Глагол как часть речи

Каримова Надежда Хабибулловна
ЗКО, Казталовский район, с. Жалпактал, КГУ «СОШ имени Г. Молдашева»
1760
Русский язык
Тема:
Глагол как часть речи

Общие цели:

- повторение и систематизация знаний о глаголе, формирование умения употреблять глаголы в речи;

- развивать память, грамотно связанную речь и критическое мышление при обучении русскому языку;

- воспитывать самосознание и развитие умения самооценки.

Результаты обучения:

- учащиеся систематизируют свои знания за курс 5-9 класса;

- научатся правильно употреблять глаголы в устной и письменной речи.

Результаты обучения для учеников (А):

- учащиеся знают грамматические и морфологические признаки глагола, умеют объяснять языковые явления, связанные с темой «Глагол», умеют находить в тексте и объяснять изученные орфограммы, правильно их писать, имеют практические навыки работы в группе.

Результаты обучения для учеников (В):

- учащиеся знают грамматические и морфологические признаки глагола, умеют объяснять языковые явления, связанные с темой «Глагол», умеют находить в тексте и объяснять изученные орфограммы, учатся работать в группе.

Результаты обучения для учеников (С):

- учащиеся знают грамматические и морфологические признаки глагола, умеют находить его в тексте и определять время глагола.

Ключевые идеи:

- повышение коммуникативной культуры учащихся в процессе обучения с помощью активных форм преподавания, активизация мыслительной деятельности через критическое мышление, развитие умения работы в коллаборативной среде.

Ссылки:

ГОСО 2014, учебная программа, учебник «Русский язык» 10 класс (в школах с казахским языком обучения), ЕМН.

Реквизиты:

- мультимедийное оборудование, интернет (bilimland.kz), спикеры, плакаты, карточки с заданием, маркеры, компьютеры.

BilimLand.jpg глагол

Ход урока

Этапы (Время)

Действия учителя

Действия учеников

Начало занятия

(3 минуты)

Учитель проводит тренинг «От сердца к сердцу» на создание коллаборативной среды в классе.

Глагол часть речи 1.PNG

Дети передают друг другу бумажное сердечко и вместе с ним проговаривают свои комплименты и пожелания друг другу. Способы передачи не повторяются.

Проверка домашнего задания

(5 минут)

Д/з: повторить пройденные материалы об имени числительном и местоимении.

Выполнение теста из 10 вопросов по теме: «Морфология. Имя числительное. Местоимение».

    

iTest.jpg глагол https://itest.kz/ru/lekciya_imya_chislitelnoe_russkij_yazyk_morfologiya_i_orfografiya_ru/ 

 

 

Дети индивидуально выполняют на компьютере тесты.

Оценивание: после выполнения теста компьютер показывает балл, который набрал ученик, а также ответы.

Актуализация знаний

(3 минуты)

 

 

- О чем идет речь? Послушайте!

Дети должны, опираясь на знания и интуицию.

По ним сформулировать тему урока.

«Часть речи. Обозначает действие и состояние предмета. Отвечает на вопросы что делать? что сделать? В предложении выполняет роль сказуемого…». (О глаголе)

Прием «Верные и неверные утверждения».

- Укажите верные и неверные утверждения.

 

- Глагол – это часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать?

- Глагол – это часть речи, которая  обозначает признак предмета?

- Глагол в предложении бывает сказуемым.

- Глагол может изменяться по падежам.

- Глагол изменяется по временам.

Глаголы настоящего времени спрягаются.

Глаголы прошедшего времени изменяются по родам и числам.

- Итак, тема нашего урока? «Глагол как часть речи». 

Знакомство с целью урока:

- А чему мы должны научиться на уроке?

- Что должны знать в конце урока?

          

Учащиеся называют глаголы, которые указывают на действие предмета.

 

 

 

 

Учащиеся

указывают на верные и неверные утверждения.

 

 

 

 

 

 

ФО (формативное оценивание): словесное поощрение учителя.

 

 

Определяют цели урока.

 

Освоение темы (12 минут)

 

 

А теперь разделитесь на две группы. Выберите понравившийся стикер определенного цвета.

После этого учитель раздает детям задания.(5 минут)

1 группа: дети составляют схему-кластер «Глагол».

2 группа: дети составляют диаграмму Венна на темы «Имя существительное и Глагол»

Каждой группе выдается плакат и маркер.

Группа пишет ответы. После комментируют и делают выводы.

- А теперь, посмотрите видеоролик «Берегите природу»

BilimLand.jpg глагол https://bilimland.kz/ru/courses/education-movies/uchebnye-filmy/geografiya/lesson/beregite-prirodu-Берегите природу. (5 минут)

- О чем этот видеоролик? 

- Что загрязняет природу?

- А как еще загрязняется природа?

- Как нужно беречь природу?

- Почему нужно беречь природу?

- Кто в ответе за это? (2 минуты)

Делятся на группу согласно полученным цветам.

 

Учащиеся пишут, а затем защищают свои работы.

ФО: «Хлопки».

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся работают в группе: выясняют проблемы, отвечают на  вопросы.

Делают выводы.

ФО: словесное поощрение учителя.

Закрепление

(15 минут)

Работа с учебником:

1 группа:

- Откройте учебник на стр. 109 и выполните упражнение №161.

Задание: Спишите, вставляя пропущенные буквы. Обозначьте окончания глаголов. Укажите время глаголов. (Текст «День охраны окружающей среды»)

2 группа:

Выполнение упражнения  №162.

Задание: Прочитайте текст и ответьте на вопросы по содержанию.  Выпишите из текста в два столбика глаголы совершенного и несовершенного вида. Поставьте к ним вопросы.

Задание 4. (5 минут) Самостоятельная  работа  на закрепление темы.

Задание дается согласно уровням А, В, C.

Задание уровню А: Составить из  данных глаголов предложения и сделать синтаксический разбор.

Задание уровню В: Указать морфологические признаки данных глаголов в тексте и выполнить синтаксический разбор одного предложения.

Задание уровню С: Из предложенного текста выписать 5 глаголов и указать их морфологические признаки.  (Тексты по выбору из учебника).

 

Выполняют задание в группе.

 

Спикер аргументирует ответы группы. Выполняют упражнения в тетрадях самостоятельно.

 

 

 

 

 

 

Критериальное оценивание: спикеры команд зачитывают оценки членов групп по данным критериям.

Домашнее задание

(1 минута)

Повторить тему» Глагол как часть речи» и выполнить упражнение №165, стр. 113.

Задание: Прочитайте текст. Поставьте в нужном лице, числе и времени. Укажите разряд местоимений.

Учащиеся записывают в дневники

Рефлексия

(1 минут)

Учитель проводит упражнение «Post-it» – «Диалог на стикере».

- Что было легко?    Глагол часть речи 2.PNG

- Что было трудно? 

- Что хотели узнать больше?    

Учащиеся пишут на стикерах и приклеивают на доску.

Дополнительная информация для учителя после проведения этого урока

дифференциация. Как вы планируете поддерживать учащихся? Как вы планируете стимулировать способных учащихся

оценивание. Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся?

межпредметные связи, соблюдение СанПиН ИКТ компетентность. Связи с ценностями

рефлексия.

были ли цели обучения реалистичными?

Что учащиеся сегодня узнали? На что было направлено обучение?

Хорошо ли сработала запланированная дифференциация? Выдерживалось ли время обучения?

Какие изменения из данного плана я реализовал и почему?

  Проводит рефлексию.

- Какую цель мы поставили сегодня на уроке?

- Достигли мы целей, которые ставили в начале урока?

Итоговая оценка

Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо (с учетом преподавания и учения)?

 

Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок (с учетом преподавания и учения)?

Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах?

1.

 

2.

 

 

 

1.

 

2.

 

Приложение:

Лист для оценивания учащихся в группе

ФИО

Теоретическое знание

Работа в группе

Устные ответы

Выполнение упражнения

Выполнение

уровневых заданий

Итог

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Критерия оценивания: от 20-25 баллов – «5»; от 15-20 баллов – «4»; от 10-15 баллов – «3» (по пятибалльной системе).

Сообщить об ошибке