Расы и национальности

Мещерякова Ирина Владимировна
г. Тараз, КГУ «Гимназия №40»
4686
Классный час
Тема:
Расы и национальности

Цели и задачи:

познакомить учащихся с культурой ведения дискуссии, а так же приёмами, позволяющими повысить эффективность выступления;

развивать стремление к самовоспитанию;

способствовать социализации учащихся: создать условия для формирования терпимости к различиям между людьми (индивидуальным, различиям по полу, возрасту, национальности, мировоззрению и т.д.);

обучающиеся должны осознать неодинаковость людей, научиться различия между ними принимать как положительный факт;

сформулировать принципы толерантности.

Оборудование:

компьютер, телевизор, видео «расы и национальности», мультфильм о толерантности, листы А3 для творческой работы (6 шт), карандаши или фломастеры, разработки с заданиями, алфавит (6 шт), картинки с лицами людей разных национальностей для каждой группы, листы А3 для оформления картинок (6 шт), стикеры в форме листочков деревьев.

Bilimland

Предварительные мероприятия: дать выучить стихотворение С.Я. Маршака «Всемирный хоровод»  и «Две нации» ребятам из класса.

 

План

  1. Организационный момент:
  • Деление учащихся на группы.
  • Обсуждение целей классного часа.

 

  1. Актуализация знаний:
  • Распределение картинок по категориям. Дать название каждой категории.

 

  1. Введение новой темы:
  1. Загадки. Соедините правильно загадку и ответ.
  2. Стихотворение «Две нации» 
  3. Видео «расы и национальности»( https://bilimland.kz/ru/courses/education-movies/tema-klassnogo-chasa/lesson/rasy-i-naczionalnosti ). Посмотри и выполни задание:
  4. Заполните таблицу : «Расы»
  5. Выберите правильный вариант ответа.
  6. Разгадайте секрет мирной жизни в каждом государстве, посмотрев видео. (https://www.youtube.com/watch?v=E-EW2DzswH8)
  7. Секретный код (Учащиеся разгадывают слово «Толерантность» )
  8. Выступление учащегося. Стихотворение С.Я. Маршака «Всемирный хоровод»

 

  1. Творческая работа «Дерево толерантности»
  2. Выводы

Ход мероприятия:

  1. Организационный момент:
  • Добрый день, ребята. Сегодня необычный день и вначале позвольте угостить вас конфетой.
  • Посмотрите на цвет этой конфеты и найдите свою группу.

(Учащиеся рассаживаются по группам по цвету конфеты)

  • Сегодня мы работаем в составе 6 групп. Надеюсь, вы будете работать дружно, прислушиваясь к друг другу.

Расы и национальности – 1

  1. Актуализация знаний:
  • Давайте, начнем нашу работу. И для начала вам предлагается посмотреть на следующие картинки и распределить их на три категории.
  • На что это за категории вы сами должны назвать.
  • Как вы думаете, по какому принципу распределены эти картинки.

 Расы и национальности – 2

Расы и национальности – 3

Расы и национальности – 4

Учащиеся работают в группах, распределяя картинки по категориям. Время выполнения 3 минуты

  • Итак, давайте посмотрим, что у вас получилось. От каждой команды выходит один выступающий и представляет нам вашу работу.
  • На выступление вам дается 1 минута.
  • Сегодня мы говорим о расах и национальностях. Что- то вы уже подметили из предыдущего задания, а впереди вас ждет много новых и интересных заданий!
  1. Введение новой темы:
  1. Загадки.
  • Ну хорошо, теперь посмотрим как вы разбираетесь в национальностях. Вам предстоит, разгадать о какой национальности говорится в высказывании.
  • Необходимо только вклеить  нужную национальность в пропуск.
  • Например, какой национальности принадлежит такая трапеза, как  5 часовой чай?
  • Конечно же, вы правы это Англичане.

Расы и национальности – 5

Ответы:

  1. У этого народа в голове только две мысли, вторая – это спагетти.  (Итальянцы)
  2. Старинная народная мудрость этого народа гласит: нахаляву- все кошерно! (Евреи)
  3. Эта нация считается самой дисциплинированной и пунктуальной. (Немцы)
  4. Когда царь этого народа ловит рыбку, Европа может подождать. (Русские)
  5. Певцы этого народа очень любят петь. Они поют о том, что видят. (Казахи)
  6. Нелегальные иммигранты всегда были проблемой для этой нации. Спросите любого индейца. (Американцы)

Расы и национальности – 6

  1. Стихотворение «Две нации»
  • Вы с легкостью узнаете разные национальности по тем признакам, которые ходят в народе.
  • Но есть люди, которые убеждены что национальностей должно быть, намного меньше.
  • Прослушайте стихотворение «Две нации»

Ученик:

Две нации

Нет у зла национальности,
Равно как и у добра.
Это в паспорте — формальности.
В жизни, честно говоря,

В том готова я признаться вам,
Что давно ввела б для всех
Только две всего лишь нации —
Злой и добрый человек.
 

  1. Видео «расы и национальности»
  • Приступим к следующему заданию. Вам предстоит просмотреть видео ролик про расы и национальности и выполнить задания.
  • Для начала вам необходимо заполнить табличку названием рас. Это первое задание для вас. 
  • Затем вы должны обвести в кружок правильный вариант ответа.

Расы и национальности –7

Ответы:

Задание № 1

расы

Европеоидная

Монголоидная

Негроидная

 

Африканская

Австралийская

 

 

Задание № 2

  1. Европеоидная раса в основном формировалась на территории Европы/ Азии.
  2. У представителей Европеоидной расы волосы могут быть только светлыми/ и светлыми, и темными.
  3. Форма лица у монголоидной расы в основном круглая с широкими скулами/ овальная.
  4. Цвет глаз у представителей монголоидной расы голубой/ карий.
  5. У какой группы негроидной расы волосы и борода растут очень быстро Австралийская / Африканская
  6. На территории современного Казахстана более 100/ 1000 этносов.

 

  1. Разгадайте секрет мирной жизни в каждом государстве.
  • Ребята,  вот в Казахстане проживают более 100 этносов. А как так получается, что мы все дружно живем?
  • Как вы думаете, в чем наш секрет?

( Учащиеся выражают свое мнение по данному вопросу)

  • Я предлагаю вам посмотреть мультфильм и постараться отгадать в чем секрет мирной жизни в каждом государстве.

( Учащиеся смотрят мультфильм  https://www.youtube.com/watch?v=E-EW2DzswH8. )

Расы и национальности – 8

  1. Секретный код.
  • Давайте все- таки постараемся разгадать этот секретный код. Многие страны хотят его узнать.
  • Вам необходимо посмотреть на слово, которое представлено в числах. Ваша задача, используя алфавит русского языка, разгадать это слово

20 16 13 6 18 1 15 20 16 19 20 30

Расы и национальности – 9

Ответ: Толерантность

Расы и национальности – 10

  1. Стихотворение С.Я. Маршака «Всемирный хоровод»
  • Давайте, задумаемся о том, что не важно какой у тебя цвет глаз или волос, а важно каким ты будешь человеком.
  • Прослушайте стихотворение С.Я. Маршака «Всемирный хоровод»

Ученик:

Всемирный хоровод

Стихи для ребят
Всех народов и стран:
Для абиссинцев 
И англичан,
Для испанских детей
И для русских,
Шведских,
Турецких,
Немецких
Французских,
Негров, чья родина-
Африки берег;
Для краснокожих 
Обеих Америк.
Для желтокожих,
Которым вставать
Надо, когда мы ложимся в кровать,
Для эскимосов,
Что в стужу и снег
Лезут
В мешок меховой
На ночлег;
Из тропических стран,
Где на деревьях 
Не счесть обезьян;
Для ребятишек
Одетых и голых-
Тех, что живут
В городах и селах…
Весь этот шумный,
Задорный народ
Пусть соберется 
В один хоровод.
Север планеты 
Пусть встретится и Югом,
Запад с Востоком,
А дети друг с другом!

  С.Я. Маршак

  1. Творческая работа «Дерево толерантности»

Каждая группа получает лист бумаги с деревом. Ребятам необходимо раздать стикеры в форме листочков дерева. Задание для каждой группы- написать на листах бумаги те качества, которые могут объединять людей.

После выполнения задания представитель каждой группы наклеивает листочки на символический рисунок дерева, называет эти качества и кратко комментирует, почему выбраны именно они.

Расы и национальности – 11

  1. Выводы:

Учитель: мы выбирали те качества, которые позволяют нам жить вместе. Когда-то до нас было прошлое со своими открытиями, с людьми, которые до нас жили, творили, общались, любили. А сейчас живём мы и обязательно будем жить в своём и нашем общем будущем. Мы не знаем, каким оно будет. Но мы волею судьбы встретились в настоящем. И нельзя допустить, чтобы на каждом из нас прекратилась связь времён, прекратилась передача мыслей, открытий, традиций, чувств. В этом наша ответственность перед самими собой, пред другими. Человек не может жить один. Так задумано природой. Именно в содружестве с другими мы создаём наше настоящее.

Сообщить об ошибке