Правописание -о, -ё после шипящих и -ц в корнях, окончаниях и суффиксах имен существительных и прилагательных

Костецкая Анастасия Валерьевна
Карагандинская обл., Абайский р-н, п. Кзыл, КГУ «ОСШ №8»
1255
Русский язык
Тема:
Правописание -о, -ё после шипящих и -ц в корнях, окончаниях и суффиксах имен существительных и прилагательных

Цель урока:

познакомить с правописанием о, ё после шипящих и ц в корнях, окончаниях и суффиксах имен существительных и прилагательных.

Задачи:

- формировать умение правильно писать слова с изученной орфограммой и графически обозначать условия выбора верного написания, закрепить навык правописание ё - о после шипящих в корне слова;

- развивать связную речь (составление связного рассказа на грамматическую тему), творческое мышление, умение сопоставлять, анализировать и обобщать;

- воспитывать чувство дружбы, интерес к предмету, умение вести учебный диалог.

План урока:

1. Организационный момент (1 мин)

2. Проверка д/з (2 мин)

3. Изучение нового материала (15 мин)

4. Закрепление изученного материала (20 мин)

5. Подведение итогов (3 мин)

6. Домашнее задание (1 мин)

7. Рефлексия (3 мин)

 

Ход урока

Организационный момент

Здравствуйте, проверка явки учащихся. Ребята сегодня я вас хочу пригласить совершить поход в осенний лес. Закройте глаза, представьте себе, что вы идете по осеннему лесу. Идете неторопясь, любуясь хорошей погодой, дышите свежим воздухом, разглядываете разноцветные листья. Откройте глаза, посмотрите на доску. Что вы видите? Это дерево знаний, но, к сожалению, дерево без листочков. Мы с вами пойдем в поход за знаниями, и я надеюсь, что в конце урока наше дерево преобразится.

Проверка домашнего задания

Дома вы должны были повторить правила. Скажите, пожалуйста

  • Что такое имя существительное как часть речи?
  • Какую морфему мы называем окончанием?
  • Какую – корнем, суффиксом?
  • Какие звуки мы называем шипящими? Назовите их (ш, щ, ч, ж).

Сейчас мы не можем представить свою жизнь без алфавита и письменности. Изучаем много правил правописания слов. А как же раньше обходились люди без письменности? Давайте посмотрим, как это было.

https://bilimland.kz/ru/courses/education-movies/poznavatelnye-filmy/lesson/volshebnye-bukvy

BilimLand.jpgправоп_о_е

Мы готовы к изучению новой темы. А наша сегодняшняя тема звучит так – Правописание о, ё после шипящих и ц в корнях, окончаниях и суффиксах имен существительных и прилагательных. Запишите, пожалуйста, в тетради число, классная работа и тему урока.

Изучение нового материала

На доске выписаны слова. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Обозначьте изучаемую орфограмму и расставьте ударения:

Открыть ключ..м, над берёзовой рощ..й, тяжёлым кирпич..м, пение скворц..в, любоваться пейзаж..м, ж..сткая трава.

Какую особенность вы заметили написании слов? (под удар. О, без удар. Е). Давайте посмотрим табл. на стр.39 учебника.

Проверка Слайд

Практическая часть

Задание №1: слайд. Запишите слова, распределив их на 2 группы: с пропущенной буквой О и пропущенной буквой Ё.

Ш..пот, камыш..вый, ч..рточка, врач..м, реч..нка, плеч..м, ключ..м, ж..лтая, деш..вый, боч..нок, галч..нок, багаж..м.

Проверка

 

Задание №2: Упражнение по учебнику стр. 40, упр.№ 137

Проверка

 

Задание №3: работа в группах. А теперь мы с вами разделимся на группы. Проанализируйте слова по плану:

1 группа

1. Выделите корень в слове.

2. Поставьте ударение.

3. Подберите однокоренные слова.

жёлтый   печёнка

чёрный    шёлковый

дешёвый

шёпот

4. Сформулируйте правило:

« В _____ слова после __ под ударением пишется буква__, если к данному слову можно подобрать ____ слово с буквой __».

2 группа

1. Определите, к каким частям речи принадлежат данные слова.

2. Определите, в какой части слова пишется буква О или Ё.

3. Поставьте ударение в словах.

Девчонка   румянцем

молодцом   тучей

хорошо    хорошего

плащом   пригожего

медвежонок   солнцем

4. Сформулируйте правило:

« В суффиксах и ______ существительных и прилагательных под _______после шипящих пишется буква ___, без ударения пишется буква ___».

Проверка

Подведение итогов

Итак, сегодня на уроке мы изучили тему «О - ё после шипящих», перевернули еще одну страницу великой книги «Русский язык». В суффиксе и окончании после шипящих по ударением О, без ударения Е.

В корне под ударением пишется Ё, если можно подобрать проверочное слово с Е.

 

(О_Е_после_шипящих.PNG)

Домашнее задание

§12, упр.135 (§ 4, упр.48)

Рефлексия

А теперь настало время оживить наше дерево. Оцените свою работу на уроке: выберите листочек подходящего цвета и напишите на нем, чему вы научились на уроке, что понравилось, а что нет.

- Посмотрите, какое пышное деревце у нас получилось! Это действительно Дерево Знаний, и оживить его нам удалось с помощью вашей работы на уроке. Оценки за урок.

Сообщить об ошибке