Листья

Лысенкова Оксана Васильевна
Павлодарская обл., с. Михайловка, КГУ «Михайловская СОШ»
959
Познание мира
Тема:
Листья

Цель:

познакомить учащихся с внутренним строением листа; формами листа (простые, сложные); частями листа (пластина, черешок);

создать условия для понимания – какие вещества вырабатывают листья под воздействием окружающей среды;

познакомить с явлением природы – листопад;

развивать речь, логическое мышление, внимание, наблюдательность;

воспитывать бережное отношение к растениям.

Тема исследования:

развитие навыков критического мышления.

Цель исследования:

выявить уровень сформированности навыков критического мышления (способность к организации поиска ответов на проблемные вопросы).

Методы:

словесный, наглядный, поисковый, практический.

Форма:

индивидуальная, групповая, в парах.

Тип  факультативного занятия:

изучение нового.

Ресурсы:

гербарий растений, информационный текст каждому учащемуся группы, ИКТ, видео, микроскопы, листья растений, музыкальное сопровождение.

Этап

Ход урока

Мотивационно-целевой

А) Распределение учащихся по группам. Учитель раздает конверт учащимся, в котором находится лист растения. Учащиеся вынимают лист из конверта и определяют, в какой группе находится такой же лист. Проходят и рассаживаются в группы.

Учитель: «Оценивание группы в течение урока возлагается на спикера, который должен контролировать готовность каждого учащегося, правильность самооценки. За каждый правильный ответ учащийся получает «листик-оценку» от спикера».

Б) Активизация мыслительной деятельности

Цель: проверить уровень усвоения материала по теме «Части растений».

Стратегия «Интеллектуальное казино»

Каждая группа делает ставки. Учитель читает вопрос, бонус получает та группа, которая ответила быстро и правильно. За каждый правильный ответ учащийся получает «листик-оценку» от спикера.

  • Назовите части растений.
  • Какую функцию выполняет корень для остальных частей растений?
  • Что можете рассказать о размере корня?
  • У какого растения корень очень длинный? Почему?
  • Назовите три группы стеблей. Приведите примеры растений.
  • Для чего растению нужны цветы?
  • На какие две группы делятся плоды?
  • Какие условия необходимы для жизни и роста растений?

Выявление группы-победительницы (формативное оценивание).

 

Игра «Что лишнее?»

Определив лишнее слово, узнаете тему урока.

Рыжик, подосиновик, опята, листья

Определите цель урока.

Учащиеся в группах выбирают из перечня целей те, которые относятся к теме лист. Подчеркивают и зачитывают.

Изучить внутреннее строение листа; формы листа (простые, сложные); части листа (пластина, черешок).

Рассмотреть причины загрязнения водоемов.

Перечислить вещества, которые входят в состав воздуха.

Научиться измерять температуру воздуха.

Узнать, какие вещества вырабатывают листья под воздействием окружающей среды.

Познакомиться с явлением природы – листопад.

Учитель, в подтверждение ответам учащихся,  демонстрирует цели на слайде. 

Операционный этап

Стратегия «Кластер»

Цель: создать условия для наблюдения, построения логической цепочки мыслительной деятельности.

В группах находятся листья разной формы и размера.

Описание: http://blgy.ru/images/biology6/pic47.png

Учитель: «Можно ли увидеть части листа?»

Уч-ся: «Лист состоит из двух частей: пластина листа и черешок».

Учитель: «Что можете рассказать о листьях?»

Уч-ся: «Большие, маленькие, разной формы».

Учитель: «Попробуйте распределить листья по форме на группы».

Сколько групп получилось?»

Уч-ся: «Две».

 

1 группа (рис. 1, 2, 3, 5);

2 группа (рис. 4, 6, 7, 8, 9).

Учитель: «У многих растений листья простые – они имеют только одну листовую пластинку (рис. 1, 2, 3, 5). Есть растения, у которых лист имеет несколько листовых пластинок. Такие листья называют сложными (рис. 47, 4, 6, 7, 8, 9)». https://bilimland.kz/ru/courses/biologiya-ru/mir-rastenij/tkani-i-organy-rastenij/lesson/stroenie-i-funkczii-listev

Листья лого

Оценивание работы спикером.

Работа в группе: чтение текстовой информации «Тайна листа»

Цель: создать условия для формирования самостоятельного извлечения учащимися информации из текста. Формировать умение выделять главное в тексте, делать выводы.

Учитель: «Каждый учащийся самостоятельно знакомится с информацией, отвечает на вопросы текста и лишь потом происходит обсуждение в группе».

1 группа: Выяснилось, что листья растений – удивительные «повара», которые из частиц воды и углекислого газа «готовят» пищу – сахар, крахмал. Вода поступает в листья по стеблю из корня. А углекислый газ листья поглощают из воздуха. Но запомните: работает чудесная «кухня» только на свету! Вот почему зеленые растения не могут жить без света. Когда ученые разгадали тайну питания растений, они поняли, что животные и люди не смогли бы жить без растений. Ведь ни одно животное, ни один человек не могут из воды и углекислого газа получить сахар и другие питательные вещества. Это делают только растения. Но животным и человеку нужны эти питательные вещества. Они едят растения и получают питательные вещества. [1, с. 74-76].

Вопросы:

1. Почему ученые назвали листья растений «поварами»?

2. Что поняли ученые, разгадав тайну питания растений?

После самостоятельного изучения и обсуждения в группе, учащиеся отвечают на вопросы учителя.

Учитель: «Почему ученые назвали листья растений «поварами»?»

Уч-ся: «Выяснилось, что листья растений из частиц воды и углекислого газа «готовят» пищу – сахар, крахмал».

Учитель: «Каким образом?»

Уч-ся: «Вода поступает в листья по стеблю из корня. А углекислый газ листья поглощают из воздуха. Но запомните: работает чудесная «кухня» только на свету! Вот почему зеленые растения не могут жить без света».

Учитель: «Что поняли ученые, разгадав тайну питания растений?»

Уч-ся: «Они поняли, что животные и люди не смогли бы жить без растений. Ведь ни одно животное, ни один человек не могут из воды и углекислого газа получить сахар и другие питательные вещества. Это делают только растения».

Оценивание работы спикером.

 

2 группа: Ученые сделали и другое открытие: в зеленой «кухне» вместе с питательными веществами образуется… кислород! Растения выделяют его в воздух. Вот и получается, что благодаря растениям в воздухе меньше становится углекислого газа и больше кислорода. [1, с.76].

Вопросы:

1.Что еще образуется вместе с питательными веществами?

2. Куда выделяют растения кислород?

После самостоятельного изучения и обсуждения в группе, учащиеся отвечают на вопросы учителя.

Учитель: «Что еще образуется вместе с питательными веществами?»

Уч-ся: «В зеленой «кухне» вместе с питательными веществами образуется… кислород!»

Учитель: «Куда выделяют растения кислород?»

Уч-ся: «Растения выделяют его в воздух».

Спикер группы оценивает ответы учащихся в течение работы с текстовой информацией.

 

Динамическая пауза под музыкальное сопровождение

Дует, дует ветер,
Дует, задувает.

Дети сидят на корточках в кругу.
Дуют, вытягивают губы трубочкой.

Желтые листочки
С дерева срывает

Встают. Поднимают руки вверх.
Выполняют с поднятыми руками наклоны влево – вправо.

И летят листочки
Над лесной дорожкой

Бег по кругу.

Падают листочки
Прямо нам под ножки.

Останавливаются. Садятся на корточки.

 

Практическая часть.

Цель: рассмотреть внутреннее строение листа

Учитель: «Чем покрыто тело человека?»

Уч-ся: «Кожей».

Учитель: «Для чего человеку нужна кожа?»

Уч-ся: «Защищает от повреждений, переохлаждения, перегревания, попадания микроорганизмов».

Учитель: «Сверху и снизу лист покрыт кожицей. От чего защищает кожица лист?»

Уч-ся: «Защищает от повреждений, высыхания, попадания микроорганизмов».

Спикер группы оценивает ответы учащихся.

Учитель: «Рассмотрите кожицу листа под микроскопом».

Работа в парах. Под микроскопом учащиеся изучают внутреннее строение листа.

Листья 2.PNG

Учитель: «Что наблюдаете? На что похож рисунок?»

Уч-ся: «На клетки».

Учитель: «Только под микроскопом можно рассмотреть клетки растения. Снаружи лист защищен эпидермой. Внутренняя часть листа состоит из губчатого мезофила, полисадного мезофила, устьиц, сосудистых пучков». https://bilimland.kz/ru/courses/biologiya-ru/mir-rastenij/tkani-i-organy-rastenij/lesson/stroenie-i-funkczii-listev

Учитель: «В старших классах вы более подробно изучите строение клетки и сможете читать ее как книгу».

«После лета наступает осень. Листья на деревьях желтеют, опадают. Как называется это явление?»

Уч-ся: «Листопад».

Игра  Листопад

«Что влияет на изменение окраски листьев осенью? Если согласны с ответом, хлопните в ладоши».

Ветер дует, папа не поливает дерево, воды много, свежий воздух, плохо кормит мама, мало солнца.

Учитель: «Почему солнце влияет на окраску листьев?»

Уч-ся: «Недостаточно солнечного света, а хлорофилл придает листьям зеленый цвет под воздействием солнечных лучей».

Рефлексивный этап

  1. Стратегия «Цепочка признаков»

Цель: определить степень усвоения изученного материала. Учащиеся, отвечая на вопрос учителя, образуют цепочку знаний по теме факультативного занятия.

  • Какого размера бывают листья?
  • Какой формы?
  • Из каких двух частей состоит лист?
  • Какие вещества вырабатывает лист?
  • Под воздействием, каких факторов вырабатываются питательные вещества?
  • Из чего вырабатывается сахар и крахмал?
  • Что еще образуется вместе с питательными веществами?
  • От чего защищает кожица лист?
  • Соотнесите понятия внутреннего строения листа с рисунком (групповая работа).
  • Почему происходит листопад?
  • Почему люди и животные не могли бы жить на Земле без растений?
  • Как должен человек, относится к растениям?
  1. Оценивание

Учитель: «Каждая ветка дерева в группе соответствует имени учащегося. Найдите свою веточку и наденьте листочки, которые вы получили за правильные ответы».

По количеству листочков происходит оценивание учащихся.

11-12 листочков на ветке – «5»

10-9 листочков на ветке – «4»

8-7 листочков на ветке – «3»

Описание: Как нарисовать семейное дерево с корнями Сайт о рисовании

  1. Домашнее задание 

 Составить сказку о листике.

 

 

Сообщить об ошибке