д.);
- развитие умения запоминать и извлекать информацию из памяти, способности концентрировать внимание и его распределение;
- повторение и закрепление знаний, приобретаемых на уроках;
- умение выстроить параллели в событиях истории Казахстана в разные периоды;
- расширение кругозора и исторической культуры учащихся;
- создание деятельной, творческой обстановки в процессе урока, благотворно влияющей на эмоциональность, психику учащихся;
- совершенствование сочетания индивидуальной и коллективной форм работы с учащимися;
- применение ИКТ в процесс обучения (использование ресурса iTest);
- развитие скоростного, логического и критического мышления, словарного запаса, информационной компетентности;
- содействие развитию интереса и мотивации к изучению предмета.
Инструменты: презентация, МПМ.
Вид урока: карта «Устный урок -1» по технологии «БиС».
 

Ход урока


Организационный момент. Психологический настрой. Вступительное слово учителя:
Презентация № 1.
Слово учителя: Пожалуй, ни одна историческая проблема не приковывает сегодня к себе столь пристального внимания, как национально-освободительные движения в Казахстане. Несмотря на то, что изучение их началось еще в дореволюционный период, затем и в советские годы, продолжается и в современном Казахстане, остается еще немало белых пятен в истории национальных восстаний. Период после принятия казахскими ханами подданства Российской империи и связанное с ним присоединение казахских жузов к России являлось сложным процессом, в ходе которого перед российскими властями нередко возникало множество проблем, связанных, в частности, с попытками включения Казахстана в правовое поле России. Россия из года в год все больше усиливала колониальную политику, направленную против степняков, не скрывая свои корыстные цели: изъятие огромного земельного фонда у казахов, нарушение казахского менталитета – все это наглядно свидетельствовало о колониальных устремлениях царизма, правящих кругов России и постоянно, естественно, вызывало отпор со стороны казахского народа, поднимало его на национально-освободительную борьбу. 
Национально-освободительные восстания под руководством С. Датова, Саржана Касымова, Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова, Кенесары Касымова, Есета Котибарова и Жанкожи Нурмухамедова показали силу казахского народа, его желание стать свободными и независимыми. К сожалению, все восстания были подавлены, так как возникали стихийно, не были достаточно организованы, чувствовалась разобщенность восставших, слабость вооружения, наблюдалось предательство со стороны султанов и предводителей родов. Однако все они вошли в историю как значимое историческое событие, заставившее царскую администрацию идти на уступки и прислушиваться к желаниям народа.
И сегодня мы на уроке продолжим говорить о национально-освободительных восстаниях и постараемся углубить знаний по теме «Восстание в Уральской и Тургайской областях 1868-1869 гг. Восстание на Мангыстау в 1870 году», выявить повод и причины, послужившие началу этих восстаний, познакомиться с основными событиями, определить особенности национально-освободительных движений и причины их поражения.
Основной инструмент, который мы будем использовать на уроке –это технологическая карта УУ 1 по технологии БиС. Использование данной карты позволяет повысить мотивацию учащихся, заставляет их активно мыслить, развивать воображение, память, внимание, наблюдательность. А также это отличный инструмент для отработки программного материала при подготовке к ЕНТ.

Выступление лидера класса (приветствие).
I. Проверка домашнего задания. Перекрестный опрос. Первая отметка в МПМ.
  1 ряд 2 ряд 3 ряд
  А B C D E F
1            
2            
3            
4            
5            
6            

Сначала читается вопрос, затем указывается ячейка, например, В 2, ребенок, сидящий за этой партой, отвечает на вопрос. Время для размышления и ответа – 3 секунды.

1. Назовите самое крупное восстание XIX века. Кенесары Касымов.
2. Назовите руководителя национально-освободительного движения, который находился перед дилеммой: подчиниться Хиве и жить в дали от родины или сдаться России и стать чиновником царской администрации? Есет Котибаров.
3. Где были сформулированы цели и причины восстания в Букеевской Орде? В стихах Махамбета.
4. Хронологические рамки восстания Ж.Нурмухамедова. 1856-1860
5. Какие цели ставил перед собой Кенесары Касымов? (прекращение колонизации, изгнание Коканда из южных районов, упразднение округов, месть за погибших родственников, восстановление единства казахских земель).
6. Какую территорию охватило восстание С. Датова? (Младший жуз).
7. Назовите хронологические рамки восстания Есета Котибарова. 1847-1858 гг.
8. О ком писал Тынышпаев:Он не признавал ни русских, ни кокандцев, ни хивинцев?» Жанкожи.
9. С какого события началось восстание Кенесары Касымова? (с захвата в мае 1838 года Акмолы).
10. К кому обращался Махамбет Утемисов со словами: «Ты коварный волк, а не хан. Ядовитая ты змея». К хану Жангиру.
11. В связи с нехваткой зерна кто из руководителей восстания уделял особое внимание земледелию? Кенесары
12. Как звали верного России султана, которого атаковал Есет Котибаров в 1855 году? Жанторин.
13. Во время какого восстания отряд Фитингофа разбил повстанцев в урочище Арыкбалык? Жанкожи Нурмухамедова.

IIПереход к новой теме. Работа по презентации. Актуализация знаний. Выступление учеников 11 класса (опережающее задание из лекции в программе iTest -по теме «Реформы 1867-1868 годов» в разделе 9 класса)
iTest
http://itest.kz/exam_test?test_id=252260023
Слово учителя: Присоединение Казахстана к России растянулось на 1,5 столетия. Процесс был очень сложным и длительным. Зачатки промышленности и развитие сельскохозяйственного производства, установление торговых связей, культурное взаимодействие народов благоприятно отразились на развитии Казахстана. Однако окончательное вхождение Казахстана в состав России закрепило колониальное, национальное и политическое бесправие народа. А проведенные административные реформы в 1867-1868 годах юридически перевели земли Казахстана в государственную собственность Российской империи.
Выступление детей.
Первый ученик: Казахстан подчинялся трем генерал-губернаторам: оренбургскому — Уральская и Тургайская области; западно-сибирскому — Семипалатинская и Акмолинская, туркестанскому — Семиреченская и Сырдарьинская. Во главе каждой области находился военный губернатор и подчиненное ему областное правление.
Военная и гражданская власть была сосредоточена в одних руках. В судебной системе были созданы военно-судебные комиссии и уездные суды, которые работали на основе общеимперских законов. Административная власть, не считаясь с традиционными родоплеменными делениями, приняла территориальное разделение по принципу область — уезд—волость—аул— кибитка (шанырак).
Таким образом, административно-судебная реформа в Казахстане была проведена в соответствии с экономическими задачами России в этом регионе, и чтобы власть в регионе была полной и безраздельной. По "Временному положению" 1868 г. кибиточная подать вместо прежних 1 руб. 50 коп. теперь поднялась до 3 руб. Вся тяжесть налога упала на плечи трудового народа. К тому же старшины и волостные правители, пользуясь своим положением, собирали налог по несколько раз. Волостным правителям было официально разрешено это делать ради различных общественных нужд и "ради благотворительных дел". В народе эти налоги называли "карашыгын" — "разорением". Население также было обязано платить земский налог, т. е. на содержание аульно-волостной администрации, состояние дорог, мостов, почтовых пикетов, их ремонт, обеспечение транспортом. Казахи Младшего жуза задолго до введения "Положения" 1868 — 1869 гг. лишились своих природных богатств: земли, лесов, озер и рек. Соляные рудники, охотничьи угодья перешли во владение казаков и в собственность генерал-губернатора. Жестокий гнет и самоуправство привели к обнищанию местного населения. Главной причиной борьбы казахского народа был вопрос о земле. По "Временному положению" родная земля казахов объявлялась государственной собственностью и была передана в общественное пользование, что не отвечало традиционным устремлениям казахов.
Второй ученик:
Вопрос о земле еще более обострил отношения казахов Младшего жуза с уральскими казаками. В 60-х годах XIX в. всего казачьего населения было 81,2 тыс. человек, а владели они 6,2 тыс. десятин самой плодородной земли, куда входили пашни, пастбища, сенокосные угодья, водные источники.
За использование земель под тебеневку животных в зимнее время казахи обязаны были платить войсковому атаману: за каждую овцу — по 15 коп., за крупный рогатый скот — 18 коп., за коней — 23 коп. и за верблюда — по 38 коп. Из-за нехватки земель и пастбищ в 60-х годах XIX в. участились стычки между родами, кочевниками и наполовину оседлыми казахами. Спор за землю мешал единству общества, приводил к кризису.
Полный переход юга Казахстана во власть России был напрямую связан с выходом "Временного положения". Оно показывало, что колонизаторские устремления России еще больше возросли. Дальнейшей задачей "Временного положения" было лишить народ его национального, социально-культурного и этнического единства. Власти в корне сломали систему руководства, введя вместо существовавшего тысячелетиями родоплеменного руководства многоступенчатую, неизвестную иерархию управления. Так, земли казахов Уральской области объединили с землями казаков, а руководство всей землей было отдано в руки казачьего атамана, что тоже не способствовало мирным отношениям казаков с казахами. Нельзя не отметить корень этих этнических противопоставлений. Поэтому казахи отказались принимать реформу, которая шла вразрез с мировоззрением и традициями кочевой жизни.

III Организация восприятия. Работа с опорными словами. 14 слов – 1 минута 15 секунд. Вторая отметка в МПМ. (Презентация № 2). За 1 минуту и 15 секунд ребята должны запомнить 14 слов, затем за это же время записать в той же последовательности в тетрадь. Для + в матрицу посадочных мест (МПМ) нормативом считается 14-13 слов.

IV Физминутка. (позитивчик)

V. Организация осмысления. Работа с текстом. 3 минуты на 1 лист.

1. Изучение лекционного материала в программе iTest.
2. Чтение на параграфа № 7 «Антиколониальная борьба казахов в Уральской, Тургайской областях и на Мангыстау в 1868-1870 гг.», страницы 45-49. Учебник для 11 классов общественно-гуманитарного направления общеобразовательных школ. Второе издание, переработанное, дополненное. Утверждено Министерством образования и науки Республики Казахстан, Алматы «Мектеп», 2011 год.

Первичная проверка понимания.
Перекрестный опрос (за правильный ответ в течение 3 секунд + в МПМ).
1. Какие данные, в первую очередь, стремилась получить организационная комиссия? (о численности домов, избрать десятников, среди них-старшин, управителей, разделить население на аулы, утвердить новые расценки по налогам).
2. Почему новое разделение земли администрацией не соответствовало прежним принципам? (потому что жайляу и зимовки одного рода оказались во владениях других родов).
3. Почему комиссия, выехавшая в декабре 1868 года претворять в жизнь статьи «Временного положения» вынуждена была прекратить свою работу? (по словам членов комиссии, казахи договорились не принимать положение, число недовольных казахов увеличивалось).
4. Каким образом казахи, живущие на 30-дистанции, отнеслись к Елекской комиссии? (активно сопротивлялись, окружили комиссию, председателя держали до его обещания уйти).
5. Почему мы можем утверждать, что стихийное движение, начатое в марте 1869 года в Уральской и Тургайской областях, стало постепенно приобретать организованный характер? (восставшие вели переговоры, имели отряды, вели наблюдение, делились на группы и совершали набеги).
6. Удалось ли комиссиям, направленным в уральскую и Тургайскую области, справиться со своими задачами по претворению в жизнь статей «Положения». (нет, положение было принято только теми казахами, чьи зимовки и летовки располагались внутри линии).
7. Как отреагировал военный министр Милютин на письмо оренбургского генерал-губернатора Крыжановского о положении в крае? (царь поддерживает все действия Крыжановского по усмирению восставших, разрешает принимать любые меры).
8. Где произошло сражение с отрядами фон Штемпеля и чем оно закончилось? (в 20 км. от реки Уил, 7 дней, победа восставших).
9. Как отреагировала царская администрация на разгром отряда фон Штемпеля? (из областного центра выехало 400 солдат с ротой артиллеристов и 4 пушками под командованием Рукина, восставшие разработали новую тактику, комиссия вернулась ни с чем).
10. Чем закончилось восстание в уральской и Тургайской областях и в чем причины его поражения? (8 тысяч юрт признали положение, отряд Оспанова разгромлен, пленен Туркебаев, многие ушли в Хиву, причина поражение –предательство, отсутствие единства, земельный спор среди казахов).
11. О чем договорился мангыстауский пристав подполковник Рукин с биями и начальниками Маяевым и Калбиным? (решили собрать налоги за 1869 и 1870 год по 8 рублей серебром с каждого хозяйства).
12. Какие действия предприняли адаевцы, узнав, что Рукин в сопровождении казаков выехал в Степь для сбора налогов? (собрались под началом своих руководителей и выступили против Рукина, разгромив его).
13. Каким образом царская администрация ослабила род адай? (насильно передало 6 тысяч юрт Уральской области, в течение месяца собран налог с 9 тысяч семей).
14. В чем заключаются особенности восстания на Мангыстау? (восстание заставило внести изменения в Положение, кибиточный сбор можно было платить и скотом, в восстании принимали участие не только бедняки и жатаки, но и наемные рабочие).

Выставление отметки в МПМ. Рефлексия. Подведение итогов. 63%
Организация первичного закрепления.
Критический опрос (за правильный ответ в течение 3 секунд + в МПМ).
1. Жители Казахстана не понимали суть «Нового Штата» и приняли его без возражений. (нет, они прекрасно понимали суть положения и не пожелали его принимать).
2. Комиссия, выехавшая в степь для разъяснения «Положения» прекрасно справилась со своей задачей. (нет, она вернулась, так как оказалось много недовольных).
3. Оренбургскому генерал-губернатору Крыжановскому и военному губернатору Веревкину пришлось отдать пастбища на побережье реки Эмбы восставшим. (нет, они объявили, что восставшие не получат эти земли).
4. Кто оказал активное сопротивление гурьевской уездной комиссии 21 января 1869 года –представители рода табын или шекты? (оказали сопротивление представители рода адай).
5. Поэт Шангерей Бокеев призывал казахов принять «Положение». (нет, он разъяснял народу разрушительные пункты положения).
6. Казахи из рода адай оповестили власти: Комиссию не признаем, уходим в Хиву» (это казахи из рода шекты).
7. Численность казахов, не принявших «Положение» составляла менее одной трети жителей Младшего жуза. (нет, это численность принявших «Положение».)
8. Обычно царское правительство любые силовые действия считало барымтой или эскалацией? (барымтой).
9. С целью ослабить натиск повстанцев решено было построить Актюбинскую крепость в Сырдарьинской области. (нет, в Тургайской).
10. Военные специалисты России считали битву, произошедшую в 20 километрах от реки Уил, самой крупной. (Да, так как подобного выступления раньше не было).
11. Каждое хозяйство, по мнению Веревкина, должно было заплатить по 8 рублей серебром. (по мнению Рукина).
12. Кто одержал победу 22 марта 1870 года –карательный отряд Жанкожи Нурмухамедова или сарбазы Досана Тажиева? Тажиева.
13. С целью подавления восстания на Мангыстау в конце мая 1870 года прибыли батальоны, роты, казачьи отряды с пушками из Сибири. (нет, с Кавказа).
14. Одна из особенностей восстания на Мангыстау –это участие в восстании представителей династии чингизидов. (нет, рыбаков, рабочих и т.д.)

Выставление отметки в МПМ. Рефлексия. Подведение итогов. 63%

Анализ. Тематический словарный запас. За 5 минут ребята должны написать рассказ, используя знания, полученные на уроке. Норматив -63 слова.

Работа по тесту в программе iTest (10 тестовых вопросов после лекции).
Приложение 1
Рефлексивная анкета на выходе.
Ф.И.О. ____________________________________________
1. Что Вы узнали нового? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Что Вас заинтересовало?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Ваши пожелания и предложения? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 2
Подведение итогов.
В итоге МПМ выглядит следующим образом:
  1 ряд 2 ряд 3 ряд
  A B C D E F
1 +  +
-   +  +
+  +
-   +  -
+  +
-   +  -
+  +
-   +  -
+  +
-   +  -
+  +
-   +  -
2 +  +
-   +  -
+  +
-   -  -
+  +
-   +  -
+  +
+   +  +
+  +
-   +  -
+  +
-   +  -

Комментирование и выставление оценок:
5-4 + -это «5».
3 + -это «4».
2 + - это «3».
Неудовлетворительные оценки не выставляются, используется прием «спасательный круг» -ребенку можно задать дополнительный вопрос по теме.

На каждом этапе урока надо достигнуть минимум 63%.
Разбалловка по каждому этапу урока:
Пояснение: Если у вас на уроке 11 человек и с заданием справилось 7 –это 63,6%, значит вы достигли заветного числа 63%.
По итогам все суммируется и выводится общий показатель качества знаний за весь урок.
11 человек 12 человек 13 человек 14 человек
1 9% 1 8,3% 1 7,6% 1 7,1%
2 18% 2 16,6% 2 15,3% 2 14,2%
3 27% 3 25% 3 23% 3 21,4%
4 36% 4 33% 4 30,7% 4 28,5%
5 45% 5 41,6% 5 38,4% 5 35,7%
6 54,5% 6 50% 6 46,1% 6 42,8%
7 63,6% 7 58,3% 7 53,8% 7 50%
8 72,7% 8 66,6% 8 61,5% 8 57,1%
9 81,8% 9 75% 9 69,2% 9 64,2%
10 90,9% 10 83,3% 10 76,9% 10 71,4%
11 100 11 91,6% 11 84,6% 11 78,5%
    12 100 12 92,3% 12 85,7%
        13 100 13 92,8%
            14 100
Сообщить об ошибке