Коррозия металлов

Райсханова Гульжанат Советовна
г. Нур-Султан, РФМШ/БИЛ
31
Химия
Тема:
Коррозия металлов

Жизнь человеческая подобна железу.

Если употреблять его в дело, оно истирается,

если не употреблять – ржавеет».

Катон старший.

Древнеримский философ 

Этап 1. СИТУАТИВНЫЙ ИНТЕРЕС. «ЧТО ЭТО?»

ЛЮБОПЫТСТВО

Учитель: Стимулирующий вопрос: «Что общего в эпиграфе урока и картинках?» (2 мин). Какие картины объедините в одну группу? (1 мин)

(Картины представлены в презентации (Power Point) или распечатаны в PDF)

korroziya_1.png korroziya_2.png korroziya_3.png

1.Индия. Железная колонна

1600 лет. 7, 2 м. 6 тонн

2.Франция. Эйфелева башня

Красили 18 раз. 10260 т

3.Гемоглобин – белок крови

 korroziya_4.png

korroziya_5.png korroziya_6.png

4. Зеленое яблоко

5.Костанай. Добыча железных руд.

6.Строительство Пирамиды. Астана

korroziya_7.png

korroziya_8.png korroziya_9.png

Морской корабль

Фрагмент космического корабля

Самовар К. Сатпаева

Учитель: Каждое верные предположение или гипотеза оцениваются в один балл. В конце занятия - сумма баллов выставляется в тетради. (Формативное оценивание. Самопроверка.) (3 мин)

Приведите примеры из собственных жизненных наблюдений о состоянии предметов из металлов или сплавов. Назовите эти предметы и причины их коррозии.

Учащиеся выдвигают свои идеи и рассуждая, определяют тему урока «Коррозия металлов».

Этап 2. ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС «ЧТО БУДЕТ?»

ЭМОЦИИ

Учитель: В

Учитель обращается к ученикам: Предлагается посмотреть видео о постановке эксперимента учащимися нашей школы. (видео прилагается – 1 мин).

korroziya_10.png

Какие возникли мысли и ощущения? Сделайте прогноз по итогам эксперимента. Почему ребята делали наблюдения 5-6 дней? И специально была сказана некорректная фраза. Определите фразу (железный гвоздь). Почему это фраза некорректная?

Учащиеся предлагают свои ответы (3 мин).

Учитель: Задание к данному постановочному эксперименту вы сможете выполнить дома по усвоению материала по теме урока. (при 2-х часовом уроке, в классеПрошу вас сформулировать цели урока.

Этап 3. КОНСТРУКТИВНЫЙ ИНТЕРЕС «КАК УСТРОЕНО?»

ПОЗНАНИЕ

Актуализация знаний и умений.

Учитель: Просмотрите видео «Реакции окисления» https://twig-bilim.kz/ru/film/oxidation-reactions и вспомните, ранее полученные знания о процессе окисления (1 мин). 

Twig.jpg12.09.19.04.

Изучение нового материала. Дифференциация (15 мин). Овладение учащимися новыми знаниями и способами деятельности. Индивидуальная работа или в паре. Учитель – тьютер, оказывает поддержку и способствует продвижению учащихся по целям обучения, записанные в ресурсах.

Уровень А

Уровень В

Раздел 3 Металлы и их соединения. Коррозия металлов

Раздел 6 Важнейшие d-элементы и их соединения. Коррозия металлов.

bilimland.kz/ru/subject/ximiya/9-klass/korroziya-metallov

https://bilimland.kz/ru/subject/ximiya/10-klass/korroziya-metallov-11430

Формативное оценивание при выполнении упражнений, теста из 4-х вопросов проверяется учителем,

Для учащихся, которые справляются быстро можно предложить Дополнительное задание:

ITest. Защита металлов от коррозии. Задание (5 мин)

https://itest.kz/ru/ent/himia-ru/lekciya_neorganicheskaya_khimiya_metally_pobochnykh_podgrupp_ru 

iTest.jpg12.09.19.04.

Уровень В Тестовые вопросы на стр 7-10

Этап 4. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНТЕРЕС – АНАЛИЗ

КОМПЕТЕНЦИИ

Учитель: Оформляйте результаты постановочного эксперимента с гвоздем.

Сформулируйте гипотезу.

Учащиеся: предлагают свои идеи и формулируется гипотеза: Если железный гвоздь поместить в разные среды, то скорость коррозии будет различна

Задание: Исследование состояния металлических предметов в разных средах

Время 5-10 мин. – (Можно завершить работу дома). (10 мин)

Состав

Наблюдения

1

 

 

2

 

 

3

 

 

4

 

 

5

 

 

6

 

 

7

 

 

8

 

 

9

 

 

korroziya_11.png

Гипотеза:

Вывод:

Уравнения химических реакций:

 

Этап 5. МАТЕРИАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕСКАКОВА ЦЕННОСТЬ?

ПОЛЬЗА

Учитель: Вы изучили способы защиты металлов от коррозии. Рассмотрим конкретные примеры способы защиты металлов, сплавов и металлических конструкции от коррозии из ресурса по экономике (5 мин)

https://bilimland.kz/ru/courses/stroitelstvo-i-ehkspluatacziya-zdanij/texnicheskaya-ehkspluatacziya-zdanij-i-sooruzhenij/lesson/metody-zashity-metallicheskix-konstrukczij-ot-korrozii-metody-zashity-kamennyx-i-betonnyx-konstrukczij-ot-prezhdevremennogo-iznosa

BilimLand.jpg12.09.19.04.

Методы защиты каменных и бетонных конструкций от преждевременного износа

Урок завершается рефлексией:

  • Синквейн
  • Интервью с учащимися о пользе работы с ресурсами Портала BilmLand

Общее количество набранных баллов фиксируется на полях тетради.

Методическая составляющая урока

Цель урока: усвоение и осознание практической значимости знаний о коррозии, способах защиты путем ознакомления с областями применения этих знаний. Создать условия для развития умений анализировать результаты демонстрационного эксперимента. Ознакомление учащихся с видами коррозии металлов и сплавов, рассмотреть виды и способы защиты от коррозии.

Задачи:

Дидактические:

 

Развивающие:

 

Воспитательные:

 

· сформировать у учащихся представление о коррозии как окислительно-восстановительной реакции;

· познакомить с сущностью химической и электрохимической коррозии, со способами защиты металлов от коррозии и причинах ее возникновения;

· научить учащихся объяснить и применять знания о способах защиты от коррозии металлов в быту.

· развивать ассоциативное воображение;

· формировать умение наблюдать за происходящим опытом и на основе наблюдений, делать аргументированные выводы, прогнозировать результат деятельности;

· умение применять знания и собственный опыт: умение анализировать, выделять главное в изучаемом материале, делать вывод при работе с материалом BilimLand.

 

· содействовать воспитанию у уверенности в себе; духа соревновательности при выполнении упражнений (бальная система); умения проводить самооценку.

Предварительные знания: окислитель, восстановитель, процесс восстановления, окисления, ряд активности металлов, сплавы металлов, катализатор.

Основные понятия темы: коррозия, «ржавление», химическая и электрохимическая коррозия, способы защиты от коррозии, ингибитор.

Межпредметные связи: связь с уроками физики (электропроводность веществ, катод, анод), связь с географией, экологией, историей и культурой.

Планируемые результаты:

Предметные

Метапредметные

Личностные

- давать определения понятий; понимание сущности коррозии и причины ее протекания;

- делать выводы и умозаключения из наблюдений опытов, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;

- умение применять теоретические знания в повседневной жизни;

- (объяснить и применять знания о способах защиты от коррозии металлов в быту).

- умение определять цели обучения, ставить и формулировать задачи для достижения цели, развивать мотивы и интересы; овладение учащимися навыками самоконтроля и оценки результатов своей деятельности;

умение определять понятия, устанавливать аналогии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умо­заключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать аргументированные выводы и обобщения.

 

- развитие интеллектуальных и творческих способностей;

социальная ориентированность; - развитие опыта экологической деятельности в жизненных ситуациях.

 

Ресурсы: BilimLand - всего 6 интеграций

  • Учебник, компьютер, проектор, презентация.
  • Оборудование и реактивы: подставка для пробирок; железный гвоздь (10 штук), кипяченая вода, хлорид натрия, гидроксид натрия, железный гвоздь с медной проволокой, скрепка; цинковая гранула.

Тип и методы урока: изучение материала, закрепление и самооценивание с использованием Портала BilimLand. Исследование и видео постановка опыта «Поведение гвоздя в различных средах, объяснительно-иллюстративный с элементами проблемного обучения и развития критического мышления.

Контроль и самопроверка знаний с использованием ресурсов: TwigItest

  • К данному уроку учащиеся готовят свои тестовые вопросы по теме (опережающие задание).
  • Работа с рабочим листом по теме или тестами, задачами из ресурсов.

 

Тесты

ХИМИЯ • РЕАКЦИИ • ИЗМЕНЕНИЯ ЭНЕРГИИ

Углубленный̆

  • Если нагреть железную проволоку, она увеличивается в массе, так как

A – соединяется с кислородом

B – ржавеет

C – испускает свет

D – расширяется

  • В результате процесса горения железа в воздухе, образуется

A – вода
B – оксид железа

C – ржавчина
D – нитрид железа

  • Что из следующих соединений НЕ является продуктом процесса горения?

A – CO B – CO2 C – CH4 D – SO2

  • В результате горения водорода в потоке кислорода образуется

A – пероксид водорода

B – углекислый газ
C – вода
D – монооксид углерода

 

  1. Превращение Fe → FeO → Fe2O3 → Fe соответствует переходу:
  2. При восстановлении водородом смеси оксидов железа (II) и железа (III) массой 37 г получено железо массой 28 г. Массовая доля (в %) каждого из оксидов в смеси.
  3. Известно, что в реакции 56 г железа и 16 г серы взятое железо используется лишь на 90%. Чему равна масса образовавшегося сульфида железа (II)?
  4. Почему алюминий не подвергается коррозии? 
  5. Железную пластинку опустили в раствор сульфата меди (II). Через некоторое время пластинку вынули, высушили и взвесили. Масса ее увеличилась на 1,6 г. Масса меди, покрывающей пластинку, и масса железа, перешедшего в раствор, равно.

Домашнее задание.

  • Почитать: https://bilimland.kz/ru/courses/geografiya-ru/osobo-oxranyaemye-territorii/lesson/ehkologicheskie-problemy-kazaxstana
  • Проверить дома или в квартире состояние металлических приборов, батареи для отопления, трубы под ванной, краны в душевой. Сделать вывод об их состоянии и необходимости замены или защиты от коррозии.
  • Интересные факты о коррозии. К примеру, идеи использования продуктов коррозии «Отходы в доходы»,
  • Завершение описания эксперимента по видео.

Примеры: Факты о вреде окисления металлов:

1) 31.01.1951 года обрушился железный мост в Квебеке (Канада), введенный в эксплуатацию в 1947году.

2) Водопроводные трубы, рассчитанные на 25 лет, служат 6-8 лет.

3) В начале прошлого столетия по заказу одного американского миллионера была построена роскошная яхта «Зов Моря». Днище было обшито сплавом меди и никеля, киль и другие детали были изготовлены из стали. Еще до выхода в море она была выведена из строя.

Сообщить об ошибке