Масс-спектрометрия

Харисова Алеся Ринатовна
г. Шымкент, НИШ ФМН
4225
Химия
Тема:
Масс-спектрометрия

 
Учебные цели на данном уроке: - вспомнить раздел-схему и работу масс-спектрометра;
- понимать на элементарном уровне образование молекулярного иона и его последующее разложение;
- уметь найти относительную молекулярную массу вещества, исходя из его масс-спектра (упрощенный);
- уметь предполагать структуру вещества согласно его масс-спектру.
Задачи урока: сформировать знания учащихся о пиках, получаемых в масс-спектрометрии.
Критерии успеха: учащийся умеет интерпретировать пики, получаемые в масс-спектрометрии.
Языковые цели: интерпретация учащимися пиков масс-спектрометрии.
Привитие ценностей: воспитание академической честности, уважения друг к другу.
Развитие глобальной гражданственности: развитие практических навыков.
Межпредметные связи: связь с физикой.
Навыки использования ИКТ: использование ресурсов bilimland.kz
Предварительные знания: состав и строение атома, относительная атомная и молекулярная масса.

Ход урока

Запланированные этапы урока Запланированная деятельность на уроке Ресурсы
Начало урока
3 мин.
Урок 1.
I. Организационный момент: создание благоприятной обстановки работы с учащимися.

«Говорите друг другу комплименты».
Учащиеся образуют два круга: внутренний и внешний. Внутренний круг движется по часовой стрелке.
Учащиеся делают друг другу комплементы, до того момента пока движение не пройдет одного цикла.
 
Раздаточный материал
10 мин.
1. Повторение пройденного материала:
 
Активити: карточки (приложение 1)
Форма деятельности: индивидуальный
Оценивание: взаимооценивание, комментарии учителя
Дифференциация: взаимное обучение.
 
2 мин. Постановка целей обучения и задач урока перед учащимися.  
Середина урока
15 мин.
1. Ознакомление с новым материалом.

Формы и методы: беседа.

Объяснение учащимся:
  • поведение заряженных частиц в электрическом и магнитном поле;
  • соотношение отклонения заряженной частицы в магнитном поле к массе и заряду частицы, а также к силе магнитного поля;
  • как работает масс-спектрометр;
  • что такое масс-спектр;
  • понятия базового пика, молекулярного иона, осколочного иона, относительного содержания;
  • масс-спектры элементов с точки зрения распространенности в природе;
  • общие признаки масс-спектров органических соединений.
https://bilimland.kz/ru/courses/chemistry-ru/laboratornye-metody-i-spektroskopiya/spektroskopiya/lesson/mass-spektroskopiya-1
 
  • как использовать масс-спектры, чтобы определить относительную молекулярную массу соединения;
  • устойчивость осколочных ионов;
  • как определить наиболее вероятный характер фрагментации;
  • как определить спектры хлор- и бромсодержащих соединений;
  • как использовать масс-спектры, чтобы определить органические соединения.
https://bilimland.kz/ru/courses/chemistry-ru/laboratornye-metody-i-spektroskopiya/spektroskopiya/lesson/mass-spektroskopiya-2


 
Bilimland

Ресурсы bilimland.kz
10 мин.
2. Закрепление изученного.

Формы и методы: задания из bilimland.kz
 
Масс-спектрометрия - 1
Масс-спектрометрия - 2
Масс-спектрометрия - 3
Масс-спектрометрия - 4
Ресурсы bilimland.kz
5 мин.

15 мин.
Масс-спектрометрия - 5
Раздаточный материал
15 мин.
Урок 2.
Физминутка.
3. Применение новых знаний и умений на практике.

Формы и методы: соревнования
Форма деятельности: групповая
Оценивание: взаимооценивание
Дифференциация: взаимообучение

Активити: карточки (приложение 3)
Дифференциация: взаимообучение
Формы и методы: тестирование
Форма деятельности: индивидуальная
Оценивание: самооценивание
Дифференциация: взаимообучение
 
Конец урока
5 мин.
Подведение итогов урока, выставление оценок.

VI.Рефлексия.
  • сегодня я узнал...
  • было трудно…
  • я понял, что…
  • я научился…
  • я смог…
  • было интересно узнать, что…
  • меня удивило…
  • мне захотелось…
VII. Домашнее задание: карточки.
 
Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? Здоровье и соблюдение техники безопасности.
Работа в группах: более способные ученики оказывают поддержку менее способным, работа в парах: оказание поддержки слабоуспевающим учащимся учителем. Критерии успеха, наблюдение, комментарии учащихся. Кабинет оборудован в соответствии с нормами безопасности, следить за осанками учащихся.
Рефлексия по уроку
Были ли цели урока/цели обучения реалистичными?
Все ли учащиеся достигли ЦО? Если нет, то почему?
Правильно ли проведена дифференциация на уроке?
Выдержаны ли были временные этапы урока?
Какие отступления были от плана урока и почему?
Общая оценка
Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте, как о преподавании, так и об обучении)?
1:
2:
Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте, как о преподавании, так и об обучении)?
1:
2:
Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?

Приложение № 1

Масс-спектрометрия - 6
Масс-спектрометрия - 7
Масс-спектрометрия - 8
Масс-спектрометрия - 9

 

 

Приложение № 2

 

 

Blue Card Game
Students will play the game in teams of two. Each player receives a card from the instructor. Your goal is to find out the formula mass of the organic compound shown on the card. Once your have the formula mass, write it on a piece of paper along with your name, your team member’s name, and the problem numbers of your cards. Raise your hand as soon as you have both answers completed. I (the teacher) will quickly grade your answers and if you did not do something correctly, you can do it over. When you get both answers correct, I will give you a couple of new cards.

Do not write or mark on the cards. Do not use calculators; you only need to add and subtract simple numbers!

Each team completes a total of four cards correctly. Students who finish early received additional cards to work on.

Example Blue Card
 
Масс-спектрометрия - 10


Yellow Card Game
Each card has a chemical formula; your task will be to graph the relative abundance of the isotopes of the molecule found in nature. Step 1: Use your isotope table (see appendix x) to determine the mass and relative abundance of each isotope depending on whether C, Cl, and/or Br isotopes are present.

Step 2: Calculate the formula mass for each isotope of the molecule (remember the blue card game).

Step 3: Draw a graph with mass on the x-axis and relative abundance on the y-axis.

Sample Yellow Card
 
Масс-спектрометрия - 11


Green Card Game
On this set of cards you are given a formula mass and a little bit more information and your job is to come up with a formula that is consistent with known bonding properties of some important organic atoms. Refer to the column on your isotope sheet that says “number of bonds”; each of the atoms must form the indicated number of bonds when forming an organic molecule. The formulas that you come up with must be consistent with the bonding rules on this sheet.

Sample Purple Cards (Warm-up for Green Card Game – Practice Drawing Structural Formulas)
 
Масс-спектрометрия - 12


Sample Green Card
 
Масс-спектрометрия - 13


Pink Card Game
In this card game you will find the output graph from a mass spectrometer indicating the molecular mass and the relative abundances of each isotope when present. Your task is to use what you have learned to propose a possible formula for the graphed molecule. Make sure the molecule can exist before submitting you final answer/s.

Sample Pink Card
 
Масс-спектрометрия - 14

Приложение № 3

Масс-спектрометрия - 15
Масс-спектрометрия - 16
Сообщить об ошибке