Слово о поэте. История создания баллады «Песнь о вещем Олеге»

Кравченко Ольга Александровна
г. Костанай, ГУ «СШ №16»
3620
Учитель-новатор 2019
Русская литература
Тема:
Слово о поэте. История создания баллады «Песнь о вещем Олеге»

Цели обучения:

5.1.2.1 - иметь общее представление о художественном произведении, осмысливать тему;

5.3.1.1 - участвовать в обсуждении произведения, выражая свои мысли и чувства.

Цели урока:

Учащиеся смогут:

Познакомиться с биографией А.С. Пушкина.

Выписать даты и соответствующие им события из биографии писателя.

Сравнить стихотворение А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» с отрывком из летописи Нестора «Повесть временных лет».

Критерии оценивания:

Учащиеся:

- Анализируют прочитанное, отвечая на вопросы и выполняя задания.

- Составляют сравнительную таблицу.

- Составляют «толстые» и «тонкие» вопросы по прочитанному произведению.

- Выполняют дифференцированные задания.

Привитие ценностей:

Привитие интереса к классической литературе, к творчеству А.С. Пушкина.

Предварительные знания:

Этот урок построен на знаниях и навыках, приобретенных учащимися на предыдущих уроках, на знаниях устного народного творчества.

 

Ход урока

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

Начало урока

 

5 мин.

1. Организационный момент. Приветствие учащихся на трех языках.

Добрый день, дорогие ребята! Қайырлы күн, қымбатты балалар! Good afternoon, dear children!

2. Психологический настрой на урок.

«Дерево достижений»

Обратите внимание на наше одинокое дерево. У каждого из вас есть листочки разного цвета. Я попрошу вас взять один из них (любого цвета) и помочь нашему дереву покрыться разноцветной листвой.

Тех, кто выбрал зеленый лист, ожидает успех на сегодняшнем занятии.

Те, кто выбрал:

Красный – желают общаться.

Желтый – проявят активность.

Синий – будут настойчивы.

Помните, что красота дерева зависит от вас, ваших стремлений и ожиданий.

 

3. Сообщение темы и целей урока.

 

 

 

 

 

Оформление доски: на доске нарисовано дерево без листьев. Стикеры в виде разноцветных листочков на партах у учащихся.

Середина урока

 

30 мин.

4. Работа по теме урока.

Ребята, я уверена, что каждый из вас слышал имя известного поэта XIX века А.С. Пушкина. Какие произведения, написанные поэтом, вы знаете? (ответы учащихся).

А сейчас мы с вами познакомимся с биографией поэта, просмотрим видеоресурс на сайте bilimland.kz

(Просмотр видеосюжета от начала и до 2.10 минуты)

 

В ходе просмотра учащиеся заполняют таблицу в тетради «Дата-событие» по биографии А.С. Пушкина.

Дата

Событие

 

 

 

Составление общего кластера на тему А.С. Пушкин

(пока каждый индивидуально заполняет таблицу, по классу «идет» лист А3, на котором каждый записывает что-то про Пушкина маркером). Затем кластер вывешивается на доску как продукт творчества учащихся.

 

Знакомство с историей создания «Песни о вещем Олеге».

(мини-лекция учителя).

«Песнь о вещем Олеге» А.С. Пушкин написал в 1822 году. Почти год работал поэт над этой историей. В основу написания лег летописный рассказ об Олеге, который был первым правившим киевским князем. Прозвали его «вещим» за победоносный поход на греков в 907 году. В своем стихотворении Пушкин почти без изменений пересказал этот рассказ. И художественная форма изложения исторического факта стала для нас более надежным хранилищем. Не каждый человек интересуется историей и о таком факте может и не знать. Поведанная же А.С. Пушкиным баллада знакома каждому. О князе Олеге сложено много песен, легенд и преданий. Его княжение в Киеве – это время борьбы с хазарами. Совершив удачный поход на Царьград, в сторону Каспийского моря, Олег освободил русскую землю от них. Для купцов Олег заключил с Византией торговый договор, который был выгоден не только им.

Олег был мудрым и умным правителем, бесстрашным и находчивым военачальником, обладал талантом предсказывать. Его находчивость помогла победить греков. Перекрыв Босфор цепями, они не думали, что Олег сможет пройти эти препятствия. Он поставил ладьи на колеса и привел свое войско к воротам Царьграда. Ему всегда и во всем сопутствовала удача, судьба его оберегала.

 

А теперь давайте прослушаем стихотворение «Песнь о вещем Олеге» и сравним произведение А.С. Пушкина с отрывком из летописи (прослушивание отрывка из стихотворения на образовательном ресурсе bilimland.kz)

 

Чтение учащимися летописи об Олеге.

Прочитайте, что написано у Нестора в «Повести временных лет», сравните это со стихотворением Пушкина.

«И жил Олег, княжа в Киеве, мир имея со всеми странами. И пришла осень, и вспомнил Олег коня своего, которого прежде поставил кормить, решив никогда на него не садиться. Ибо спрашивал он волхвов и кудесников: «От чего я умру?» И сказал ему один кудесник: «Князь! От коня твоего любимого, на котором ты ездишь, – от него тебе и умереть!». Запали слова эти в душу Олегу, и сказал он: «Никогда не сяду на него и не увижу его больше». И повелел кормить его и не водить его к нему, и прожил несколько лет, не видя его, пока не пошел на греков. А когда вернулся в Киев и прошло четыре года, – на пятый год помянул он своего коня, от которого волхвы предсказали ему смерть. И призвал он старейшину конюхов и сказал: «Где конь мой, которого приказал я кормить и беречь?». Тот же ответил: «Умер». Олег же посмеялся и укорил того волхва, сказав: «Лживо говорят волхвы, но все то ложь: конь умер, а я жив». И приказал оседлать себе коня: «Да увижу кости его». И приехал на то место, где лежали его голые кости и череп голый, слез с коня, посмеялся и сказал: «От этого ли черепа смерть мне принять?». И ступил он ногою на череп, и выползла из черепа змея, и ужалила его в ногу. И от этого он разболелся и умер. Оплакивали его все люди плачем великим, и понесли его, и похоронили на горе, называемою Щековица; есть же могила его и доныне, слывет могилой Олеговой. И было всех лет княжения его тридцать и три.»

Беседа по вопросам.

1. В каком городе жил князь?

2. Какое предсказание услышал Олег от кудесника?

3. Был ли суеверным князь?

Работа по группам:

1) Составить «толстые» и «тонкие» вопросы по летописи.

2) Составить хронологическую цепочку по тексту летописи.

3) Нарисовать плакат-афишу к тексту стихотворения как для спектакля.

4) Сделать сравнительную таблицу текста стихотворения А.С. Пушкина и летописи:

 

Событие

Летопись Нестора

Стихотворение А.С. Пушкина

 

 

 

(задания выполняются на листе А3 маркером или фломастерами, а затем вывешиваются на доску)

5. Домашнее задание.

На сайте bilimland.kz пройдите по ссылке iTest – ЕНТ – Русская литература – Русская классическая литература первой половины XIX века – А.С. Пушкин «Биография и лирика». Прочитайте конспект биографии А.С. Пушкина, пройдите самостоятельно тест на знание биографии поэта, запишите результат тестирования в тетради.

https://bilimland.kz/ru/courses/education-movies/televizionnye-programmy/bolshie-lyudi/lesson/31-aleksandr-sergeevich-pushkin-pifagor-samosskii-aleksei-veneczianov

Презентация PowerPoint

 

Раздаточный материал

Лист А3, маркеры, фломастеры

 

 

Презентация PowerPoint

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

https://bilimland.kz/ru/courses/audioxrestomatiya/literatura-19-veka/pushkin-aleksandr-sergeevich/lesson/pesn-o-veshem-olege-otryvok

 

 

 

 

Раздаточный материал на партах у учащихся (отрывок из летописи)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

https://itest.kz/ru/ent/russkaya-literatura/lekciya_a_s_pushkin_biografiya_lirika_ru

Конец урока

5 мин.

6. Итог урока.

Рефлексия «Незаконченные предложения»

Выскажи свое отношение к проделанной работе, завершив предложения:

Мне понравилось...

Я узнал(а)...

Я понял(а), что могу...

Мне было интересно работать над...

Мне захотелось…

 

Сообщить об ошибке