Способы связи слов в словосочетании

Костецкая Анастасия Валерьевна
Карагандинская обл., Абайский р-н, п. Кзыл, КГУ «ОСШ №8»
3966
Русский язык
Тема:
Способы связи слов в словосочетании

Цель урока:

ознакомить со способами связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание.

Задачи:

- расширить представление обучающихся о способах связи слов в словосочетании;

- способствовать формированию самостоятельной работы;

- воспитывать любовь и уважение к русскому языку, чувство такта, умение анализировать и обобщать.

План урока:

1.Организационный момент (1 мин)

2.Проверка д/з (2 мин)

3.Изучение нового материала (15 мин)

4.Закрепление изученного материала (20 мин)

5.Подведение итогов (3 мин)

6.Домашнее задание (1 мин)

7.Рефлексия (3 мин)

 

Ход урока

Организационный момент

Приветствие, проверка явки учащихся.

Повторение домашнего задания

Посмотрите на слайд. Подумайте и устно продолжите предложения.

связь слов в словосочетании 1.PNG

Эти слова и будут нашей сегодняшней темой урока. Нам необходимо будет обобщить и систематизировать знание о наречии и словах категории состояния. Запишите сегодняшнее число, классную работу, тему урока.

Сейчас мы не можем представить свою жизнь без алфавита и письменности. Изучаем много правил правописания слов. А как же раньше обходились люди без письменности? Давайте посмотрим, как это было.

https://bilimland.kz/ru/courses/education-movies/poznavatelnye-filmy/lesson/volshebnye-bukvy BilimLand.jpgсвязьслов

Проверка

Изучение нового материала

Давайте посмотрим на слайд.

Словосочетания состоят из главного и зависимого слова. Зависимое слово поясняет главное.

связь слов в словосочетании 2.PNG

Грамматическими средствами связи зависимого слова с главным служат окончания и предлоги. При помощи этих средств зависимые слова соединяются с главными словами следующими способами:

1) связью согласования – вид подчинительной связи, при котором зависимое слово согласуется с главным в роде, числе и падеже;

2) связью управления – вид подчинительной связи, при котором зависимое слово находится при главном слове в определенном падеже с предлогом или без предлога;

3) неизменяемые зависимые слова соединяются с главным связью примыкания – вид подчинительной связи, при котором зависимое слово связывается с главным только по смыслу.

Перед вами таблица, на которой показаны те словосочетания, которые…

Практическая часть

Задание №1: работа по карточкам. Выпишите из этого текста следующие словосочетания. В скобках укажите способ связи.

Я вышел посмотреть на цветы. Клумба стала неузнаваемой. По самому краю расстилался коврик, который своим густым покровом с разбросанными по нему цветами очень напоминал настоящий ковер. Потом клумбу опоясывала лента маттиол – скромных ночных цветков, привлекающих к себе не яркостью, а нежно-горьковатым ароматом, похожим на запах ванили.

  • Х
  1. Гл.+сущ.________________(_______________)
  2.  
  3. Прилаг. + сущ._________________(_________________)
  4.  
  5. Нареч. + глаг. ___________(_________________)
  6.  
  7. Гл. + гл. неопр. формы__________________(_________________)

 

Проверка

Задание №2: работа у доски. Вам предстоит заменить фразеологические обороты

       х 

словосочетаниями типа глагол +наречие.

1.  Ломать голову_______________________

2.  Решать, не теряя головы____________________

3.  Чувствовать себя как рыба в воде______________________

4.  Мчаться, высунув язык______________________

5.  Слушать, раскрыв рот_______________________

и наоборот фразеологический оборот

  х

  глагол + нареч.

6.  ___________________________ работать быстро

7.  ___________________________ жить далеко

8.  ___________________________ работать упорно

связь слов в словосочетании 3.PNG

Проверка

Задание №3: Слайд. Запишите словосочетание, разделив их на группы:

согласование

управление

примыкание

Превосходный результат

Увидел приведение

Прибыть неожиданно

Прибрежные заросли

Призадуматься над задачей

Очень небрежно

Второе приглашение

 

Говорил улыбаясь

 

 

Нежно прикасаться

 

 

 

 

Итак, сегодня на уроке мы изучили тему «О - ё после шипящих», перевернули еще одну страницу великой книги «Русский язык». В суффиксе и окончании после шипящих по ударением О, без ударение Е.

В корне под ударением пишется Ё если можно подобрать проверочное слово с Е.

(связь слов в словосочетании 4.PNG)

 

Домашнее задание

§12, упр.135 (§ 4, упр.48)

Рефлексия

А теперь настало время оживить наше дерево. Оцените свою работу на уроке: выберите листочек подходящего цвета и напишите на нем, чему вы научились на уроке, что понравилось, а что нет.

- Посмотрите, какое пышное деревце у нас получилось! Это действительно Дерево Знаний, и оживить его нам удалось с помощью вашей работы на уроке. Оценки за урок ……..

Сообщить об ошибке