Использование имеющихся благ для пользы всего общества

Колесникова Ирина Евгеньевна
Костанайская обл., с. Сарыколь, КГУ «Урицкая школа-лицей»
746
Познание мира
Тема:
Использование имеющихся благ для пользы всего общества

 Цель урока:

- определять структуру потребностей человека в предметах потребления природных ресурсов и источники их поступления;

- объяснять важность бережного отношения к природным ресурсам;

- характеризовать себя в качестве бережливого жителя планеты.

Дифференциация цели:

Все учащиеся смогут:

- определять структуру потребностей человека в предметах потребления природных ресурсов и источники их поступления;

- усвоить понятие «экономика»;

- объяснять важность бережного отношения к природным ресурсам;

- характеризовать себя в качестве бережливого жителя планеты.

Многие учащиеся смогут:

- выражать свою точку зрения по предложенной проблеме, разрабатывать ментальную карту «Зеленая экономика» для обучения своих одноклассников.

Некоторые учащиеся смогут:

- обобщать информацию и делать выводы по результатам представленной группами информации.

Критерии оценивания:

Учащийся:

- определяет структуру потребностей человека в предметах потребления природных ресурсов и источники их поступления;

- усвоит понятие «экономика»;

- объясняет важность бережного отношения к природным ресурсам;

- характеризует себя в качестве бережливого жителя планеты;

- разрабатывает ментальную карту «Зеленая экономика» для обучения своих одноклассников;

- обобщает информацию и делает выводы по результатам обсуждений по проблеме урока.

Языковые цели:

Основные термины и словосочетания:

Экономика, природные ресурсы, полезные ископаемые, потребности и желания человека, бонус.

Полиязычие:

Экономика – экономика – economy

Ресурсы – ресурстар – resources

Полезные ископаемые – пайдалы қазбалар – minerals

Білім room комната знаний

 

Используемый язык для диалога/письма на уроке:

- Что значит «экономить»? Что значит – «быть бережливым»?

- Как использовать имеющиеся блага для пользы общества?

- Какое отношение имеет экономика к здоровью человека?

- Почему полезным ископаемым дано такое название?

- Можно ли жить по принципу: «воды много, пусть себе льется…»?

Привитие ценностей:

Ценности национальной идеи «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; бережливость и экономичность.

Привитие ценностей осуществляется через систему заданий:

«Коллективный интерактив» – открытость, сотрудничество.

«Работа в Білім room» – гражданская ответственность, труд и творчество.

«Кейс-лаборатория» – казахстанский патриотизм, сотрудничество.

«Вопрос-ответ», «Ходят слухи…» – казахстанский патриотизм, экономичность, бережливость.

Межпредметные связи:

Самопознание: включение учащихся в работу через диалог о сохранении природных ресурсов в разрезе темы «В гармонии с природой».

Математика: использование ситуативных заданий о природных ресурсах при решении задач в разрезе темы «Решение задач на зависимость между величинами.

Русский язык: работа над понятиями и определениями в разрезе темы «Лексическое значение слов и понятий»

Навыки использования ИКТ:

1. Использование учащихся навыков работы с ЦОР – просмотр видео:

5 минут обо всем «Пески» (продолжительность 1.23  – 2.26)

https://bilimland.kz/ru/courses/education-movies/televizionnye-programmy/5-minut-obo-vsyom/lesson/137-pesok-zybuchie-peski-barxan-mp4

«Зеленая экономика»

https://bilimland.kz/ru/courses/education-movies/poznavatelnye-filmy/lesson/zelenaya-ehkonomika  

2. Использование контролирующего инструмента

Тест «Полезные ископаемые»

https://bilimland.kz/ru/courses/poznanie-mira/poleznye-iskopaemye/lesson/znachenie-poleznyx-iskopaemyx-v-zhizni-cheloveka

3. Использование текстового и фотоматериала «Полезные ископаемые» в качестве домашнего задания

https://bilimland.kz/ru/courses/poznanie-mira/poleznye-iskopaemye/lesson/znachenie-poleznyx-iskopaemyx-v-zhizni-chelovekaлэнд благо

 

Предварительные знания:

Продолжается моделирование учебной деятельности на основе непосредственного опыта учащегося и его восприятия окружающей среды, навыков исследования.

Учащиеся осведомлены элементарными сведениями о полезных ископаемых, которые будут фундаментальными в изучении проблемы использование ресурсов на благо общества.

Ход урока

Этапы урока

тайм-менеджмент

Содержание урока

Ресурсы

Начало урока

0 – 5 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 – 12 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13 – 18 мин

- Доброе утро, дорогие мои ребята! Как дела? Как настроение?

- Расскажите, как дела? С какими необычными сюрпризами вы сегодня столкнулись?

Метод «Кинометафора» (видео)

Предлагаю вашему вниманию видеофрагмент, в процессе просмотра которого вы должны определить тему урока.

 

- Предложите тему нашего урока?

- Каков прогноз на урок?

- Каковы ваши ожидания от урока сегодня?

(свободный микрофон)

 

Вывод: Разговор сегодня пойдет о важных проблемах всего человечества планеты Земля – использование имеющихся благ для пользы всего общества. И нам предстоит определить важные понятия: Вода – источник жизни, полезные ископаемые, потребности человека, личная гигиена, здоровье человека.

Коллективный интерактив

- Перед вами интерактивная стена. На ней вы можете оставить свои записи маркером по любому вопросу из предложенных. Можно использовать картинки, которые лежат на панели. А можно просто рассказать об этом.

Но есть главное условие: каждому из вас нужно найти двух товарищей. Назовем их «коллеги». И в своей тройке вы будете друг с другом общаться. К этим тройкам могут присоединиться другие коллеги. (Учитель следит за общением учащихся, по запросам учащихся сам вступает в диалог)

1.Как хлеб пришел на стол? Восстановите цепочку.

(поле – элеватор – мельзавод – хлебозавод – магазин)

2.Какую часть планеты занимают водные ресурсы?

(2/3 части)

3.Что называют полезными ископаемыми?

- Исчерпаемы ли полезные ископаемые?

(полезные ископаемые не пополняются, поэтому их нужно беречь).

4. К какой группе полезных ископаемых относятся используемые в строительстве?

 

5. Нужно ли человеку ухаживать за собой?

 

6. Какие меры гигиены необходимо знать и строго выполнять?

 

7. Какое отношение имеют лекарственные препараты к полезным ископаемым?

8. Почему изготовители лекарственных средств работают в стерильных условиях: белые халаты, перчатки?

 

9. Что значит, когда вам в справке пишут: «Здоров. Детский коллектив посещать может»?

Вывод:

- Почему каждый человек должен знать ответы на данные вопросы?

- Ребята, есть одно понятие, связывающее все эти записи, сделанные вами на интерактивной стене. Попробуйте его определить.

В случае, если вы затрудняетесь ответить на этот вопрос, у вас есть бонус:

один из каждой тройки может посетить информационную комнату

Білім room.

 

В білім room для вас будет демонстрироваться видеоресурс. Он поможет вам найти то самое понятие, которое объединяет все записи на интерактивное стене.

(Bilimland. Видеоколлекция. Зеленая экономика. от 0 мин до 1мин 40 сек) Видео https://bilimland.kz/ru/courses/education-movies/poznavatelnye-filmy/lesson/zelenaya-ehkonomika

Условие: представитель, побывавший в этой комнате должен обсудить с коллегами увиденное, и вместе прийти к общему мнению в определении понятия.

Представители групп работают в Білім roomсоставляют ментальную карту для своих одноклассников.

Остальные участники принимают участие в мини-пари «Ходят слухи…»

Условие участия: участники стоят перед экраном, на котором демонстрируются вопросы. После озвучивания вопроса участники расходятся в ниши «Истина – ДА», «Ложь – НЕТ» относительно своей точки зрения. После определения позиции участники поочередно парируют доказательства.

- ходят слухи, что в жизни самый важный ресурс – это деньги…

- ходят слухи, что экономика – это деньги?

- ходят слухи, что вся экономика основывается на трех китах: природные ресурсы, капитал, труд…

- ходят слухи, что заводы и фабрики приносят непоправимый вред природе и здоровью человека…

- ходят слухи, что экономика и дом, где ты живешь, имеют общее значение…

Обсуждение в тройках. Принятие решения.

(учащиеся определяют понятие и объясняют понятие – ЭКОНОМИКА – это наука о ведении хозяйства по правилам.)

Презентация к уроку

 

 

интерактивная доска ( страница сайта «Bilimland»)

(видео 5 минут обо всем «Пески» от 1мин 23сек до 2 мин 26 сек)

https://bilimland.kz/ru/courses/education-movies/televizionnye-programmy/5-minut-obo-vsyom/lesson/137-pesok-zybuchie-peski-barxan-mp4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бутафорская интерактивная стена для оформления коллажей по теме урока

 

 

Наборы открыток, картинок для интерактива, изобразительные средства, таблицы с вопросами, крепежные средства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оформленная мини-студия Білім room, в которой предусмотрены посадочные места наличие ноутбука, звуковой аппаратуры.

 

 

 

 

 

Шаблоны для составления ментальных карт

 

 

 

 

 

 

 

подвижные бутафорские ниши для групп оппонентов с табличками «ДА», «НЕТ», блокноты ручки (по запросам участников)

19 – 23 мин

Метод «Вопрос-ответ – вывод».

- Ребята, а что значит, экономить?

- А что значит, быть бережливым и хозяйственным?

- Это значит, деньги не тратить бесцельно, электричество, воду экономить.

- Что еще можно беречь?

- Беречь можно одежду, обувь.

- Что значит, быть бережливым в хозяйстве?

- Мы можем экономить воду, газ, еду, то есть готовить ровно столько, сколько можно съесть. Тем самым удовлетворить свои потребности.

- А что называют потребностями?

- Потребности – это желания.

- Назовите потребности, которые являются общими для всех людей.

- Еда, вода, свет, тепло, одежда, жилье, медицина.

- Что нужно для того, чтобы эти все потребности удовлетворить?

Вывод: Для удовлетворения потребностей человеку необходимо уметь пользоваться благами, которые обеспечивают природа и человек. Но не только быть потребителем, но и использовать имеющиеся блага для пользы общества.

- Ребята, каким образом можно это сделать?

- Видов потребностей человека мы выделили пять, следовательно, нам необходимо разработать данную проблему по пяти направлениям. Ваши предложения…

/Создание зоны искусственной навигации: создать условия для того, чтобы ребята пожелали разрабатывать проблему через организацию групп – кейс-лабораторий.

постеры для выполнения проекта, изобразительные средства.

 

24 – 29 мин

 

Деятельность Кейс-лабораторий

Предлагаю открыть проблемные лаборатории.

мини-кейс 1: Каждый человек не мыслит своей жизни без хлеба. Хлеб называют бесценным сокровищем. Но, глядя на то, как люди обращаются с хлебом: выбрасывают в мусорку, пинают ногами, словно мяч. Неужели понятие «бесценный» означает ничего не стоящий? Обсудите ситуацию. Найдите выход из ситуации.

мини-кейс 2: Во всем мире бытует мнение о том, что все предметы окружающего мира, особенно если они относятся к неживой природе, можно брать, сколько хочешь, и тратить без особого режима. Например, вода. Ее же в мире много. Пусть себе льется. Справедливо ли мнение людей? Разрешите данную ситуацию.

мини-кейс 3: «Мой дом – моя крепость!» – так говорит каждый человек, у которого есть свой дом. Когда человек строит свой дом, он делает все возможное, чтобы он был прочным, удобным, чтобы нравился всем членам семьи. Для этого он приобретает самые лучшие строительные материалы. Как известно, строительные материалы изготавливаются из полезных ископаемых. После стройки груды строительного материала вывозятся на свалку в качестве мусора. Практична ли подобная стройка? Предложите совет хозяину данной стройки.

мини-кейс 4: Человек к своей одежде определяет ряд требований. Во-первых, одежда должна быть в соответствии с временем года: теплой или, наоборот, легкой. Во-вторых, одежда должна соответствовать мероприятию. В-третьих, несомненно, одежда должна быть удобной. А вот как быть с ценой? Должна ли одежда быть дорогой? Многие считают, что чем дороже вещь, тем человек красивее. Так ли это? Как быть красивой, если в твоем распоряжении денег мало? Предложите выход из данной ситуации.

мини-кейс 5: Здравствуйте, ребята! Пишет письмо вам ученик 3 класса Пастухов Кирилл. Я прошу вас помочь мне понять одну очень важную вещь. Начну по порядку. У нас дома, как и у всех людей, есть аптечка. Мама постоянно покупает много лекарств: от гриппа, от кашля, от сердца, от головы и много других. Через время она их выбрасывает. Говорит, что срок годности лекарств уже вышел. А бабушка ругает маму за то, что много денег тратится зря. Бабушка же покупает лекарство редко и принимает их, пока они сами не закончатся. Она не глядит на срок годности. Объясняет тем, что в упаковке лекарство не портится. Объясните, так ли это? Кто прав? предложите выход из данной ситуации.

Афиширование кейс-проектов: после выступления каждой группы желающие коллеги из других групп дополняют или предлагают альтернативное решение.

Оценивание проектов «Две звезды и одно пожелание»

Вывод: Какие выводы наших проектов можно объединить с понятием экономики?

1. Каждый человек использует имеющиеся блага для удовлетворения собственных потребностей. Но он не может быть бестактным потребителем, эгоистом, обеспечивающих только самого себя. Человек всегда должен помнить о том, что сэкономленная от себя капля блага может послужить целому обществу.

2. Человек может помочь обществу своими новыми знаниями, к обретению которых он пришел, проведя немало исследований. Таким образом, делясь своим опытом, мы экономим время, за которое, может быть, кто-то другой изобретет что-то новое.

3. Не трать понапрасну время, отведенное для обучения в школе. Это непременно скажется на успехе твоего будущего и будущего нашего общества.

Кейсы с заданиями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

таблички со звездами и стикерами для пожеланий

 

 

 

 

 

 

36-40

https://bilimland.kz/ru/courses/poznanie-mira/poleznye-iskopaemye/lesson/znachenie-poleznyx-iskopaemyx-v-zhizni-cheloveka лэнд благо

 

 

Ответьте на вопросы и выберите правильные варианты. 
 
1. Укажите нерудное полезное ископаемое.

медь 

мрамор

свинец

золото

2. Красноватый мягкий металл.

олово

сталь

газ

латунь

3. Минерал добавляемый в пищу.

соль

известь

глина

мрамор

4. Из какого материала изготавливают ведра, тазы, корыто?

из цинка

из стали

из свинца

из алюминия

5. Из чего получают керосин, смазочные материалы?

из газа

из ртути

из нефти

из каменного угля

Предлагается альтернативное домашнее задание:

- Подготовить сообщение об одном полезном ископаемом, его роли в жизни человека и использовании для пользы всего общества.

(Выбор полезного ископаемого  Bilimland. Полезные ископаемые. (текст + фотоматериалы) https://bilimland.kz/ru/courses/poznanie-mira/poleznye-iskopaemye/lesson/znachenie-poleznyx-iskopaemyx-v-zhizni-cheloveka

Регламент выступления 2-3 мин с презентацией).

Набор ноутбуков для тестирования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тетрадь для записей домашнего задания, комментария, разъяснения, навигации по сайту

Конец урока

40 – 45 мин

Рефлексия.

Рефлексия в 6 вопросах.

- Оправдался ли прогноз на урок?

- Показалась ли полученная информация интересной, полезной?

- Удалось ли проявить себя на уроке?

- Как полученные знания могут быть полезными для общества?

- Смог ли продвинуть свою идею или принять участие в продвижении идеи своего друга?

- В разработке решения, какой проблемы хотел бы принять участие в следующий раз?

Метод «СМС другу».

Учащиеся записывают на стикерах совет своему другу.

Дорогие ребята!

В финале урока я предлагаю послушать стихотворение

Л. Татьяничевой и задуматься над тем, какую роль вы играете в жизни своего общества. Согласны ли Вы с автором?

/чтение стихотворения

Не для себя деревья плодоносят,

И реки чистых вод своих не пьют.

Не просят хлеба для себя колосья,

Дома не для себя хранят уют.

Себя мы с ними сравнивать не будем,

Но каждый знает, эту жизнь любя,

Что чем щедрее отдаешь ты людям,

Тем краше, радостней живешь ты для себя.

 

 

 

 

 

 

 

 

карточки с изображением сотового телефона для написания смс

 

 

 

 

Сообщить об ошибке