Типы простых предложений по наличию главных членов

Суентаева Жанат Сатановна
г. Актобе, Лингвистичекская ШГ № 24
10554
Русский язык
Тема:
Типы простых предложений по наличию главных членов

Цель и задачи

Формирование навыка узнавания и характеристики типов предложения по наличию грамматической основы предложения . Формирование умения употреблять односоставные и двусоставные предложения  в устной и письменной речи. Развивать творческое воссоздающее воображение, фантазию, ассоциативное мышление, пространственные представления о Казахстане. Содействовать воспитанию эстетического отношения к окружающему миру, привить интерес к краеведению.

Наглядность

Презентация, карточки, видеоролик 049 «Боровое» из www.bilimland.kz Телевизионные передачи, 5 минут обо всем

Bilimland

Тип урока

Объяснение нового материала

Методы

Частично- поисковый, исследовательский

Ожидаемый результат

Знают типы предложений. Умеют разграничивать типы предложений по наличию грамматической основы

 

 

 

 

План урока

 

 

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг.момент.

Приветствие. Сегодня мы опять будем работать в группах. В современном, быстроменяющемся мире, на нынешнем рынке труда необходимо работать в коллективе. Или как сейчас говорят – корпоративно. При приеме на работу будут учитываться такие ваши личные качества как коммуникабельность, способность прислушиваться к мнению других, отстаивать свою точку зрения, умение ладить с другими в коллективе.

На нашем уроке мы с вами попробуем проявить эти качества.

Подготовка к уроку

 

Вызов

Диктант- ассоциация .Слово- магнит «Родина».

В канун 25-летия Независимости Республики Казахстан мы испытываем особые чувства к своей стране.

 Однако если спросить обычного гражданина, за что он любит свою страну и что в этой стране такого необычного, то всем вспомнятся степь. поля, сады, родной дом. На Западе к подобным делам подходят более осмысленно. Каждое достижение страны, даже если их раз, два и обчелся, внесено в учебники и каталоги, запатентовано и запечатано навеки. В мире регулярно составляются рейтинги, куда заносятся главные достопримечательности планеты, и дело чести каждой быть представленной в этом списке.

-Как вы понимаете слово достопримечательность?

Словарная работа

Давайте обратимся к толковому словарю

Достопримечательность – место или предмет, заслуживающее особого внимания в силу каких-нибудь своих качеств.

Назовите достопримечательности нашей страны.

Назовите достопримечательности нашего города.

Составьте словосочетание и предложение  с этим словом.

Красивая достопримечательность. Горжусь нашими достопримечательностями.

Разбор по членам.

Какие достопримечательности нашей страны можете назвать?

- Какой член предложения отсутствует?

-Есть такая притча о двух римлянах, поспоривших, кто из них скажет самую короткую речь (самое кроткое предложение). Один сказал: «Eorus» (Еду в деревню), второй ответил - «I» (Езжай). 

- Давайте, ребята, посмотрим, в чём изюминка этих предложений? 

(Они не просто самые короткие, у них нет одного главного члена предложения).

- Значит, мы сегодня будем знакомиться с темой «Односоставные и двусоставные предложения». Значит, какова цель  нашего урока?

Знать…

Уметь…

Постановка проблемного вопроса урока: «Чем отличаются односоставные предложения от двусоставных?»

Учащиеся называют и записывают слова, которые ассоциируются со словом «Родина».(Страна, город, друзья, любовь, народ, мир и т.д)

 

Достопримечательность – место или предмет, заслуживающее особого внимания в силу каких- нибудь своих качеств.

Называют достопримечательности страны и нашего города

(Медеу, Байтерек, мавзолеи, Боровое)  нашего города.( планетарий, музеи, Мавзолей Кобланды батыра, Абулхаир хана, Есет батыра. Разные памятники, аллея Славы)

Актобе.

Осмысление

Исследовательская работа в группах.
Даны 5 предложений, напечатанных на полосках бумаги. Внимательно рассмотрите эти предложения. В каждом предложении подчеркните грамматическую основу и определите, чем они выражены.
 Я летом отдыхал в Боровом.
Люблю озера, горы, расположенные там.
По телевизору показали Кокшетаускую возвышенность.
Для Родины своей ни сил,ни жизни не жалей

Мне хочется еще раз побывать в этих местах.
Казахстанская Швейцария.
3. Составление алгоритма.

Показ слайдов

А)Находим грамматическую основу предложения.

Б) по наличию главных членов предложения определяем тип предложения ( двусоставное, односоставное)

В) По форме главного члена определяем вид односоставного предложения:

- с главным членом- подлежащим ( назывное)

- с главным членом – сказуемым ( ….)

Объяснение учителя.

https://itest.kz/ru/exam_test?test_id=991267537

Просмотр видеоролика 049 «Боровое»

https://bilimland.kz/ru/courses/education-movies/televizionnye-programmy/5-minut-obo-vsyom/lesson/049-samurai-baba-yaga-borovoe

Работа с текстом «Казахстанская Швейцария» ( упр 135)

1 гр: Чтение текста .(1 абзац). Объяснить значение слов возвышенность, оазис, путеводитель. Выписать 1 двусост. и 1 односост. предложение. Сделать синтаксический разбор. Назвать легенды-аныз, связанные с Боровым.

2 гр: Чтение текста. (2 абзац). Объяснить значение слов изумрудный, сфинкс, одноименный. Выписать 1 двусост и 1 односост предложение. Сделать синтаксический разбор. Назвать легенды-аныз, связанные с Боровым.

 

Закрепление изученного

 

Работа у доски. Выполнение упр 137.

1 группа выписывает двусоставные предложения. Разбор по членам предложения.

2 группа выписывает односоставные предложения. Разбор по членам предложения.

Творческое задание

1.Составить рекламный слоган.

2.Составить рекламный проспект. Составить рассказ о достопримечательностях Актобе, используя односоставные предложения.

1 гр: «Боровое»  2 гр: «Достопримечательность»

Рекламный проспект «Актобе привык я гордиться…».

Рефлексия

Тест https://itest.kz/ru/exam_test?test_id=433580203

Прием «Рюкзак»

Я беру с собой…

iTest

 

Дом. задание

1.Найти легенды, связанные с историей нашего города.

2.Упр 138

 

Оценивание

Комментирование оценок

 

Сообщить об ошибке