Древняя Месопотамия: государства Шумер и Аккад

Махатова Зауреш Асанхановна
Актюбинская обл., с. Ясное
5890
Всемирная история
Тема:
Древняя Месопотамия: государства Шумер и Аккад

Цели урока:

- образовательные: познакомиться с государствами Древней Месопотамии;

- развивающие:  продожить работу по развитию навыков сравнительного анализа и критического мышления, развитию навыков работы с картой и контурной картой; развитие творческих способностей школьников;

  - воспитательные: воспитание у учащихся  чувства патриотизма, пацифизма, уважительного отношения к труду, интереса к науке история, воспитание сознательного отношения к обучению.

 

Методы, способы проведения урока:

теоретизированный урок с применением ИКТ.

 

Наглядность урока:

карта «Египет и Передняя Азия в древности», учебник «История древнего мира» для 6 класса (Тулебаев Т.А., Дакенов М., Кусаинова Р.Т.) 2015г., https://bilimland.kz/ru карточки с заданиями, материал с видеороликами и тестами контурная карта, таблица на магнитной доске с символьными отображениями).

Bilimland 

 

  Ход урока:

1.Организационный момент – 1 мин. Презентация «Все в наших руках!»

2. Повторение пройденного материала: https://bilimland.kz/ru/home - lesson=17036

№ 3616. Хронология и периодизация истории Древнего мира.

1. Найдите правильный ответ.

Историческая хронология - это

- наука, изучающая закономерности повторяющихся небесных явлений

- наука, определяющая время событий в истории

Доистория - период

- от появления людей до появления письменности

- от возникновения письменности до современности

История - период

- от появления людей до появления письменности

- от возникновения письменности до современности

2. Найдите соответствие.

Период от истории древнего мира до нового времени

Крупный исторический период с характерными особенностями

эпоха

средневековье

Найдите правильный ответ.

К какому веку относится 1305 год?

- к 14 веку

- к 13 веку

- к 15 веку

- к 16 веку

- к 18 веку

Год, считающийся концом истории древнего мира

- 395 г.

- 476 г.

- 751 г.

- 800 г.

- все неверно

«Человек разумный» появился примерно

- 40 тыс лет до н.э.

- 50 тыс лет до н.э.

- 100 тыс лет до н.э.

- миллион лет до н.э.

- 1 год н.э.

Открытие Колумбом Америки в 1492 году относится к

- X веку

- XI веку

- XII веку

- XV веку

- XVII веку

Появление печатных книг в середине 1440-х годов относится к периоду

- древности

- средневековья

- нового времени

- новейшего времени

- доистории

Индивидуальная работа по карточкам:

Соотнесите иллюстрации с терминами и понятиями. (Предложены слова: первобытные люди,цивилизация, великие мыслители древности, карта, орудия труда)

2. Изучение новой темы по материалам https://bilimland.kz/ru/home - lesson=17050

  1. Географическое положение и природа Двуречья. Занятия жителей Двуречья.

С самого начала необходимо вызвать глубокий интерес учащихся к изучению предмета «История Древнего мира». С этой целью нужно правильно сориентировать внимание учащихся в начале урока, психологически настроить их на восприятие нового урока. Самое важное – творческая подготовка к проведению урока самого учителя.

Начиная урок, учитель обращает внимание учащихся на расположение двух ре, Ефрата и Тигра, берущих свои истоки с одних  и тех же горных высот Закавказья, протекающих параллельно, как бы собирающихся слиться в единое русло, и впадающих в Персидский залив.

Используем материал https://bilimland.kz/ru/courses/vsemirnaya-istoriya/zhizn-drevnix-obshestv/lesson/drevnie-czivilizaczii-vostoka  раздела «Жизнь древних обществ» - «Древние цивилизации Востока». № 3623. Древние цивилизации Востока

Bilimland

 

 

 

 

 

 

По мере изучения учитель по карте проводит схему расположения двух рек, совершая с учениками путешествие в этот регион, подчеркивает, что иногда регион Двуречья называют Месопотамией. А в древние времена этот регион был болотистым, здесь было много Камышевых зарослей.

Далее учащиеся смотрят материал видеороликов, читают тексты. Школьники подводятся к выводу, что этот район не случайно стал центром развития земледелия в Передней Азии.

Далее им предлагается отобразить в таблице информацию о географическом положении Двуречья: определить местоположение страны, описать ее рельеф.

На магнитной доске и в тетрадях таблицы

Местоположение страны

Рельеф

Особенности природных условий

Занятия жителей

Правители

Основные события

 

 

 

 

 

 

 Работа с контурной картой и атласом.  При работе с картой Древнего Двуречья ученики выполняют задания: подписать название рек Евфрат и Тигр, подписать названия государств по их местоположению.

В заключение проверяется заполнение символьной таблицы на доске и делаются выводы об общих чертах и особенностях природных условий Двуречья и Египта.

  Далее идет рассказ из «Сказания о Гильгамеше» с просмотром фрагмента видеоролика о наводнении в Египте. «Сказания о Гильгамеше» ученики объясняют причины рождения мифа о всемирном потопе в Двуречье.

  По работе с иллюстрацими презентации пятиклассники, наблюдая анимационную схему поливной системы, должны применить понятие «ирригация» к ее изображению и объяснить его смысл. Учитель сообщает, что шумеры первыми освоили ирригацию и оставили письменные свидетельства устройства этой водной системы. Следует отметить, что древние шумеры первоначально не могли расселяться по берегам рек в нижнем течении Тигра и Евфрата. Это стало возможно только благодаря ирригации и осушению земель.

При работе с презентацией учащиеся знакомятся с видами сельскохозяйственной деятельности шумеров и аккдцев.

  2. Древнейшие государства Двуречья. Становление городов-государств.

  На основе карты и изобразительных первоисточников ученики определяют местоположение древних городов и дают описание их внешнего облика.

  Наиболее сложная часть урока связана с организацией применения учениками понятия «государство». Предъявляемые первоисточники из истории разных шумерских городов в совокупности позволяют школьникам выявить все известные им признаки государства: царская власть (отрывок из «Сказания о Гильгамеше» и печать царя Урука), наличие чиновников, казны (изображения сцен из жизни г. Ура), войска (стела Нарамсина), законов (фрагмент древних законов Лагаша). В результате ученики подводятся к определению понятия «город-государство». Город, в котором существовало правление, регулирующее отношения между людьми с помощью законов и силы.

   3. Аккадское государство.  Правление III династии династии Ура.

  Далее через  просмотр материалов https://bilimland.kz/ru/courses/vsemirnaya-istoriya/zhizn-drevnix-obshestv/lesson/drevnie-czivilizaczii-vostoka  раздела «Жизнь древних обществ»- «Древние цивилизации Востока». № 3623. Древние цивилизации Востока  -  учащиеся узнают о правлении Шаруккина, Нарамсина, Ура, Шульги.

  На основе изученного материала видеороликов, текста, иллюстраций ученики извлекают информацию об образе жизни жителей Двуречья и истории  государств.

  На магнитной доске и в тетрадях в таблице  отображаются имена правителей и названия завоеванных земель.

  Закрепление изученного материала:

  Работа с конспектом и выполнение заданий в тетрадях с новыми словами к конспекту. Учащиеся получают текст краткого конспекта для самостоятельной работы  http://itest.kz/exam_test?test_id=623030968

 Конспект.

  Древние государства Двуречья были расположены между реками Евфрат и Тигр, которые протекают на юге-западе Азии, берут свое начало в горах Закавказье и впадают в Персидский залив. Первые жители юга Двуречья называли шумерами и аккадцами. Они были основным населениям, которые образовали одну из самых древних цивилизаций. Несмотря на это шумерам принадлежала основная роль в развитии Двуречья. Крупные города-государства Ур, Урук, Ниппур. «Поэма о Гильгамеше» была знаменитой поэмой народов Двуречья.

«Нубанда» - правители шумеров, «машки» - сборщики налогов, «дуггур» - казначей, «гал уку» - военачальники, «дамкар» - руководители торговли, «патеси» - маленькие города.

В 3 тыс. в. до. н.э. город Лагаш усилился и завоевал многие соседние города. Во время правления царя Ур-нанше строительное дело хорошо развивалась. При правления царя Эанату шумери южную часть Двуречья и города Ур, Урук. Он смог подавить восстание в городе Умма и в честь этого события приказал вычесть изображение в камне.

Царь аккада Шаруккин (Саргон «Настоящий правитель») смог объединить города Двуречья и положить конец междоусобицам. Позже он превратил Двуречья в сильную державу Шумеро-Аккадское царство. Во время правления Шаруккин в Двуречья установился мир и были вырыты протяжные каналы, который позволил получить хороший урожай. У царя была очень большая армия, с помощью которого он совершил поход на запад на территории Сирии. Его часто называли «царем всех четырёх сторон света». Он подчинил Сирию и все земли на берегах Тигра.

В 2109 г. до н.э. царем стал представитель из династии города Ур. При новом правлении земли царства увеличилась. Они завоевали земли Ассирии. Хорошо развивалась сельское хозяйство. В качестве денег использовались медные и серебряные слитки. Здесь же появилось одна из древних в мире письменности похожие на тюркские письменности.

Вопросы к конспекту

Укажите, какие племена были первыми жителями юга Двуречья: 

Как называли правителей малых государств Двуречья: 

«Поэма о Гильгамеше» была знаменитой поэмой народов: 

Тестирование по теме:

1. Как называли правителей малых государств Двуречья: 

A  Консулы

B   Фараоны

C  Цари

D  Патеси

E  Стратеги

Титул правителей малых государств Двуречья называли – царь.   «Машки»  - сборщики налогов, «дуггур»  - казначей, «гал уку» - военачальники, «дамкар» - руководители торговли.

2. Как называли сборщиков налогов  малых государств Двуречья: 

A  Консулы

B  Машки

C  Цари

D  Патеси

E  Стратеги

3. Как называли военноначальников малых государств Двуречья: 

A  Дуггур

B  Гал уку

C  Дамкар

D  Патеси

E  Машки

Итог урока:

Что узнали?

Чему научились?

Что успели?

Какой момент урока был самым интересным?

На экране появляется портрет О.Сулейменова и книга «АЗ и Я».

Учитель предлагает прочитать школьникам 2 абзац на стр. 14.текста парагарфа и прочитать в конце парагафа1  фрагмент «Шумернаме» из «АЗ и Я», стр 15 учебника и ответить на вопросы к тексту на стр15.

Выслушав ответы учащихся, учитель должен подвести школьникорв в пониманию, что во все времена люди защищали свою Родину, прославляли ее в своих песнях и стихах. Что многие народы живущие на земле имеют общие корни, независимо от цвета кожи, религии, национальности. Работа с таблицей учебника стр 15. «Шумерские и тюркские слова».

  Учитель объясняет школьникам, что люди должны стремиться жить в мире и сохранить для своих потомков культурные достижения дошедшие до нас.

Домашнее задание: §1 прочитать и ответить на вопросы в конце парграфа на стр.14-15.

Оценки за урок.

Сообщить об ошибке