Cообщение отправлено!
Благодарим за обратную связь!
Моя родословная
Коноваленко Алла Владимировна
Павлодарская область, с. Шарбакты, ГУ «СОШ №3 Щербактинского района»
4580
177
Классный час
Тема:
Моя родословная
Цель: | способствовать становлению личности детей подросткового возраста с помощью изучения родословной и жизни своих предков. |
Задачи: | - развивать интерес к истории и традициям своих предков; - формировать понимание ценности семьи; - воспитывать уважение к отцу и матери, родным, чувство ответственности к своей семье; - воспитывать у учащихся чувство прекрасного; - патриотическое, интернациональное, нравственное воспитание нового поколения на примере жизни отцов и детей. |
Подготовительная работа: | • составление и оформление родословной своей семьи; • конкурс рисунков «Моя малая Родина, моя семья»; • выпуск газеты «Это Я!»; • подбор пословиц и поговорок о семье; • составление ребусов о семье; • поиск старых вещей, документов, фото, хранящихся в семьях; • презентации детей о своей семье, видеофильмы. |
Оборудование: | Музыкальные произведения различных народностей Казахстана. Проектор, интерактивная доска, фломастеры, ватманы, фотоальбомы, Интернет-ресурсы: Видеоколлекция bilimland.kz видеоролик «Что такое семейное древо?» |
Наглядность: | эпиграф: «Уважение к прошлому – вот черта, отличающая образованность от дикости» Заголовок классного часа. |
Ход классного часа
Звучит музыка. Видеоролик - Песня «Моя семья» в исполнении Толегена Габдрахмана и Арайлым Баярлиной.
https://vimeo.com/179525600
На интерактивной доске слайд с темой классного часа «Уважение к прошлому – вот черта, отличающая образованность от дикости»
Учитель: Добрый день! Сегодня мы с вами поговорим о родословной. За этим словом стоит целая история - семьи, множества семей.
Генеалогическое древо…Семейное древо… Что это? Давайте посмотрим видеоролик «Что такое семейное древо?»
https://bilimland.kz/ru/courses/education-movies/tema-klassnogo-chasa/lesson/chto-takoe-semejnoe-drevo
Учитель: Ребята, вам понравилось видео? Что вы нового и полезного узнали, просмотрев его?
Ответы детей.
Конечно же, это видео каждому из нас очень поможет в изучении истории семьи и своего рода. Теперь мы с вами знаем, что сделать это самостоятельно просто и легко.
А пока обратимся к слову "род". Что оно означает?
Ответы детей.
Учитель: Правильно! А теперь назовите слова, образованные от корня "род".
Ответы детей (родня, родичи, родина, родник, рождать, урожай, народ, родственник, родители, родословец, родовой, родимый, родоначальник, родословная).
Учитель: Почти каждое слово дорого и близко нашему сердцу и обозначает начало всему живому на земле: семье, отечеству, ручейку, морю. Так что же такое родословная?
Родословная - это родословие, перечень поколений одного рода, устанавливающий происхождение и степень родства. В Казахстане традиция составлять родословные существует уже давно.
Жеті атасын білмеген - жетімдіктен белгісі. - Если до седьмого колена своей родословной не узнаешь - сиротой прослывешь. Так гласит известная казахская пословица.
Среди казахов трудно найти человека, который не относился бы с почтением к своему роду, отцу, старшему брату. Как назывались родословные у казахов?
Ответы детей (шежіре).
Учитель: Что буквально означает это слово?
Ответы детей (в переводе с арабского - дерево).
Учитель: Правильно! В очень давние времена именно в форме дерева записывалась генеалогия. А что это за наука - генеалогия?
Ответы детей (историческая дисциплина, которая возникла в 17-18 в., изучает происхождение, историю и родственные связи родов и семей).
Учитель: Верно! Назовите особенности казахских (шежіре).
Ответы детей (Должны знать своих предков до седьмого колена; содержат сведения об истории, о быте, нравах народа; богаты фольклорным материалом).
Учитель: Дома вместе с родителями вы начали составлять свое родословное дерево. Кто знает семь поколений своих предков? Шесть, пять, четыре? В большинстве своем вы знаете пять поколений, что тоже неплохо.
Итак, дерево жизни, рода вашей семьи или генеалогическое дерево.
- Что вы узнали, составляя своё генеалогическое дерево?
- Интересно ли было вам исследовать, изучать, составлять?
- Все ли имена родственников вы знали до этого путешествия в прошлое семьи?
- А сколько имён насчитывает ваше дерево?
- До какого поколения вы дошли?
- А какой это век?
- Есть ли среди ваших родных интересные, необычные для современного человека имена?
- Кто долгожитель вашего рода? /Ребята рассказывают о своих исследованиях/
Большое дело вы сделали, начав исследовать свой род. Как нет одинаковых отпечатков пальцев, так и нет одинаковых семейств. И традиция узнавать о своих предках, свою родословную – эта традиция возвращается в наши семьи. И пусть вы насчитали 16-20-45 имён. Не важно количество, а важно то, что вы прикоснулись к истории своих предков, к своему роду, к родовому гнезду. И не случайно слова РОД – РОДНЯ – РОДОСЛОВНАЯ – РОДИНА стоят в одном ряду. На достигнутом не останавливайтесь, ваша работа ещё не закончена, она требует доработки. А что ещё необходимо сделать? Об этом вы узнали, просмотрев в начале нашего мероприятия видео «Что такое семейное древо?»
Работа в минигруппах:
Учитель: А теперь ребята давайте в группах посмотрим принесённые вами семейные фотоальбомы и видео тем самым поможем друг другу в составлении герба своего рода.
Семейный альбом. Семейные фотографии. Это наша история в лицах, наша судьба, судьба и история нашей страны.
- О чём поведали вам старые фотографии? /Мода, причёски, увлечения, профессии, суровые годы войны, радостные будни и т.д./
- Обратите внимание на выражение глаз. Каково настроение этих людей на снимках? О чём они думают? Чему радуются?
Да, особое, подчас необъяснимое чувство вызывают у нас люди, передавшие нам свои черты лица, цвет глаз, волос, линии рта и носа. Рассматривая фотографии предков, мы видим черты сходства.
Учитель: Сегодня на классном часе вы попробуете создать герб своего рода, где постараетесь отобразить то, чем гордится, к чему стремится или чем славится ваш род.
На вашу работу вам дается 10 минут. Можно пользоваться фломастерами, цветной бумагой и клеем. А потом, вы познакомите друг друга со своей родословной и покажете герб своего рода.
Ребята составляют гербы своего рода.
Учитель: Много интересного вы узнали о своих предках, о том, чем они занимались, чем увлекались, чем прославили свой род. Давайте поделимся своими знаниями друг с другом. Вы можете задавать вопросы друг другу.
Защита проектов. Выступление ребят.
Учитель: Ребята, что вы узнали нового, составляя свои родословные?
Ответы детей (мы узнали, чем занимались наши предки, чем увлекались, откуда пошел наш род).
Учитель: Для чего вы составляли родословные?
Ответы детей (чтобы помнить своих предков, знать обычаи, традиции своей семьи, чтобы потом передать эти знания своим детям).
Учитель: Вы очень много интересного узнали о своих предках, но все же каждому из вас дороже и ближе те родственники, которые сейчас живут вместе с вами, те, кого вы называете своей семьей.
Ученик: (на фоне музыки.)
Бір отбасы – бір кішкентай патшалық,
Тәрбие болар отбасынан басталып.
Отбасының мықтылығы бірлікте,
Ал бірліктің бастауы бар жүректе.
Отбасынды жүрегіңмен сүйе біл,
Жанұя ол қазынаң осыны біл,
Отбасынды қадырлесең қаншалық
Соншылықты елді сүйдің біле жүр.
Тату елдің бастауы жанұяда,
Тәрбиесі, дәстүрі бәрі сонда,
Отан деген отбасынан басталар,
Отанды сүю отбасыда жатталар.
Ученик:
Семья в традиционных представлениях казахов всегда считалась главной ценностью. С детства казахи прививали своим детям уважительное отношение к старшему поколению, память и почитание предков до седьмого колена. Дом, как полная чаша, в представлении казахов невозможен без детей. Огромным несчастьем для любой семьи была невозможность иметь детей. Согласно древним верованиям считалось, что это проделки злых духов и сил, возможно даже проклятия. Детей с детства обучали ведению хозяйства. Так мальчиков и девочек уже с пяти лет усаживали в седло, а с семи – восьми лет мальчики начинали помогать отцам, пасти и ухаживать за скотом, постепенно учились ведению дел, девочек воспитывали в основном мамы и бабушки, обучая их премудростям ведения домашнего хозяйства, женским ремёслам, приготовлению пищи, уходу за младшими детьми, поэтому уже к подростковому возрасту девочки становились отличными помощницами матери, облегчая её работу по дому и могли быть выданными замуж и уйти в семью жениха. Хозяйственная невестка, прислушиваясь к наставлениям свекрови, со временем завоёвывала всё большее уважение в семье мужа и с появлением у неё детей, с приобретением большего опыта ведения хозяйства, воспитания, детей, постепенно становилась полноценной хозяйкой дома. С темой семьи и семейного быта связано много казахских пословиц и поговорок, в которых отражаются традиционные представления об укладе казахской семьи, о ценностях и идеалах.
Учитель: Давайте прочитаем казахские пословицы. Что в них говорится о родословной:
Учащиеся зачитывают пословицы.
Жеті атасын білмеген — жетімдіктң белгісі. | Если до седьмого колена своей родословной не узнаешь — сиротой прослывешь. |
Жақсы болса алғаның, үйіңнен кісі кетпейді. Жаман болса алғаның, шын досың да шеттейді. | Если жена хорошая, гости не переводятся в доме; если жена плохая, даже друг обходит твой дом. |
Жақсы әйел жарының жақсысын асырар, жаманын жасырар. | Достоинства мужа прославит добрая жена, и недостатки сгладит она. |
Әкені көріп ұл өсер, шешені көріп қыз өсер. | Cын берет пример с отца, дочь - с матери. |
Бала – көңiлдiң гүлi, көздiң нұры. | Дети – цветы души и свет для глаз. |
Жақсы әке – жаман балаға қырық жылдық ризық. | Добрая слава отца сорок лет служит непутёвому сыну. |
Жақыныңды жат етсең, Жатқа күлкі боларсың. | Сторониться своих – стать посмешищем для чужих |
Жақсы келін – қызыңдай, жақсы күйеу – ұлыңдай. | Хорошая невестка, как дочь родная; хороший зять, как сын родной |
Бесіксіз үйде береке жоқ. | В доме, где колыбель не качают, уюта не бывает. |
Алты ұл туған ананы — ханым десе болады, кезек сыйласқан ағайынды — жаным десе болады. | Мать, родившую шестерых сыновей, называй царицей; хорошую родню называй души частицей. |
Учитель: А сейчас интервью. 1.- Представьте, что у вас есть машина времени, на которой вы можете совершить путешествие в прошлое. Представьте, что вы навестили вашу семью, ваших предков.
- Какие они по- вашему? (внешние черты, например, кудрявые волосы, голубые глаза)
- Черты поведения (как говорят, ходят, какие привычки)
- Отдельные черты характера, например, честность, гостеприимство, великодушие.
2. - Замечаете ли вы. В чем вы похожи на своих родственников?
- О чем бы вам хотелось поговорить с ними?
- Расскажете ли вы им, кто вы?
Учитель:
3. А сейчас вернемся в настоящее.
- С кем вместе ты живешь дома?
- А что вы всей семьей вместе делаете?
- Что тебе больше всего нравится в твоей семье?
- А с кем у тебя в семье отношения лучше всего, с кем конфликтов не бывает?
- У вас есть в семье какие-нибудь праздники, которые вы все вместе празднуете? Семейные праздники?
- Похожи ли вы на маму или папу? Чем вы похожи на них? Чем отличаетесь?
(Рассказы детей о своей семье)
Учитель: Семейные традиции, обычаи, истории. - Во многих семьях сложились свои традиции, обычаи. Расскажите о них.
(Рассказы учащихся)
- Семейные традиции нужно чтить, передавать будущим поколениям.
В семейном кругу мы с вами растем
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ – родительский дом.
А давайте сейчас в своих минигруппах вы на листочках напишете те традиционные семейные праздники, которые ежегодно вы отмечаете.
Учащиеся перечисляют праздники и кратко их характеризуют.
Учитель: А какие семейные праздники празднуются в нашей стране?
Правильно: Национальный День Семьи празднуется в Казахстане – 13 сентября.
15 мая отмечается Международный День Семьи.
Ученик:
Семья – это счастье, любовь и удача.
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб о нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
Учитель: Вспомним детство.
- Мы подготовили газету «Это я!», в которой разместили фотографии ребят в раннем детстве.
- Узнали ли вы своих одноклассников?
Подведение итогов классного часа.
- Многие ваши интересы, навыки и таланты перешли к вам по наследству от членов вашей семьи, даже тех, которых вы никогда не видели.
- Когда-нибудь и вы станете родителями, бабушками дедушками, и ваши потомки будут оглядываться на вашу жизнь, стремясь узнать, какими вы были.
- Мы гордимся членами наших семей, которые при жизни делали добро другим людям.
- Я вам желаю прожить так, чтобы ваши потомки гордились вами.
Ученик:
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!
Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.
Малыш для старших как любимец,
Родители – во всем мудрей,
Любимый папа – друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле!
Учитель: Сегодня, ребята, вы выступили в роли археологов, журналистов, художников, рассказчиков, историков, путешественников. Вы совершили увлекательное и познавательное путешествие в прошлое своей семьи, а значит и в прошлое нашей Родины.
Запомните навсегда древнюю мудрость: «Уважение к прошлому – вот черта, отличающая образованность от дикости»
Приложение 1.
Составление родословной своей семьи.
Имея схему вашей родословной, вам необходимо выполнить несколько заданий.
— Напишите фамилии, имена и отчества своих родителей, бабушек и дедушек.
— Отметьте на схеме звездочкой своих родителей, фотографии которых хранятся у вас дома.
— Напишите, с кем лично вы знакомы из своих родственников и в каком родстве вы с ними находитесь (брат, сестра, дедушка, бабушка, тетя, дядя, племянник).
Приложение 2.
Для закрепления изученного материала при наличии времени можно провести несколько игр.
Задание 1. Разгадать кроссворд.
1. Старое название свидетельства о рождении. (Метрика)
2. Записи о семье, предках. (Родословная)
3. Запись событий по летам. (Летопись)
4. Наука, которая занимается изучением вещественных источников, найденных при раскопах. (Археология)
5. Место, где родился и вырос человек. (Родина)
6. Наследственное семейное наименование. Иногда это слово употребляется как синоним слова «семья». (Фамилия)
7. То, что дается при рождении. (Имя)
Выделенное слово: История.
Задание 2. Написать как можно больше имен на букву А. (Айгуль, Артур, Акмарал, Анна, Антон, Айжан и др.)
Упражнение «Дом счастья»
Сейчас вы будете строить «Дом счастья». Для этого вы превращаетесь в «строительную бригаду». Что вы положите в основу дома, что для вас главное, а что второстепенное решать вам.
(Раздаются кирпичики со словами: МАХАББАТ, ҚҰРМЕТ, ТҮСІНІСТІК, ШЫДАМДЫЛЫҚ, ДЕНСАУЛЫҚ, ТАЗАЛЫҚ, СҰЛУЛЫҚ, ДОСТЫҚ, ЕҢБЕК, ЖЫЛУЛЫҚ, МЕЙІРІМДІЛІК, САБЫРЛЫҚ. ЛЮБОВЬ, УВАЖЕНИЕ, ПОНИМАНИЕ, ТЕРПЕНИЕ, ЗДОРОВЬЕ, ЧИСТОТА, КРАСОТА, ДРУЖБА, ТРУД, УЮТ, ТЕПЛОТА, ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ, СПОКОЙСТВИЕ.)
Из каких слов вы заложили фундамент вашего дома? Поднимете стену? Крышу? Презентация работ.
Сообщить об ошибке