Замена прямой речи косвенной

Ажигулова Гульжан Турсынхановна
Карагандинская область, город Балхаш, ОСШ №8
34688
Русский язык
Тема:
Замена прямой речи косвенной

Оборудование:

Учебник по русскому языку для 9 класса общеобразовательной школы с казахским языком обучения, приложение с текстом, таблица,  презентация, маркеры, листы формата А3, тетради, интерактивная доска, беспроводные мышки.

Цели урока:

Научиться передать прямую речь, заменяя  косвенной, учитывая особенность предложений по цели высказывания. Уметь пользоваться косвенной речью в жизни.

Развивать функциональную грамотность, умение работать  самостоятельно и в коллективе по изучению новой темы; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.

Воспитывать внимание, наблюдательность, нравственность, доброе отношение к окружающим, прививать прилежание к изучению других языков.

Результаты обучения  для учащихся:

1. Ученики познакомятся со способом  передачи чужой мысли – косвенной речью; научатся заменять прямую речь косвенной; 

2. Закрепить навыки самостоятельной работы над темой; будут рассуждать, 

 анализировать.

3. Ученики должны понять значимость самоанализа, самоконтроля при выполнении групповых и индивидуальных заданий; примут активное участие в обсуждении общих заданий; задумаются о внимательном отношении к слову, о важности трехъязычия  в современном мире, а так же об ЭКСПО-2017.

Основные  идеи,  отработанные  по теме урока:

Идея трехъязычия.

Этапы урока

 

Время

Содержание

Действия учащихся, их примерные ответы

1.Организационный момент

2 мин.

1. Эмоциональный настрой на урок.  Орг. момент.

Психологический настрой (слова учителя):
Здравствуйте! Салеметсіздер ме? Hello! Ребята, пожмем друг другу руки и выскажем свои пожелания. Подойдите к столу и выберите листочки с изображением эмблемы ЭКСПО-2017. Прошу пройти каждого к своей группе.

Замена прямой речи косвенной - 1  

   

Дети встали, поздоровались, пожали друг другу руки и высказывают хорошие пожелания
Под эмблемой написаны слова: казахский язык, русский язык, английский язык. Рассаживаются по трем группам.

2. Вызов

3 мин.

Учащимся раздаются таблицы «Критерии оценок», учитель разъясняет суть выставления оценок для того, чтобы они могли выставить себе оценки в ходе урока.

Актуализация опорных знаний. Стратегия «Мозговой штурм»
Какая речь называется прямой?
Какие знаки препинания ставятся при прямой речи?
Какая речь называется косвенной?
Какие знаки препинания ставятся при косвенной речи?
Можно ли заменить прямую речь косвенной?
Какие получаются при этом предложения?
Спикеры групп, не забывайте выставлять оценки в оценочный лист.

Учащиеся отвечают на вопросы и повторяют пройденный материалЗамена прямой речи косвенной - 2

3. Проверка домашней работы

3мин.

Что было задано на дом? (найти предложения с прямой и косвенной речью в тексте, объяснить постановку знаков препинания при прямой и косвенной речи, нарисовать схемы к предложениям с прямой речью)

Учащиеся читают домашнюю работу, объясняют знаки препинания.

4.Изучение нового материала

 

Видеоколлекция

 

Работа с учебником

 

Работа с текстом

 

Индивидуальные задания

 

На осмысление видеоролик
«О трехъязычии»

 

Тест

 

Рефлексия

 

Оценивание

 

Домашнее задание

2 мин.

 

5 мин.

 

5мин.

 

12мин.

 

4 мин.

 

3 мин.

 

3 мин.

 

2 мин.

 

1 мин.

1. Переход к новой теме.
1) Знакомство с эпиграфом урока: И.Я.Яковлев г...ворил: «Один язык-один ум, два язык...-два ума, три языка-три ума».

Прошу вас прочитать эпиграф. Вставьте пропущенные буквы, обоснуйте ответ. Можно ли переделать прямую речь в эпиграфе в косвенную?
Какие изменения претерпевает предложение? Ребята, как вы думаете о чем мы будем с вами сегодня говорить на уроке?
На том уроке мы говорили, что бывают ситуации в нашей жизни, когда необходима  именно дословная передача чужой речи. Этому и будет посвящено сегодняшнее наше занятие.

Тема нашего урока: Замена прямой речи косвенной. В тетрадях записывают число и тему урока.
Скажите, а какова цель нашего урока?

1)Познавательный фильм.
Скажите, ребята, что нам желательно знать для общения с людьми из других стран? 

Перед тем, как начать изучать новую тему, я предлагаю  вам посмотреть познавательный видеофильм на сайте  https://bilimland.kz/ru/courses/education-movies/poznavatelnye-filmy/lesson/chto-takoe-ehkspo Что такое ЭКСПО? Обсуждение видео.

Bilimland
 

2) Теория.
Предлагается изучить теоретический материал «Замена прямой речи косвенной» и записать в тетрадях примеры к правилам, обсудить в группе, затем по стратегии «Джигсо» спикеры расходятся по другим группам и объясняют. Задание для группы «Английский язык»:   Предложение с косвенной речью имеет форму СПП с придаточным изъяснительным, в котором слова автора-главное предложение, а чужая речь-придаточное. Если П.Р.-повествовательное предложение,то соединяются союзом что. Группе «Русский язык»: если П.Р. –побудительное предл., то ставится союз чтобы. Группе «Казахский язык»- если П.Р. вопросительное- кто, что, где, как, когда,ли. Примеры.

3) Работа с текстом.
Перед вами лежит текст. Внимательно прочитайте.

   Языки-фактор прогресса
  «Мы бережно пронесли единство сквозь тернии к успеху более двух десятилетий независимости и гордимся этим, потому что  в мире наблюдаем столкновение по религиозным, национальным и другим причинам. Наша казахская толерантность, понимание и терпимость произвели единство», - сказал Н.Назарбаев. Он отметил, что внутреннее единство государства чрезвычайно важно при нынешней ситуации в мире.
  Говоря об английском языке, президент выразил, что он необходим стране для выхода на мировую арену. «Возвысить свою нацию, унижая другую нацию невозможно, поэтому я говорю о трехъязычии и каждый язык - это богатство человека», - отметил Глава государства. 
  «Из 10 миллионов книг, которые издаются в мире, 85% выходят на английском языке, так как наука, развитие, информационные технологии - все идет на английском языке», - подчеркнул президент.

 Словарная работа: тернии,  толерантность, арена, прогресс (на слайде написаны значения этих слов)
Задания к тексту:

1) Задание по группам:
 І группа-составляет постер  «Стена вопросов»,
 другие слушают и отвечают.

Вторая группа составляет постер «Одиночный пузырь» с переводом на англ., казахский языки  (тілдер, languages; байлық, wealth; даму, development; ғылым, the science и т.д.)

Третья группа работает со стратегией «График». Распределите замененные косвенной речью предложения текста по графику. Слайд №10
 

Задания для одаренных учащихся: разборы на слайде №12
 Он отметил2, что внутреннее единство государства3 чрезвычайно важно при нынешней ситуации 4.

 

Видеоролик на осмысление «О трехъязычии».
Стартегия «Фишбоун» ( на интерактивной доске)
Слайд №13
 

На сайте https://bilimland.kz  пройти тест на тему «Предложения с прямой и косвенной речью»

Bilimland

Что нового мы узнали на уроке?
Можно ли заменить прямую речь косвенной?
Какие получаются при этом предложения?
Зачем нам надо знать как минимум три языка?
При помощи программы Mouse mischief учащиеся заполняют презентацию, работают несколько мышек.

 

Набранные  баллы спикеры групп подсчитывают и ознакамливают с  таблицей «Критерии оценок», учитель озвучивает оценки учащихся.

 

Написать небольшое эссе на тему: «Полиязычный Казахстан». В эссе должны быть предложения с косвенной речью. Повторить теоретический материал.

Вставляют пропущенные буквы,обоснуя ответ. Примерные ответы на вопросы:
1. О языке.
2. Предложение меняется.
3. Прямую речь можно заменить косвенной.
4. Предложения с прямой речью преобразуются в СПП.
 

Уметь заменять прямую речь на косвенную.
 

Наряду с родным языком, хорошо знать русский и английский языки. Объсняют значимость прохождения всемирной выставки ЭКСПО-2017 в Казахстане.

 

После ознакомления с теоретическим материалом, группы применяют стратегию «Джигсо»: сначала обсуждают в группах, затем спикеры расходятся по другим группам и объясняют материал.

 

І Группа-составляет постер «Стена вопросов»:
 О чем этот текст?
Какова главная мысль текста?
Что мы наблюдаем в последнее время?
Что повлияло на единство народа?
Важно ли единство народа при нынешней ситуации?
Чего сделать невозможно?
Какой язык мы должны знать?
Почему нельзя забывать русский язык?
Какой язык нам необходим? Почему?
Почему языки-фактор прогресса?
 

Замена прямой речи косвенной - 3 

 

Учащиеся работают на постере со стратегией «График», аргументируют

Замена прямой речи косвенной - 4 

 

Учащиеся смотрят видеоролик, после просмотра заполняют на интерактивной доске схему, аргументируя свой ответ

Аргументы

госуд. язык  межнац.  веление 
  язык  времени 

Замена прямой речи косвенной - 5


   каз.яз.  рус.яз.   англ.яз   Факты

Замена прямой речи косвенной - 6Замена прямой речи косвенной - 7

Сообщить об ошибке