Первые формы объединения людей

Щербинина Татьяна Васильевна
Костанайская обл., Мендыкаринский р-н, с. Борки, КГУ «Борковская ОСШ»
55
Всемирная история
Тема:
Первые формы объединения людей

Цели обучения:

5.1.1.1 – объяснять происхождение человека на основе различных теорий;

5.1.1.2 – объяснять первичные формы объединения: человеческое стадо, род, община, племя и их сходства и различия.

Цели урока:

Все смогут объяснять, как произошел человек, объяснять и различать первичные формы объединения людей.

Большинство с помощью иллюстраций учебника, раздаточного материала и интерактивных ресурсов смогут назвать факторы, доказывающие становление человека, найти информацию о причинах объединения людей в древности.

Некоторые смогут анализировать различные теории о происхождении человека и делать аргументированные выводы.

Критерии оценивания:

Обучающийся:

  • Описывает как произошел человек.
  • Описывает периоды становления человека.
  • Сравнивает первые формы объединения людей.
  • Объясняет, чем была вызвана необходимость древних людей объединяться в группы.

Языковые цели:

Предметная лексика и терминология:

- человек умелый;

- человек прямоходящий;

- человек разумный;

- человеческое стадо;

- род;

- племя.

Данный урок способствует развитию языковых компетенций:

  • Слушание (аудирование) - при выполнении практических заданий после просмотра видеоматериала.
  • Чтение – работа с историческим источником и текстовым материалом при решении практических заданий.
  • Письмо – выполнение письменных работ при решении практических заданий.
  • Говорение – в ходе коллективного обсуждения в парах, а также в ходе ответов на вопросы учителя.

Воспитание ценностей:

С опорой на аспект патриотического акта «Мәнгіліқ ел». «Общенациональное единство, мир и согласие»:

подвести к мысли, что народ, который живет в мире и согласии, будет существовать тысячелетия.

Межпредметные связи:

Познание мира.

География: работа с картой и контурной картой.

Предварительные знания:

Данный урок связан с разделом предмета «Познание мира» «Путешествие в историю» (темы «Первый человек», «Древние люди»).

Серия полезных фраз для диалога (письма):

Я думаю, что человек произошел…, так как…

Я думаю, что наше превращение в сегодняшнего человека – это результат труда, потому что….

Я считаю, что по сравнению с первобытным человеческим стадом, род…

Навыки использования ИКТ:

Использование интерактивного оборудования, презентации учителя по теме урока.

Цифровые ресурсы образовательной платформы Bilimland: «Всемирная история», «Познание мира. Компонент история.», «Twig-Bilim.kz».

BilimLand.jpg2019Twig.jpg2019

 

Ход урока

Запланированные этапы урока

Запланированные мероприятия урока

Ресурсы

 

Начало урока

2–3 минуты

 

I. Организационный момент.

Создание комфортной психологической обстановки на уроке

(У) – Доброе утро, ребята! Пусть оно действительно будет для нас сегодня добрым.

- Какое у нас настроение? Ваше настроение я предлагаю вам выразить при помощи фишек разного цвета, которые лежат у вас на парте. Красная фишка – настроение отличное, зеленая – хорошее, синяя – так себе.

- Я тоже покажу вам свое настроение.

- Ребята, давайте проведем наш урок так, чтобы в конце урока у всех ребят нашего класса настроение прекрасное.

 

II. Формулирование целей урока совместно с учащимися. Мотивация учебной деятельности учащихся.

(У) - Мы начинаем изучение нового раздела.

(К) Формулирование темы радела: Демонстрация видеоролика «Предки человека». Ученикам предлагается самостоятельного сформулировать тему урока, при необходимости учитель направляет ход мыслей учащихся.

Учащимся предлагается посмотреть на иллюстрации учебника и определить, что между ними общего. Учащиеся высказывают свои предположения.

(У) - О чем мы будем сегодня говорить? Определите тему урока.

Далее учитель демонстрирует видеоролик, показывающий споры о происхождении человека. Попросите учащихся определить наиболее вероятную теорию.

Учащимся предлагается продолжить фразу: «Я думаю, что человек произошел…, так как…».

(У) – называет исследовательский вопрос: «Как появился первый человек?»

(У)/(К) – Учитель объявляет тему урока и цели урока.

Задает ученикам вопрос: «Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке?»

Лист самооценки

Фамилия, имя ____________________________

 

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Твоя оценка

 

 

 

Оценка учителя

 

 

 

 «+» – выполнил задание правильно

«?» – при выполнении возникли трудности

Заполнение листа самооценки всеми учащимися на протяжении всего урока по итогам выполнения заданий.

 

 

Слайд-презентация учителя (музыкальное сопровождение)

Учебник стр.4

Слайд-презентация учителя

BilimLand.jpg2019

https://bilimland.kz/ru/courses/vsemirnaya-istoriya/predystoriya-cheloveka/lesson/lyudi-i-ih-predki

Иллюстрации учебника стр.5-7

Twig.jpg2019

https://twig-bilim.kz/ru/film/chimps-our-closest-relatives

На доске распечатанный на листе бумаги исследовательский вопрос

 

Слайд-презентация учителя

Раздать листы оценивания

 

 

Середина урока

 

 

5–8 минут

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 минута

 

7–10 минут

 

 

 

 

3–5 минут

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 8–10 минут

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5–7 минут

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3–4 минуты

 

I. Осмысление нового материала.

(К) Работа с текстом учебника и иллюстрациями.

Цель: Развивать умения извлекать необходимую информацию из текста учебника и иллюстраций, на основе изученной информации определять общее, делать выводы.

 

Задание 1

Прочитайте первые два пункта §1.

Установите соответствие.

Определите по иллюстрации теории происхождения человека.

первые_люди_1.png

Какая теория происхождения человека, на ваш взгляд, является правдоподобной? Поясните свой ответ.

Дескрипторы: Обучающийся

- определяет по первой иллюстрации теорию происхождения человека;
- определяет по второй иллюстрации теорию происхождения человека;
- определяет по третьей иллюстрации теорию происхождения человека;

- дает краткое объяснение одной из теорий.
Обратная связь:

С помощью сигнальных карточек-ладошек, учащиеся оповещают учителя о прогрессе своего продвижения к достижению цели:

«Красная» – SOS, требуется помощь учителя.

«Желтая» – есть вопросы, требующие уточнения.

«Зеленая» – справляемся сами.

 

ФИЗМИНУТКА

 

(И) Работа с текстом интерактивного ресурса.

Задание 2

Внимательно прочитать фрагмент текста «Люди и наши предки»), проанализировать и назвать факторы, доказывающие становление человека.

Цель: Развивать навыки осмысленного чтения и умения извлекать необходимую информацию их текста на основе изученной информации, определять общее, делать выводы.

Дескрипторы:

Читает текст, анализирует и отбирает информацию. Использует термины, связанные с темой.

 

Задание 3 

(Г) Работа с текстом учебника

Обсудите в группах:

Древнейшие люди отличались от обезьян четырьмя признаками. Какой из указанных признаков, на ваш взгляд, является основным?

Дескрипторы:

Читает текст, анализирует и отбирает информацию.

 

Задание 4

Диаграмма Вена

Сравните человеческое стадо и род. Выделите сходство и различия между ними.

Человеческое стадо

Сходство

Род

 

 

 

Дескрипторы: Обучающийся

- перечисляет сходства в первичных формах объединения первобытных людей;

- перечисляет различия в первичных формах объединения первобытных людей.

 

Задание 5

Расставьте в правильной последовательности события из истории первобытного периода, и вы узнаете название объединения первобытных людей. Сформулируйте это понятие.

Е – Необходимость в коллективном труде и общая борьба с опасностями усилилась в период похолодания климата на Земле.

М – Образовались постоянные группы родственников.

П – Древнейшие люди не могли жить поодиночке, они не добыли бы себе еды и не смогли бы поддерживать огонь.

Я – Общими для всех были земля, жилище, орудия труда

Л – Поэтому они жили группами в 20–30 человек, которые не были постоянными.

Дескрипторы: Обучающийся

- определяет первичную форму объединения первобытных людей «человеческое стадо»;

- определяет первичную форму объединения первобытных людей «род»;

- определяет первичную форму объединения первобытных людей «племя» и поясняет свой ответ.

 

III. Закрепление знаний.

Задание 6

(И) Работа с заданиями интерактивного ресурса.

  • Задание «Предки людей».
  • Задание «Древние люди».
  • Тест «Люди и их предки».

«Звездный час»: игра «Да-Нет» (Г) ФО

Инструкция:

Учитель задает вопросы.

Учащиеся в группе совещаются, а затем каждый отвечает сам за себя.

ФО «Взаимооценивание»

Обучающие поднимают:

Зеленую карточку, если согласны с ответом.

Желтую – если допущена неточность в ответе.

Красную карточку – если не согласны с ответом.

 

Аргументирует свою позицию в случае несогласия.

За каждый правильный ответ получают «звезды».

ФО:

(У):

Кто получил больше «звезд»?

С какими трудностями вы столкнулись?

Что можно посоветовать тому, у кого меньше всего «звезд»?

 

 

 

 

Учебник

Дидактический материал (ФО)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сигнальные карточки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Видеоролик «Веселая мультзарядка»

 

 

 

 

 

https://bilimland.kz/ru/courses/vsemirnaya-istoriya/predystoriya-cheloveka/lesson/lyudi-i-ih-predki

 

 

 

 

 

 

Учебник стр. 5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебник

Дидактический материал (ФО)

 

 

 

 

 

 

Сигнальные карточки-ладошки

 

 

 

 

 

 

 

Дидактический материал (ФО)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

https://bilimland.kz/ru/courses/vsemirnaya-istoriya/predystoriya-cheloveka/lesson/lyudi-i-ih-predki

 

Конец урока

2-4 минуты

Подведение итогов урока. Оценивание учащимися своей работы на уроке.

 

Рефлексия. Прием «Две звезды, одно пожелание».

 

Домашнее задание:

1.    Просмотреть дополнительный видеоматериал о том, как появился первый человек, используя Интернет-ресурсы.

 

Дополнительная информация:

Дифференциация

Оценивание

Здоровье и безопасность

В процессе проведения урока прослеживаются следующие виды дифференциации:

- Дифференциация по целям. На урок поставлены цели для всех, большинства и некоторых.

- Дифференциация по выводам. Более ярко она прослеживается в задании №2, где учащимся необходимо аргументировать свою позицию.

- Диалог и поддержка. В процессе выполнения заданий, некоторым ученикам производится поддержка в форме диалога и направление их хода мыслей в сторону достижения цели.

 

- Дифференциация заключается в том, что учитель предоставляет различные задания по уровню сложности при организации работ с иллюстрациями, а также в ходе поддержки учащихся при выполнении практических заданий.

- Дифференциация через оценивание. На протяжении всего урока деятельность учеников постоянно оценивается.

Формативное оценивание

1. Кто получил больше «звезд»?

С какими трудностями вы столкнулись?

Что можно посоветовать учащимся, у которых меньше всего «звезд»?

2. «Взаимооценивание»

Обучающие поднимают:

Зеленую карточку, если согласны с ответом;

Желтую – если допущена неточность в ответе;

Красную карточку, если не согласны с ответом;

 

Обратная связь:

1. С помощью сигнальных карточек-ладошек учащиеся оповещают учителя о прогрессе своего продвижения к достижению цели:

«Красная» – SOS, требуется помощь учителя;

«Желтая» – есть вопросы, требующие уточнения;

«Зеленая» – справляемся сами.

2. В качестве обратной связи выступают вопросы учителя, которые задаются в ходе выполнения задания.

 

Эмоциональный настрой;

смена видов деятельности;

использование физминутки;

соблюдение правил ТБ при посадке за партой, а также с использованием интерактивной доски.

Сообщить об ошибке