Детство И.С. Тургенева. Крепостное право – враг писателя

Винникова Лидия Васильевна
г. Костанай, ГУ «СШ №16»
370
Русская литература
Тема:
Детство И.С. Тургенева. Крепостное право – враг писателя

Цели обучения:

6.1.4.1 - составлять простой цитатный план.

6.3.2.1 - сравнивать художественное произведение с произведениями других видов искусства, объясняя сходства и различия при поддержке учителя (план сравнительной характеристики).

Цели урока:

Учащиеся смогут:

- познакомиться с биографией И.С. Тургенева;

- узнать о крестьянской жизни;

- составить цитатный план текста;

- сопоставить жизнь крестьян в произведениях литературы и других видах искусства.

Критерии оценивания:

Учащиеся:

- анализируют прочитанное, отвечая на вопросы и выполняя задания;

- составляют план;

- выполняют дифференцированные задания.

Привитие ценностей:

Привитие интереса к классической литературе

Межпредметные связи:

История

Предварительные знания:

Учащимся уже знакомо имя И.С. Тургенева; на уроках первого полугодия выполнялись задания по составлению плана.

Ход урока

Этапы урока

Запланированная деятельность

Ресурсы

Начало урока

 

 

 

 

1. Организационный момент. Приветствие

Добрый день, дорогие друзья! Қайырлы күн, қымбатты достар! Good afternoon dear friends!

2. Позитивный настрой на урок

- Ребята, сегодня у нас первый урок в новой четверти. Совсем недавно вы отметили такие праздники, как Новый год и Рождество. Я вас поздравляю и желаю в этой четверти показывать только успехи. Сейчас идет пора, когда люди убирают украшения со своих елочек, я тоже предлагаю убрать новогодние украшения (шары, конфеты и др.) в коробку до следующего года. Только сделаем мы это не совсем обычным способом. Сейчас каждый из вас получает листок в виде елочной игрушки, напишите, пожалуйста, на нем свой настрой на новую четверть, что бы вам хотелось получить или достичь (можете подписать свой листок).

(все листочки убираются в коробку с надписью «до декабря 2019»)

3. Определение целей урока.

 

 

 

Картинки в виде елочных украшений

Середина урока

4. Работа по теме урока. Актуализация знаний.

Блиц-опрос «Что вы помните?»

(предлагаю учащимся ответить на вопросы по изученным в 1, 2 четвертях темам)

1. Рождение какого героя было замедлено Герой? (Геракл)

2. Кто из мифологических героев подарил людям огонь? (Прометей)

3. Кто из героев «повинен» в гибели сына? (Дедал)

4. Кого Артемида превратила в оленя? (Актеон)

5. В какой мифологии нам встретятся Ярило, Даждьбог и Перун? (в славянской)

6. К какому классу мифических существ относится герой данного видеосюжета?

https://bilimland.kz/ru/courses/education-movies/televizionnye-programmy/5-minut-obo-vsyom/lesson/029-domovoi-kikimora-vedma-koldunya (низшая славянская мифология)

7. Назовите автора строк (отрывок из стихотворения «Рождественская звезда» в аудиохрестоматии.

 https://bilimland.kz/ru/courses/audioxrestomatiya/literatura-20-veka/pasternak-boris-leonidovich/lesson/rozhdestvenskaya-zvezda (Б.Л. Пастернак)

8. Пропавший месяц, картина, полет – о каком произведении идет речь? («Ночь перед Рождеством»)

9. Назовите произведения, которые можно отнести к жанру рождественского рассказа.

- Молодцы, ребята! Я рада, что наши уроки оставили в вашей памяти много интересных моментов. И я надеюсь, что наше дальнейшее «путешествие» по страницам русской литературы вам понравится.

Беседа

- Сегодня мы начинаем изучение нового раздела «Нравственный выбор человека». Как вы понимаете данные слова и словосочетания? (на доске)

Винникова_л_1.png

(ученики высказывают свои мысли)

 

- А как данные понятия связаны с автором, с которым мы сегодня начинаем знакомство – с И.С. Тургеневым?

(некоторые учащиеся уже прочитали произведение И.С. Тургенева «Муму», поэтому могут сопоставить понятие нравственного выбора с сюжетом произведения).

Просмотр видеоматериала

(для знакомства с биографией писателя предлагаю учащимся просмотр видеосюжета об И.С. Тургеневе)

- Для лучшего усвоения информации рекомендуется задействовать разные органы чувств. Поэтому сейчас прочитаем материал о жизни писателя в учебнике.

(ученики читают материал на страницах 4-5)

Анализируем прочитанное

Устные ответы на вопросы (уровень «Знание»):

- В каком году и где родился писатель?

- В каком имении прошло его детство?

- Почему будущий писатель в детстве хотел сбежать из дома?

- В каком возрасте Тургенев поступил в университет?

Исправляем неточности (уровень «Понимание»)

(фразы на странице 5. Ученикам нужно внимательно прочитать их. Соотнести с текстом и найти ошибки/неточности)

Собираем пару и заполняем таблицу (уровень «Применение»)

Задания уровней «Анализ и синтез», «Оценка» ученики выполняют по вариантам, согласно цвету полученного стикера (красные, синие; желтые, зеленые).

Работа в парах

Задание на странице 6 в учебнике: прочитать текст, составить цитатный план, оценить работу одноклассника по критериям.

Просмотр видео о крепостном праве

Работа в группах

(Учащиеся делятся на четыре группы по цвету полученных ранее стикеров)

1 группа: творческое письменное задание. (страницы 6-7)

2 группа: заполнение кластера. (страница 7)

3 группа: выполнение краткосрочного проекта (задание повышенной сложности для детей с высоким уровнем мотивации). (страницы 7-9)

(После выполнения заданий каждая группа демонстрирует результаты работы в форме пресс-конференции)

4 группа: (результаты работы учащихся данной группы будут продемонстрированы на следующем уроке) ученики работают с сайтом https://itest.kz/ru/ent/russkaya-literatura/lekciya_i_s_turgenev_mumu_ru – читают конспект и оформляют его в оригинальном виде (схема, кластер, иллюстрации)

Домашнее задание

1) Творческое задание на странице 9 в учебнике.

2) Читать произведение И.С. Тургенева «Муму».

 

 

Вопросы на слайдах презентации

 

BilimLand.jpg29.08.19.03
bilimland.kz (видеоколлекция)

 

 

bilimland.kz (аудиохрестоматия

 

 

 

 

 

 

 

Слайды презентации

 

 

 

 

 

https://www.youtube.com/watch?v=fKxUtmy8W4Y

 

 

Е.В. Бодрова, Русская литература (2 часть). Учебник-хрестоматия, 6 класс. Изд-во «Алматы кітап», 2018 г.

 

 

 

 

https://www.youtube.com/watch?v=W7xnSEtRW4s

 

 

 

 

 

 

iTest.jpg29.08.19.02

itest.kz

 

 

 

учебник

 

 

Конец урока

6. Итог урока. Рефлексия «Радуга»

Оцени свое настроение в течение урока: в начале, во время работы, в конце урока. Свое эмоциональное состояние передай цветами:

Винникова_л_2.png

Красный цвет мягких тонов (розовый, оранжевый) – радостное, восторженное настроение.

Красный насыщенный и яркий цвет – нервозное, возбужденное состояние, агрессия.

Синий – грустное настроение, пассивность, усталость.

Зеленый – активность, (но при насыщенности цвета – это беззащитность).

Желтый – приятное, спокойное настроение.

Фиолетовый – беспокойное, тревожное настроение, близкое к разочарованию.

Серый – замкнутость, огорчение.

Черный – унылое настроение, отрицание, протест.

Коричневый – пассивность, беспокойство и неуверенность.

 

 

 

Сообщить об ошибке