Сложное предложение, типы сложных предложений

Адилбаева Азиза Каражановна
Кызылординская обл., Казалинский р-н, Айтеке би, КГУ «Школа-лицей №266»
142
Русский язык
Тема:
Сложное предложение, типы сложных предложений

Цель урока:

повторение сведений о сложном предложении, отработка умения различать типы сложных предложений, расставлять знаки препинания в предложении.

Задачи:

повторение, углубление и систематизация знаний о сложном предложении;

выработка умения составлять графические схемы;

тренировка навыка работы в малой группе.

Предполагаемый результат:

Все учащиеся смогут:

распознавать сложные предложения, высказывать свои идеи, приводить примеры.

Большинство учащихся смогут:

работать в группе; применять знания в нестандартной ситуации.

Некоторые учащиеся смогут:

логически излагать свои мысли, аргументировать, слушать, анализировать и разъяснять выводы.

Ключевые идеи:

Использование стратегий критического мышления позволит ученикам развить навыки самостоятельного обучения через поисковую деятельность, работу в парах, группах.

Модули:

Новые подходы в преподавании и обучении; обучение критическому мышлению, использование ИКТ в преподавании и обучении.

Ход урока 

Этапы урока

Навыки мышления

Содержание Деятельность учителя Деятельность учащихся Ресурсы

Форма и виды работы

1.Организационный момент

2 мин.

Приветствие.

Позитивное видео «Голубой вагон бежит, качается»

1. Делит на группы.

2. Психологический настрой на урок.

Делятся на группы

«ССП», «СПП», «БСП»

Настраиваются на урок

https://go.mail.ru/search_video?src=

go&fr=vbm9&sbmt=154825437929

1&q=голубой+вагон+бежит+

качается&us

 

2.Проверка знаний и умений учащихся

 

 

Знание

5 мин.

Стратегия «Корзина идей»

 

Учитель:

- Вы посмотрели небольшой позитивный ролик. Текст этой песни размещен на сайте

http://www.happy-kids.ru/page.php?id=730

Текст песни "Голубой вагон"

Медленно минуты уплывают в даль, 
Встречи с ними ты уже не жди. 
И хотя нам прошлое немного жаль, 
Лучшее, конечно, впереди. 

Припев: 
Скатертью, скатертью 
Дальний путь стелется, 
И упирается прямо в небосклон. 
Каждому, каждому 
В лучшее верится... 
Катится, катится 
Голубой вагон. 
Может мы обидели кого-то зря, 
Календарь закроет старый лист. 
К новым приключениям спешим, друзья... 
Эй, прибавь-ка ходу, машинист! 

Припев. 

Голубой вагон бежит, качается, 
Скорый поезд набирает ход... 
Ах, зачем же этот день кончается, 
Пусть бы он тянулся целый год! 

 

-Обратите внимание-какие предложения встречаются в основном?

-Да, вы правильно заметили, в основном встречаются сложные предложения.

И мы сегодня будем говорить именно о сложных предложениях.

Задает вопросы, дает установку на раскрытие названия темы урока.

Отвечают на вопросы.

 

/СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ/

http://www.happy-kids.ru/page.php?id=730

Форма работы – фронтальная

 

Стратегия «Корзина идей»

Понимание

 

10 мин

Защита постера

Группа «ССП» - тема «Сложносочиненное предложение»

Группа «СПП» - тема «Сложноподчиненное предложение»

Группа «БСП» - тема «Бессоюзное сложное предложение»

 

КОНСПЕКТ

Типы сложных предложений

  1. Бессоюзное сложное предложение – это предложение, части которого соединены при помощи интонации: Светлеют сумерки седые, зарей окрасились снега. Быть сильным хорошо, быть умным вдвое лучше.
  2. Сложносочиненное предложение это предложение, части которого равноправны по смыслу и соединены сочинительными союзами: Жди меня, и я вернусь. Сергеев хотел было отдохнуть и уже лег на диван, но вдруг кто-то постучал в дверь.
Сложноподчиненное предложение – это предложение, в котором одно простое предложение по смыслу подчинено другому и соединено с ним подчинительным союзом или союзным словом: Когда я вышел на улицу, солнечный день был в разгаре. Вечерняя мгла стала чернеть, словно ее окрашивала чья-то невидимая рука.
Обобщает ответы учащихся

Работа с теоретическим материалом, размещенный на сайте itest.kz, где имеется опорный конспект.

Дают основное понятие сложным предложениям.

https://itest.kz/ru/ent/russkiy-yazik/lekciya_slozhnye_predlozheniya_i_

ikh_vidy_otlichie_slozhnykh_

predlozhenij_ot_prostykh_ru

iTest.jpg2019

Форма работы – групповая.

Вид работы – защита постера.

Применение

5 мин.

ВОПРОСЫ

  1. Выспится Саша (1) поднимется рано (2) чёрные косы завяжет у стана (3) и убежит (4) и в просторе полей сладко (5) и вольно дышится ей. Запятые в данном предложении надо поставить на месте цифр.
  2. Запятая не ставится между частями сложносочинённого предложения:
  1. ВОПРОСЫ
  1. Сложноподчинённое предложение с придаточным обстоятельственным следствия:
  2. Люди (1) которые только (2) что высадились на эту неустроенную землю (3) и после далекого морского пути еще не знали (4) где проведут предстоящую ночь (5) слушали концерт. Запятые в данном предложении надо поставить на месте цифр.

ВОПРОСЫ

  1. Двоеточие следует поставить между частями бессоюзного сложного предложения:
  2. Назвался груздем – полезай в кузов. Смысловые отношения между частями данного бессоюзного сложного предложения:
Наблюдает, обращает внимание, способствует, помогает.

Отвечают на вопросы, размещенные на сайте itest.kz.

Объясняют постановку знаков препинания.

https://itest.kz/ru/ent/russkiy-yazik/lekciya_slozhnye_predlozheniya

_i_ikh_vidy_otlichie_slozhnykh

_predlozhenij_ot_prostykh_ru

 

 

 

https://itest.kz/ru/ent/russkiy-yazik/lekciya_

slozhnopodchinyonnye_predlozheniya_i_ikh_vidy_ru

 

 

iTest.jpg2019

 

https://itest.kz/ru/ent/russkiy-yazik/lekciya_

bessoyuznye_slozhnye_predlozheniya_i_

punktuacziya_v_nikh_russkij_yazyk_s

intaksis_i_punktuacziya_ru

Форма работы – фронтальная, вид работы – устные ответы на вопросы.

Анализ

8 мин.

Учитель:

Необходимость здорового образа жизни пришла к нам не случайно. С улучшением качества жизни, появлением благ цивилизации у людей появилось желание прожить как можно более долгую жизнь, до глубокой старости сохраняя физическую активность и ясность ума.

Для этого в первую очередь необходимо соблюдать личную гигиену.

 

РАБОТА С ТЕКСТОМ

Почему необходимо соблюдать личную гигиену?

Каждый день мы подвергаемся воздействию миллионов микроорганизмов, одни из которых безвредные, а другие – болезнетворные (патогенные). Наш организм развил ряд защитных механизмов, блокирующих проникновение патогенов в организм. Кожа обеспечивает механический барьер, а волоски в лёгких (реснички) выталкивают патогенные микроорганизмы, попадающие в слизистую. Тем не менее, необходимо соблюдать чистоту, так как это способствует уменьшению и предотвращению распространения заболевания. Например, нерегулярная чистка зубов способствовала увеличению вероятности сердечного заболевания. Считалось, что бактерии ротовой полости могут проникнуть в кровоток через воспаленные десна, где они будут вырабатывать белок, который вызывает свертывание тромбоцитов в крови; это может привести к сердечным приступам и инсультам. Также желательно принимать душ в течение дня. Необходимо мыть руки чаще, обязательно после туалета, перед приготовлением и употреблением пищи.

Задание: /письменно/

Найти сложные предложения, определить их тип, объяснить постановку знаков препинания, начертить схему.
Наблюдает, обращает внимание, проверяет, исправляет.

Работа по тексту

 с использованием twig-bilim.kz.

/по предмету «биология», в разделе «Учебные материалы»/

 

Объясняют, делают выводы

https://twig-bilim.kz/ru/learning-materials/healthy-living-health-and-disease

Twig.jpg2019

Форма работы – индивидуальная, вид работы – упражнение.

Синтез

8 мин.

Учащиеся выполняют тест трех видов: на ССП, СПП, БСП. Контролирует, исправляет.

Работа с тестом, размещенный на сайте itest.kz.

Обобщают свои знания, указывают верные ответы, делают работу над ошибками.

https://itest.kz/ru/exam-test?test_id=319253832

 

https://itest.kz/ru/exam-test?test_id=383848796

 

https://itest.kz/ru/exam-test?test_id=246961814

Форма работы – индивидуальная, вид работы – тест.

3. Подведение итогов урока.

Оценка

2 мин.

РЕФЛЕКСИЯ

Сделайте выводы о сложных предложениях в виде SMS-сообщения.

 

Дом.задание: написать эссе на тему: "Радость-это..."

Подводит итог Пишут выводы по теме, дают обратную связь.  

Форма работы – индивидуальная, вид работы – SMS-сообщение.

           

 

Отрицательные стороны урока-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Положительные  стороны урока-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Сообщить об ошибке