Как появились каникулы?

Позднякова Наталья Сергеевна
Костанайская обл., г. Житикара, КГУ «СШ №12»
3859
Русский язык
Тема:
Как появились каникулы?

Цели обучения:

Ч 2. Определять основную мысль на основе содержания и композиции.

П 5. Писать эссе-повествование, эссе-рассуждение.

Цели урока:

Все учащиеся смогут:

  • определять основную мысль на основе содержания и композиции;
  •  писать эссе-повествование, соблюдая структуру.

Большинство учащихся смогут:

  • выделять композиционные части текста, используя ключевые слова и фразы;
  • писать эссе-рассуждение, соблюдая структуру.

Некоторые учащиеся смогут:

  • определять основную мысль на основе содержания и композиции, формулируя  вопросы  «высокого» порядка;

писать эссе-рассуждение на заданную тему, соблюдая структуру, логику и последовательность изложения.

Языковая цель:

Учащиеся могут: передавать основную мысль на основе содержания и композиции текста и выражать свое мнение, представлять результаты работы в устной форме, писать эссе-повествование и эссе-рассуждение.

Ключевые слова и фразы: текст, основная мысль, тема текста, композиция, абзац, текст-повествование, текст-рассуждение.

Полезные фразы для диалога/письма:

Каникула-Сириус, созвездие Большого Пса, каникулярные дни, Песья звезда, летние каникулы, период летнего зноя, «собачьи дни», древние римляне, Мера (собака пастуха Икария).

  • Discuss the chart that is created. Which is the most popular fruit choice? How do we know?
  • Has every learner’s choice been recorded? How can we check?
  • Ask learners if they can think of other questions that we might have investigated. If ideas are not forthcoming, «lead» the discussion by suggesting – what else could we have put in the basket? What other things could we try, to see if people have favourites? What other questions could we have asked about our fruit basket?
  • Take ideas and ask – What do you think the result might be? What would the pictogram look like?

Вопросы для обсуждения:

Что бы вы взяли с собой на отдых? Где вы любите отдыхать? В какое время года вам больше всего нравиться отдыхать? Что означает слово «каникулы»? Как появились каникулы?

Можете ли вы сказать, почему слово «каникулы» имеет латинские корни? Можете ли вы сказать, почему слово «каникулы» связано со звездами?

Письменные подсказки:

Каникулы – это ….

Для меня каникулы это…..

С собой на отдых я бы взял(а)…

Но по-латыни слово «собака» звучит как «канис»…

Нoliday, демалыс

Предыдущее обучение:

«Ура! Каникулы!» Учащиеся могут оценивать звучащую речь с позиции «нравится/не нравится», «правильно/неправильно», аргументируя свою позицию.

 

План

Планируемое время

Запланированные задания (впишите свои задания, вместо изложенных ниже)

Ресурсы

Начало

2 мин

 

 

 

 

3 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

2 мин

 

Создание коллаборативной среды (психологический настрой)

Просмотр видеоролика

Девиз урока: Все за одного, а один за всех, тогда и в деле будет успех. (Произносят девиз урока)

К. АМО Чтение по картинкам 

(прогнозирование)

-О чем тебе говорят эти картинки?

-Над какой темой заставляют задуматься?

Опираясь на картинки, спрогнозируйте тему урока.

Вместе формулируют тему урока

(УРА! Летние каникулы!)

Проблемный вопрос:

- Нам предстоит ответить на вопрос: «Как появились каникулы?»

(Задание направлено развитие речи, расширение словарного запаса.)

ФО «Лайк»

К. Деление на группы

АМО Стратегия «Выбери меня»

Учащимся предлагается выбрать одну из 3 картинок: «Что бы вы взяли с собой на отдых?»

«Нужные вещи»: чемодан, бейсболка, бадбинтон (3 группы)

ФО «Словесная похвала»

ИКТ «Приветствие»

https://www.youtube.com/

watch?v=mKOC90Q4CpY

 

ИКТ «Мой летний отдых» слайд №1

каникулы 1.PNG

 

 

 

 

ИКТ «Мой летний отдых» слайд №2

каникулы 2.PNG

Середина

 

3 мин

 

 

 

10 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 2 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 мин

 

 

15 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 мин

Г. Задание 1

1. Просмотрите музыкальный видеоролик и составьте кластер к слову «каникулы» (визуальная поддержка)

 АМО Стратегия «Ассоциативный ряд»

Впоследствии на интерактивной доске составляется общий кластер (по три ассоциации от каждой группы)

2. Дифференцированное задание

АМО «Трехминутное эссе»

И. Учащиеся группы А, В пишут эссе-повествование «Как я планирую провести лето»

  1. Учащиеся группы С пишут эссе-рассуждение «Для меня каникулы это…..»

Критерий

Дескрипторы

Уровень А, В

Пишет эссе-повествование на заданную тему

 

- определяет тему

- используют ключевые слова и фразы

- соблюдает структуру

Уровень С

Пишет эссе-рассуждение на заданную тему

- определяет тему

- формулирует проблему

- соблюдает структуру, логику и последовательность

АМО Стратегия «Авторский стул»

ФО «Комплимент»

К. АМО Стратегия «Мозговой штурм»

Просмотр видео «Места отдыха»

 Постановка вопросов направлена на развитие речевых и коммуникативных, мыслительных навыков.

- Где вы любите отдыхать?

- Какие места отдыха в Казахстане вам известны?

- В какое время года вам больше всего нравиться отдыхать? Ответ обоснуйте.

- Какими бывают каникулы?

- Что нужно сделать, чтобы провести каникулы с пользой?

- Знаете ли вы, откуда к нам пришло слово «каникулы»? (проблемный вопрос)

АМО Стратегия «Всплытие»

ФО «Фейерверк аплодисментов»

 

Физминутка

 

Г. Работа с текстом

Задание 2

1. АМО «Чтение с пометками»

Прочитайте текст (при чтении текста учащиеся выносят пометки на поля V – уже знал, + – узнал новое, ! – это интересно).

Озвучивание помет

2. Разделите текст на абзацы (смысловые части), озаглавьте каждую часть.

Результат озвучивает спикер каждой группы.

Учитель раздает проверочный материал (текст, разделенный на смысловые части)

3. АМО Стратегия «Прожектор» 

Найдите ключевые слова и фразы, определяющие основную мысль текста (у каждой группы свой цвет)

Взаимопроверка по группам 

4. АМО Стратегия «Тонкие и толстые вопросы» на знание, понимание и осмысление текста.

Дифференцированное задание

(учащимся раздается дидакт. материал в качестве визуальной поддержки):

- Учащиеся группы А, В составляют по 1 вопросу «низкого» порядка

- учащиеся группы С составляют по 1 вопросу «высокого» порядка

1 группа работает по первому абзацу

2 группа работает по второму абзацу

3 группа работает по третьему абзацу

  • 5. АМО «Перекрестный вопрос-ответ» Первая группа задает вопросы второй группе по первому абзацу.

Вторая группа задает вопросы третьей группе по второму абзацу.

Третья группа задает вопросы первой группе по третьему абзацу.

Пример:

  • Что означает слово «каникулы»?
  • Верно ли, что это слово имеет латинские корни?
  • Дайте объяснение, почему слово «каникулы» связано со звездами?
  1. Раздается каждой группе:

Критерий

Дескрипторы

Умеет определять основную мысль  на основе содержания и композиции.

 

1. Делит текст на смысловые части.

2. Определяет основную мысль по ключевым словам и фразам.

3. Формулирует вопросы разного порядка.

(Задание направлено на развитие навыка чтения)

ФО «Фишки»

Г. Рефлексия по содержанию изученного материала

Задание 3

Составить синквейн «Каникулы»

каникулы 8.PNG

АМО «Авторский стул»

ФО «Три хлопка»

ИКТ

https://www.youtube.com/

watch?v=Xqjr7_LZhPs

Видеоролик «УРА! Летние каникулы»»

ИКТ «Мой летний отдых» слайд №3 (визуальная поддержка)

каникулы 3.PNG

Визуальная поддержка «Алгоритм написания эссе-повествования, эссе-рассуждения»

каникулы 4.PNG

 

BilimLand.jpgканикулы

https://bilimland.kz/ru#

lesson=15127

каникулы 5.PNG

 

 

 

 

ИКТ https://www.youtube.com/

watch?v=kRUFhYtyF5s 

 

 

ИКТ «История одного слова» пр.№2

каникулы 6.PNG

Как появились каникулы?

Наверное, нет на свете школьника, который бы не любил каникулы (англ.-holiday, каз -демалыс). А вот происхождение этого слова знают не все. Слово это имеет латинские корни, означающее в буквальном переводе…«собачьи дни»! Это слово связано с главной звездой созвездия Большого Пса, ярчайшей звездой неба блестящим Сириусом.

Сириус, возглавляющий созвездие Большого Пса, издавна называли также Песьей звездой. По легенде в созвездие Большого Пса была превращена Мера (собака пастуха Икария). Но по-латыни слово «собака» звучит как «канис». Каникула- Сириус ежегодно появлялась на небосводе в июле, в самый разгар лета по нашему календарю. Считалось, что именно Сириус насылает жар на Землю. Отсюда период летнего зноя и связанный с этим отдых от повседневной работы у древних римлян получил название «каникул» – «собачьих дней».

В самое жаркое время учащиеся и студенты освобождаются от занятий. В честь звезды эти дни прозвали каникулярными, каникулами. Сейчас каникулами называют не только летний отдых, а вообще перерыв в учении. 

Дидактический материал (визуальная поддержка) каникулы 7.PNG

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дидактический материал

(визуальная поддержка)

каникулы 9.PNG

Конец

2 мин

И. Рефлексия деятельности на уроке

« Твой выбор»

 

Лист самооценивания

каникулы 10.PNG  

 

Дополнительная информация

Дифференциация – как вы будете предоставлять больше поддержки? Какие задания вы будете давать более способным ученикам?

Оценивание – как вы планируете отслеживать прогресс/знания учащихся?

Межпредметные связи
Здоровье и безопасность
поддержка ИКТ
Ценности

Дифференциация осуществляется во время работы учащихся в группах на стадии активизации мысл.деят.: учащиеся гр. А и В пишут эссе-повествование, учащиеся гр. С пишут эссе-рассуждение «Для меня каникулы это…..», ученики объединены в группы с разными уровнями способностей.

Дифференцированный подход применяется также при выполнении задания «Чтение с пометками», при работе с текстом «Как появились каникулы?»:

- учащиеся группы А, В составляют по 1 вопросу «низкого» порядка

- учащиеся группы С составляют по 1 вопросу «высокого» порядка.

В качестве визуальной поддержки учащимся раздается дидактический материал: «Толстые и тонкие вопросы», алгоритм составления синквейна.

1. ФО «Лайк», «Словесная похвала», «Фишки», «Фейерверк аплодисментов», «Комплимент»

2.АМО «Толстые и тонкие вопросы»

3.АМО «Перекрестный вопрос-ответ»

4.АМО Стратегия «Прожектор»

5.АМО «Чтение с пометками»

6 ФО по дескрипторам

4.Рефлексия по содержанию изученного материала «Синквейн»

5.Рефлексия деятельности на уроке

«Твой выбор»

  • География, астрономия.
  • История.
  • Музыка, изобразительное искусство.
  • Здоровьесберегающие технологии (регламент проведения, санитарно- гигиеническое состояние кабинета, учет индивидуальных и возрастных особенностей учащихся): использование физминутки и активных видов деятельности.
  • ИКТ не более 5 минут (презентации, видеоролики).
  • Творческое и критическое мышление; коммуникативные способности; готовность учиться на протяжении всей жизни.
  • Способности к саморегуляции, самоопределению, самоутверждению и рефлексии.
 

 

Приложение

Дидактический материал  (каждой группе)

каникулы 7.PNG  

К заданию 1

Критерий

Дескрипторы

Уровень А, В

Пишет эссе-повествование на заданную тему

 

- определяет тему

- используют ключевые слова и фразы

- соблюдает структуру

Уровень С

Пишет эссе-рассуждение на заданную тему

- определяет тему

- формулирует проблему

- соблюдает структуру, логику и последовательность

 

Задание 2

Текст

Как появились каникулы?

Наверное, нет на свете школьника, который бы не любил каникулы (англ.-holiday, каз -демалыс). А вот происхождение этого слова знают не все. Слово это имеет латинские корни, означающее в буквальном переводе…«собачьи дни»! Это слово связано с главной звездой созвездия Большого Пса, ярчайшей звездой неба блестящим Сириусом.

Сириус, возглавляющий созвездие Большого Пса, издавна называли также Песьей звездой. По легенде в созвездие Большого Пса была превращена Мера (собака пастуха Икария). Но по-латыни слово «собака» звучит как «канис». Каникула-Сириус ежегодно появлялась на небосводе в июле, в самый разгар лета по нашему календарю. Считалось, что именно Сириус насылает жар на Землю. Отсюда период летнего зноя и связанный с этим отдых от повседневной работы у древних римлян получил название «каникул» – «собачьих дней».

В самое жаркое время учащиеся и студенты освобождаются от занятий. В честь звезды эти дни прозвали каникулярными, каникулами. Сейчас каникулами называют не только летний отдых, а вообще перерыв в учении. 

Критерий

Дескрипторы

Умеет определять основную мысль на основе содержания и композиции.

1. Делит текст на смысловые части.

2. Определяет основную мысль по ключевым словам и фразам.

3.Формулирует вопросы разного порядка.

 

каникулы 9.PNG

Лист самооценивания (каждому ученику)

каникулы 10.PNG

Сообщить об ошибке