Ценностные смыслы человека в контексте диалога культур

Волосян Надежда Петровна
Костанайская обл., г. Костанай, ГУ «Школа-лицей №2»
1488
Русский язык
Тема:
Ценностные смыслы человека в контексте диалога культур

Цель:

- учащиеся знакомятся с философским значением культур, определяют ценностные смыслы людей, живущих в разные эпохи, соотносят различные культурные смыслы, создают собственные тексты в контексте определенной культуры и в контексте диалога с ней;

- определяют строение различных синтаксических конструкций: односоставных, сложносочиненных, сложноподчиненных предложений, необходимых для создания авторского текста.

Оснащение урока:

словари, ИКТ, https://bilimland.kz/ru, эпиграф: «В диалоге с жизнью важен не ее вопрос, а ваш ответ» (М. Цветаева). BilimLand.jpg ценности

Ключевые слова:

текст, символ, культуры, герой – хранитель памяти, смыслы – основание диалога, собеседник.

Ход урока

Слово учителя. Погружение в мир Вечных вопросов.

Пока в мироздании будет существовать лицо рембрандтовского мужчин или улыбка Джоконды (Приложение 1), культура, созданная человечеством на скромном небесном теле, названном нами Земля, не исчезнет бесследно, будет обладать, выражаясь высокопарным языком, «космической ценностью», «ценностью вечности». Так считал писатель Е. Богат.

Вопрос классу: ваши ожидания от урока?

Диалог с учащимися на тему «Что такое культура?»

Сравните определения:

Словарь Ожегова (Приложение 2): культура – совокупность достижений человечества в производственном, общественном отношениях.

Словарь В.И. Даля (Приложение 3): культура – возделывание, образование умственное и нравственное.

- Где зарождается культура? (Сердце, воображение и разум – вот та среда, где зарождается то, что мы называем культурой).

- Какие ассоциации возникают, когда мы произносим слова «культура», «человек»?

- Ваши жизненные девизы? (Я пришел в этот мир, чтобы не соглашаться. А. Горький)

- Сегодня на уроке нашими собеседниками будут Сократ, А. Кунанбаев, Ш. Кудайбердиев, Владимир Мономах, Г.Р. Державин, А. Радищев, писатель Ю. Бондарев, Д.С. Лихачев. (Приложение 4)

https://bilimland.kz/ru/courses/education-movies/izvestnye-imena/lesson/filosofy-20-veka

BilimLand.jpg ценности

Учитель. Это люди, живущие в разные эпохи, времена. Ваше отношение ко времени? Что значит это слово? (Предлагается тест «Почему мы измеряем время?»)

- Как оценивали человека А. Радищев и Г. Державин, люди одной культуры, сыны Отечества и своего времени? Слово Г.Р. Державину.

Я связь миров повсюду сущих,

Я крайняя степень вещества,

 Средоточие живущих,

Черта начальная божества.

Я телом в прахе истлеваю,

Умом громам повелеваю,

Я царь –  раб, я червь – я бог.

 

А как считает А. Радищев?

Ты хочешь знать: кто я? Что я? Куда я еду? –

Я тот же, что и был и буду весь мой век:

Не скот, не дерево, не раб, но человек!

 

Для первого человек – «крайняя степень вещества». И значит, ему не вчуже родственность с деревом, тем более он не отвергается брезгливо от скота, от раба, поскольку он одновременно и червь, и бог, и царь, и раб.

Искушенный царедворец, сторонник крепостничества – именно он поднялся в мысли над разделяющей людей кастовой философией, чтобы обнаружить не земную – космическую связь себя со всем сущим! Поразительная позиция для XVIII века!

Учитель. А второй, аскет, служитель Истин, страдающий за угнетенный народ, не считает раба человеком. Вы пришли в этот мир соглашаться или не соглашаться.

https://bilimland.kz/ru/courses/vsemirnaya-istoriya/vremya-v-istorii/lesson/pochemu-my-izmeryaem-vremya

 

Задание. Сформулируйте свое восприятие данного утверждения.

– Сент-Экзюпери, французский писатель, считал: «Если кто-то мыслит иначе, чем я, он не только оскорбляет меня этим, но напротив, обогащает меня».

Учитель. Следующий собеседник – академик Д.С. Лихачев. Познакомьтесь с содержанием его текста «Жить в сфере добра» и отразите динамику мысли автора (Приложение 5).

На доске оформить как прямую речь слова О. Мандельштама:

- Цитата не есть выписка. Цитата есть цикада. Неумолкаемость ей свойственна.

Учитель обобщает: «Цитаты – один из видов переклички поколений. Они иногда могут сказать больше, чем текст».

Вопрос классу: «Кто является носителем ценностей?»

Ответ: «Человек, пребывающий в потоке культур и имеющий свое лицо».

А Д.С. Лихачев дополняет: «Культура человечества движется вперед не путем перемещения в пространстве времени, а путем накопления ценностей. Ценности не сменяют друг друга, новые не уничтожают старые, если старые действительно настоящие, а, присоединяясь к старым, увеличивают их значимость для сегодняшнего дня».

Следующая встреча с В. Мономахом. «Поучение детям».

- Какие поучения В. Мономаха вы считаете актуальными сегодня?

- Оформить таблицу «Ценностные уроки «Поучения»».

     

Надо  Нельзя

- Сформулируйте свое отношение к урокам нравственности Владимира Мономаха.

- Сравнение двух текстов.

«Поучение детям» В. Мономаха и «Слово к молодым» академика Обручева.

Выписать опорные слова, выражающие основную мысль текста.

(Учиться у жизни думать, не успокаиваться на достигнутом).

Советы классу по оформлению тетради.

Собеседник

Текст (упр.)

Ключевые слова, тема, идея

Рождение собственных мыслей

 

Учитель. Оживление текста – средства диалога. Собеседник – Ш. Кудайбердиев (Приложение 6).

Задание: согласны ли Вы с мнением автора о том, что «у человека есть две цели в жизни»?

Прислушайтесь к совету А. Кунанбаева: «Для того чтобы достигнуть намеченной цели и быть верным своему долгу, в характере человека должны быть постоянство, решимость, сильная воля, способные сберечь трезвость рассудка и чистоту совести».

Память и культура – совесть многих поколений. Какова позиция Ю. Нагибина? (Память играет большую роль в духовном становлении человека)

 

Озадачивание. Домашнее задание: написать сочинение по одной из предложенных тем.

Помни слова Б. Пастернака: «Цель творчества – самоотдача».

  • Память и культура – совесть многих поколений.
  • Горе человеку, если он один.
  • Советы «Как себя не потерять».
  • Обращение к современникам.
  • Мои ценности жизни.
  • Что значит не быть ниже своей эпохи.
  • У каждого человека есть свое средневековье.
  • Мое поучение.
  • Бездуховная духовность.
  • Диалог с... (Своя тема)

Учащиеся погружаются в размышления над формулировкой темы, в диалог с самим собой. Выбирают форму предъявления текста – жанр. «Разнотравье русского языка» (К. Паустовский) порождает разнообразие жанров: поучение, признание, ода, назидание, гимн, наказ, эссе, слово.

Итог урока диалога культур – авторский текст с собственными культурными смыслами и ценностями.

Как иллюстрацию, приведем пример стихотворения И. Кайнюкова «Гимн интеллекту»:

Объята вновь тревогою планета:

Так быть или не быть?

И Гамлета вопрос извечный этот

Не в силах разрешить.

Но чтобы жили и Земля, и люди,

Пусть разум скажет: «Да!»

И воцарятся в праздниках и в буднях

Любовь и красота.

И, алгебру с гармонией венчая,

Мир зло повергнет в прах.

И слово то, что было  изначально,

Останется в веках.

И мы поймем когда-нибудь, наверное,

Что в суете мирской спасут планету Пушкин и Коперник,

Бетховен и Крамской.

Да будет жажда знания нетленна!

И в этом жизни смысл.

Да будет коронована Вселенной

Недремлющая мысль.

Как вечен космос миллионноглазый,

Так миллионы лет да будет богом на планете разум!

Да правит интеллект!

 

Обобщение. В многоголосье культур важно не потерять свой голос. Никогда не умирает то, что навечно закреплено в слове.

Итог урока – это рождение вашего текста в контексте определенной культуры. Культура нуждается в собеседнике. Она диалогична. А сегодня на уроке у вас была возможность включиться в диалог с представителями культур XII, XVIII, XIX, XX веков.

Самооценка. Оценка учителя.

 

Приложение 1

ценностные смыслы 1.PNG

 

Приложение 2

Ценностные смыслы 2.PNG

 

Приложение 3

Ценностные смыслы 3.PNG

 

Приложение 4

Ценностные смыслы 4.PNG

 

Приложение 5

Жить в сфере добра.

Человек должен жить в сфере добра, созданной им самим. Она создается из его добрых дел, добрых чувств, добрых воздействий на окружающую среду, памяти на добро.

Злое дело забывается быстрее, чем доброе. Может быть, это происходит от того, что вспоминать хорошее приятнее, чем злое? Конечно, приятнее! Но дело и в другом. Добро соединяет, объединяет, роднит. Оно вызывает симпатию, дружбу, любовь. Поэтому злые объединения недолговечны. Они основываются на общности временных интересов.

Объединения же на почве доброго дела, добрых чувств живет даже тогда, когда завершено сама доброе дело, послужившее причиной его создания.

Добро выше практической нужды!

И вот тут обратим внимание на одну черту сферы добра. Она плотнее связана с традициями родной культуры, с культурой человечества вообще, с прошлым и будущим.

Вот почему сфера добра требует от каждого из нас внимания к истории – своей и мировой, к культурным ценностям, накопленным всем человечеством в течение многих тысячелетий.

 

Приложение 6 

   У человека есть две цели в жизни… Одна цель – для плоти, другая – для души. Если он живет ради своей выгоды, это плотская, низменная цель. Если он ищет честный труд и человечность – тогда это духовная цель. Человек, избравший второй путь, никогда не причинит вреда другому, будет избегать клеветы, наветов. 

Сообщить об ошибке