Магнит

Щегляева Татьяна Васильевна
г. Павлодар, ГУ «Музыкальный колледж-музыкальная школа-интернат для одаренных детей»
8714
Познание мира
Тема:
Магнит

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке:

1.5.6.1 определять тела, обладающие магнитными свойствами;

1.5.6.2 исследовать свойства магнитов

1.1.2.1 проводить наблюдения за явлениями окружающего мира;
1.1.2.2 объяснять демонстрируемый эксперимент

Цели урока:

  • определять тела, обладающие магнитными свойствами;
  • исследовать свойства магнитов;
  • объяснять демонстрируемый эксперимент.

Критерии успеха:

  • Учащиеся узнают, что существуют предметы, обладающие магнитными свойствами.
  • Узнают о свойствах магнитов, что они притяги­вают некоторые предметы.

Привитие

ценностей:

Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни.

Межпредметные

связи:

Математика. Сравнение предметов по матери­алу изготовления.

Навыки

использования

ИКТ:

Используется ИКТ. Презентация «Магнит. Свойства магнита».

Материалы с образовательного сайта  Bilim Land.

Bilimland

bilimland.kz – видеоколлекция - учебные фильмы - физика и астрономия - Что такое магнетизм? https://bilimland.kz/ru/courses/education-movies/uchebnye-filmy/fizika-i-astronomiya/lesson/chto-takoe-magnetizm

bilimland.kz - физика- электродинамика- магнитное поле – магнитное поле

https://bilimland.kz/ru/courses/physics-ru/ehlektrodinamika/magnitnoe-pole/lesson/magnitnoe-pole-2

Предварительные

знания:

Магнит — устройство, которое притя­гивает предметы с магнитными свойствами

Оборудование и ресурсы:

1) Естествознание. Учебник для 1 класса общеобразовательной школы. Авторы: С.Н. Кузнецова, Д.Н. Сапаков,  И.Н. Васева и др. /Астана: АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2016.

2)  Естествознание. Рабочая тетрадь. Учебное пособие для 1 класса общеобразовательной школы. Авторы: С.Н. Кузнецова, Д.Н. Сапаков,  И.Н. Васева и др. /Астана: АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2016.

3) Сборник заданий формативного оценивания Естествознание 1 класс /Астана, 2016

Интернет-ресурсы:

1. https://bilimland.kz/ru/courses/education-movies/uchebnye-filmy/fizika-i-astronomiya/lesson/chto-takoe-magnetizm

2. http://www.bilimland.kz/ru/home#lesson=11088

 

 

Этап урока

Запланированная деятельность на уроке

Деятельность учителя

Планируемая деятельность учащихся

Ресурсы

Психологический настрой

У.:  Здравствуйте, ребята!  Сегодня я шла в школу с отличным настроением. Как вы думаете, почему?

Д.: - Потому что наступила весна? - Светит солнышко. Потому что с нами хотели встретиться?

У.: Да, всё верно: и на улице стало теплее, и солнышко светит, и нашей встрече я рада. А ещё у меня такое хорошее настроение от ожидания интересных открытий на нашем уроке.

 

- Повернитесь лицом к соседу, улыбнитесь и скажите ему: - Я желаю тебе добра.  Если тебе будет трудно, я помогу!

 

Организует деятельность учащихся, создаёт положительный эмоциональный настрой.

Приветствуют учителя.

Проверяют готовность к уроку.

 

 

Вызов

Ввод на тему урока.

У. - Сегодня нас ждёт много новых открытий и удивительных вещей. И вы сами всё это будете открывать и узнавать.

- Предлагаю сегодня побывать в роли ученых, которые работают в лабораториях. У нас сегодня с вами будет работать 4 научные лаборатории: лаборатория Любознательных, лаборатория Почемучек, лаборатория Всезнаек, лаборатория Удивительных открытий. И у каждой лаборатории будут свои задачи и открытия.

 А как вы думаете, как должны вести себя работники в лаборатории?

- Какими инструментами пользуются научные работники? (Проговаривают правила поведения, технику безопасности в лабораториях.)

У. - Ребята! У меня есть гриб, да не простой, а волшебный, куда его не поставлю, всё к нему липнет. 

Стала его на полку убирать, так он притянул к себе ложку со стола. Только я начинаю его подносить к предметам, как он начинает странно себя вести, вот убедитесь сами. (Учитель показывает, как к грибку прилипает металлическая ложка, гвоздь.)

- Что происходит с предметами? (Ответы детей).

А на другие предметы он так не реагирует, (показывает на резиновом мячике, бумаге). Почему он так странно себя ведёт, что происходит, как вы думаете?

А из чего были сделаны предметы, которые прилипали к грибочку? А которые не липли?

ВЫВОД: Металлические предметы притягиваются. Другие предметы нет.

- Почему так происходит, как вы думаете?  Что заставляет грибок быть волшебным?

 Предложить детям рассмотреть. Ответы детей (кто-нибудь обязательно ответит – магнит).

У: Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока? (Магнит).  (Слайд 1)

Магнит - 1

- Какие цели вы перед собой поставите на урок?

Д.: - Кто придумал магнит?

- Узнать, что такое магнит, из чего он сделан?

- Как его можно использовать в жизни?

(Слайд 2)

Магнит - 2

- Я предлагаю вам сегодня побыть маленькими исследователями. А как вы думаете, с чего начинает свое исследование ученый? (с опытов, экспериментов) И мы сегодня будем экспериментировать, и изучать свойства магнита.

Мы пройдём по страницам истории изучения магнита, проведём ряд экспериментов по изучению свойств магнита, а в конце урока попробуем выявить лучших знатоков магнитов в нашем классе.

https://bilimland.kz/ru/courses/education-movies/uchebnye-filmy/fizika-i-astronomiya/lesson/chto-takoe-magnetizm

У. – Что вы узнали, просмотрев ролик?  (Д. Откуда произошло название «магнит». Что к нему одни предметы притягиваются, а другие нет).

- Кто расскажет нам, откуда произошло название «магнит»? (Ученик отвечает)

 

У. - У каждого из вас на столе лежат магниты, возьмите их, рассмотрите внимательно, что вы можете про них сказать? Посмотрите на магнит, пощупайте его, какой он? Каковы же его свойства?

У. – А теперь давайте откроем учебник с.68 и рассмотрим рисунок.

– Что делает Негеш?

– Предположите, о чем он думает. Обсудите это в группах.

– Что произошло с предметами? Все ли из них притянулись к магниту? (Нет.)

 

У. – У вас на столах лежат магниты (Красно-синие). Я попрошу вас поэкспериментировать с ними. Попробуйте соединить их сторонами: красный-красный, синий – синий, красно-синий. Что вы наблюдаете? (Что одинаковые стороны у магнита отталкиваются, а разные притягиваются). Какой вывод можно сделать? 

У. – Я предлагаю дальше вам посмотреть наш фильм.

https://bilimland.kz/ru/courses/education-movies/uchebnye-filmy/fizika-i-astronomiya/lesson/chto-takoe-magnetizm

У. - Что вы узнали из фильма?

- Какого цвета магнит?  (Одна сторона магнита красная, другая – синяя).

- А почему стороны у магнита имеют такой цвет?  (Д. разные полюса: северный полюс и южный полюс).

У. – Я хочу предложить вам объяснить Эврике, почему магниты у неё в руках так себя ведут. Кто попробует? (Д. Разные полюса притягиваются, одинаковые – отталкиваются).

– Что будет, если магниты приблизить друг к другу?

Настраивает  на познавательную деятельность.

 

Объясняет ученикам, что такое лаборатории, и какие правила поведения нужно знать, работая там.

 

Вывод на тему учеников.

 

Беседа

 

Обсуждение ролика.

(ролик идёт ровно 1 минуту, затем ролик останавливают)

 

Экспериментальная часть

 

(ролик начинается с 1.00 мин и до 2.35 мин)

Обсуждение ролика.

 

Работа по учебнику.

 

Рассаживаются в группы

 

Проговаривают правила поведения в группе

 

 

Проговаривают правила поведения, технику безопасности.

 

Ответы учащихся

 

 

Высказывают своё мнение.

 

Самостоятельно выводят тему урока: Магниты.

Формулируют цель: Определять тела, обладающие магнитными свойствами.

 

 

Просмотр  ролика

Ответы детей: откуда произошло название «магнит».

 

Ответы детей, что он металлический, твёрдый, холодный

 

 

Работа по учебнику.

Работа в группах. Обсуждение.

 

Дети экспериментируют с полями магнитов.

Делают вывод, что стороны, окрашенные в разные цвета у магнитов притягиваются, в один цвет - отталкиваются.

На столе у учителя  коробка с “волшебным” грибком, деревянная лопатка, металлическая ложка, пластмассовая ложка, резиновый шарик, бумага.

Презентация

https://bilimland.kz/ru/courses/education-movies/uchebnye-filmy/fizika-i-astronomiya/lesson/chto-takoe-magnetizm

Bilimland

На каждом столе перед учениками лежат разные предметы: скрепка, ножницы, детали лего-конструктора, ластик, гвоздь, шурупы, карандаш, бумага. И магнит.

https://bilimland.kz/ru/courses/education-movies/uchebnye-filmy/fizika-i-astronomiya/lesson/chto-takoe-magnetizm

Bilimland

Учебник:

Магнит, с. 68—69.

Осмысление. Работа над новой темой.

 

- Ребята, а где мы в нашей повседневной жизни встречаем магниты или предметы которые их содержат? (магниты на холодильник, магнитная доска, магниты на доску, на сумках тоже есть замки на магнитах).

Экспериментальная часть.

У.: Рассмотрите предметы, которые находятся у каждого из вас на столе. (Слайд 3)

Магнит - 3

Вы можете только по внешним признакам определить из чего они сделаны?

(Дети определяют правильно все предметы).

У.: Все ли предметы притягивал магнит? Какие предметы у вас притягивались?

Д.: Скрепка, ножницы, гвоздь, шурупы.

У.: А как вы думаете, почему они притягивались, из какого материала они сделаны? (У.: Они все металлические). (Слайд 4)

Магнит - 2

У.: Настоящие учёные, когда проводят эксперименты, всегда ведут записи. Я вам тоже предлагаю сейчас заполнить листы ваших исследований.

Дескриптор:

- вы должны провести эксперимент;

- определить предметы, которые обладают магнитными свойствами;

- определить предметы, которые не обладают магнитными свойствами;

- сформулировать вывод.

 

У. – Давайте проверим ваши результаты. (Слайд 5)

Магнит - 3

ФИЗМИНУТКА. «Магнетизм»

Учитель в роли магнита называет предмет, если предмет притягивается, то дети берутся за руки, если не притягивается, то руки прячут за спиной.

 

У. Каждый день в окружающем нас мире происходит великое множество физических явлений. Многие из них мы не замечаем, но некоторые приковывают наше внимание, и пытливый ум человека стремится разгадать секреты этих явлений. Человек по природе своей любопытен; желая узнать побольше о происходящем вокруг, он отправляется в путешествие. С давних времён компас был одним из непременных приборов, который использовали путешественники. Основная часть компаса – постоянный магнит. (Слайд 6)

https://bilimland.kz/ru/courses/physics-ru/ehlektrodinamika/magnitnoe-pole/lesson/magnitnoe-pole-2

 

У. – Ребята, давайте сделаем вывод: какие предметы притягивает магнит? (Д. Металлические).

- А как бы вы назвали это свойство у магнитов, притягивать другие предметы? (Д. называют разные свойства, например: магнитное свойство).

- Какие из ваших предметов на столе обладают таким свойством?

Предлагается ученикам самостоятельно в группах провести эксперименты с разными предметами. Обладают ли они магнитными свойствами.

 

Во время презентации используется трёхъязычие. И дети слушают аудио запись: слова «магнит, притягивать, отталкивать» как они произносятся на казахском и английском языках.

 

Учитель подводит их к выводу о магнитных свойствах магнита

 

Проводится физминутка

Дети исследуют свойства предметов относительно магнита

 

Заполняют лист формативного оценивания

 

Физминутка

 

Фильм  о компасе

 

Ученики делают вывод о свойстве магнита

На каждом столе перед учениками лежат разные предметы: скрепка, ножницы, детали лего-конструктора, ластик, гвоздь, шурупы, карандаш, бумага. И магнит.

 

Презентация

 

https://bilimland.kz/ru/courses/physics-ru/ehlektrodinamika/magnitnoe-pole/lesson/magnitnoe-pole-2

Bilimland

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельный поиск.

Обобщение полученных знаний

У. – А теперь настало время исследований. Работа для наших лабораторий. Узнать, через какие материалы действует магнит? (Слайд 7)

Магнит - 4

Это песок, картон, стекло и дерево. У нас с вами 4 лаборатории. Каждая получит своё задание и по окончанию исследования расскажет нам, что нового они узнали.

1 лаборатория: вам задание найти с помощью магнита предметы в песке.

2 лаборатория: исследуете, можно ли достать предметы со дна бутылки, наполненной водой, не намочив рук и не переворачивая бутылку.

3 лаборатория: исследуете, не теряет ли магнит свои свойства через картон и дерево.

4 лаборатория: проверяет свойство магнита через стекло.

Дескриптор:

- Учащиеся проверяют, проходят ли магнитные волны через различные предметы (картон, дерево, стекло, воду, песок).

- Делают выводы.

 

У. По окончанию исследований вам нужно всем заполнить лабораторный журнал (Рабочая тетрадь с.48)

Вывод: Магнитная сила действует сквозь бумагу, стекло, дерево, картон, воду и многие другие материалы.

После опыта ученики каждой лаборатории рассказывают о процессе выполнения исследования.

Заполнение журнала. Проверка (Слайд 8).

Магнит - 5

Экспериментальная часть.

1 лаборатория: На подносе насыпан песок, где спрятаны металлические и другие предметы. Учащиеся с помощью магнита должны извлечь из песка предметы, обладающие магнитным свойством.

2 лаборатория:

Прислонив магнит к стенке бутылки дети извлекут из неё металлические предметы.

3 лаборатория: на листе картона, и на ДСП насыпаны мелкие металлические предметы. Двигая под листом магнитом, учащиеся делают вывод, что предметы тоже перемещаются вместе с магнитом.

4 лаборатория:

Так же, как и 3 группа, только используя кусок стекла (края обработаны, чтобы не порезались), двигать предметы через стекло, используя магнит.

Рабочая тетрадь:

Рабочий лист 46. "Магнит", с. 48.

 

Конец урока

У. Ребята, а кто знает, где и как используют магнит? Какую пользу он приносит людям?

Посмотрите на доску (Слайды 9 - 13).

Какова велика роль магнитных свойств в его применении и на производстве, и в медицине. А сейчас много детски игрушек изготавливают с магнитами.

Магнит - 6     

 

Ответы детей

 

Анализ.

 Рефлексия

Оценивание

У. –Наш урок подходит к концу. Что нового мы сегодня узнали на уроке? Продолжите мои предложения:

- Я понял, что….

- Было интересно….

- Было трудно….

- Мне захотелось….

- У меня получилось….

Молодцы!

- Какие свойства магнита вы запомнили? (Слайд 14)

Магнит - 7

- Какие задания вы выполняли с удовольствием?

- Были ли задания, при выполнении которых, вы испытывали трудности?

Ребята, сегодня вы были настоящими юными исследователями. Провели опыты и узнали много нового и интересного про магнит и его свойства. И я как старший учёный исследователь хочу наградить вас медалями «Юный исследователь».  (Слайд 15)

Магнит - 8

Подведение итогов.

 

Учитель награждает медалями учеников.

Ответы детей

 

Обратная связь

У. - Если вам понравился урок, и было всё понятно, то на наше дерево знаний прикрепите магнитики красного цвета, если было не совсем понятно, и нужно кое-что уточнить – магнитики жёлтого цвета. Если же было ничего не понятно, и не интересно – зелёный магнитик.

На доске нарисовано дерево знаний. Магнитики – плоды этого дерева.

Дети прикрепляют магниты на доску.

 

 

 

 

Доска, магниты, нарисованное на плакате дерево.

 

Приложение 1

ФИО ____________________ Дата: _____________

Подраздел 5.6 «Магнетизм»

Цель обучения: 1.5.6.1. Определять тела, обладающие магнитными свойствами.

Задание 1. Определите предметы, которые будут притягиваться к магниту. Объясните, почему Вы так считаете?

Магнит - 9

________________________________________________________________

_______________________________________________________________

 

Задание 2. Поднесите магнит к каждому предмету, который указан в таблице. Закрасьте зеленым цветом смайлик, соответствующий действию «притягивает», красным цветом, соответствующий понятию «не притягивает».

Магнит - 10

Дескриптор: Обучающийся

- проводит эксперимент;

- определяет предметы, которые обладают магнитными свойствами;

- определяет предметы, которые не обладают магнитными свойствами;

- формулирует вывод.

Магнит - 11

Магнит - 12

 

Сообщить об ошибке