Природа и свойства альфа- бета- и гамма-излучений

Бейсенбекова Гульзия Сапарбековна
г. Атырау, НИШ ХБН
6439
Химия
Тема:
Природа и свойства альфа- бета- и гамма-излучений

 

Цели обучения, которые достигаются на данном  уроке (ссылка на учебную программу):

  • повторить полное описание химического элемента;
  • понять, что с увеличением числа протонов ядро становится менее стабильным;
  • знать и понимать свойства радиоактивного излучения;
  • знать регионы Казахстана с повышенной фоновой радиацией.

Цели урока:

Учащиеся будут:

  • объяснять протон- нейтронную кривую  для известных элементов;
  • понимать альфа, бета и гамма распады;
  • находить информацию о местности относительно регионов в Казахстане.

 

Навыки

Критерии успеха

(9.4C) знать и понимать

свойства радиоактивного

излучения

Знание и понимание:

- правильно  указывает  природу  радиоактивного  излучения,

- выводит  заряд  и  делает  выводы  о проникающей способности для альфа-, бета- и гамма-распадов.

Языковые цели:

Учащиеся могут: устно описать характеристики альфа, бета и гамма радиации и ядерного распада.

Предметная лексика и терминология: радиоактивность, ядерный распад, период полураспада, альфа/бета/гамма радиация, фундаментальные частицы, атомные ядра, стабильные/нестабильные, радиоактивный                                                                                         

Серия полезных фраз для диалога/письма: 

Альфа/бета/гамма радиация это …   

Радиоактивный (ядерный) распад возникает, когда..   

Распад продолжается до/прекращается когда… 

Уравнение  для /альфа/бета/ /гамма распада  это… 

Привитие ценностей:

 

  • уважение друг другу при выполнении групповой работы;
  • сотрудничество при работе для введения данных в таблицу Ехсеl;  
  • открытость при обсуждении вопросов;
  • труд и творчество при работе с протон- нейтронной кривой для всех известных элементов;
  • обучение на протяжении всей жизни.

Межпредметные связи:

Межпредметная интеграция на уроке с предметом физика осуществляется при рассмотрении ранее изученных свойств урана. С предметом биология осуществляется при изучении влияния изотопов урана на организм человека и окружающую среду.

Предварительные знания:

 

Строение атома (1) (6.4C)

Строение атома (1) (7.1B)

Примеры  химических реакций: Периодическая таблица (7.2B)

Формулы и химические уравнения (8.3A)

Ход урока

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

Начало урока

0-5мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приветствие. На входе в класс учащиеся получают  информационные карточки. Обсуждая полученную информацию, находят общее между карточками и делятся на три группы. Группы: «Альфа», «Бета», «Гамма».

Информационные карточки:

Вид излучения, образующийся в процессе распада радиоактивного изотопа, при котором испускается поток альфа-частиц.

Природа и свойства альфа- бета- и гамма-излучений - 1

Природа и свойства альфа- бета- и гамма-излучений - 2

Вид излучения, образующийся в процессе распада радиоактивного изотопа, при котором испускается поток бета-частиц (электронов).

Природа и свойства альфа- бета- и гамма-излучений - 3


Природа и свойства альфа- бета- и гамма-излучений - 4

Вид электромагнитного излучения с длиной волны от 10-16 до 10-11 м, испускаемый определенными радиоактивными изотопами.

Природа и свойства альфа- бета- и гамма-излучений - 5

Природа и свойства альфа- бета- и гамма-излучений - 6

Групповая работа. Каждая группа объясняет информацию с карточки применимо к названию группы.

Прием «Соответствие»

Цели:

  • выявить соответствие ключевых слов с определением;
  • обсудить и раскрыть ключевые понятия;
  • открыть тему урока.

Действия учителя: запись на доске ключевых слов и понятий. Обсуждение и дополнение ответов.

  • Подвести учащихся к теме урока.

Рабочие листы

Информационные карточки

Теоретический материал https://bilimland.kz/ru/ - lesson=11364

Bilimland

Середина урока

5 мин

 

Тема урока: Природа и свойства  альфа- бета, и гамма-излучений.

Вопросы учащимся:

  1. Что вы узнаете сегодня на уроке?
  2. Что вы увидите?
  3. Что вы рассмотрите?

Обсуждая, направить учащихся на выведение цели обучения и критерии успеха. Учащиеся формулируют цели обучения, которую достигнут в течении урока и  составляют словесный план достижения ЦО.

Парная работа. Предоставить учащимся ноутбуки для введения данных в таблицу Ехсеl.   Задание.

Постройте график протон- нейтронной кривой  для всех известных элементов. Обязательно на кривой отметить свинец.

Каждая пара получает задание.  По цепочке:

  • 1 пара  составляют протон- нейтронную кривую  для каждого  5-го элемента;
  • 2 пара- составляют протон- нейтронную кривую  для каждого  10-го элемента;
  • 3 пара - для сравнения чертят протон- нейтронную кривую  для 20 элементов;
  • 4 пара  составляют протон- нейтронную кривую  для каждого 15-го элемента;
  • 5 пара- составляют протон- нейтронную кривую  для каждого  20-го элемента.

 

Для первых  20 элементов, которые они знают, кривая  практически прямолинейная.

Выполняя задание, отвечают на вопросы.

  • Какие элементы расположены до свинца?
  •  
  • Какие после свинца?
  •  
  • Отметьте зону стабильных элементов и нестабильных элементов, имеющих тенденцию к распаду;
  •  
  • Что вы можете сказать о  избыточно-нейтронных и избыточно протонных участках на кривой;

Природа и свойства альфа- бета- и гамма-излучений - 7

 После выполнения задания, учащимся необходимо сделать вывод о зависимости стабильности ядра от строения атома ;

  • Ядра выше пояса стабильности (высокие нейтрон-протон отношения);
  • Ядра ниже пояса стабильности (низкие нейтрон-протон отношения);
  • Ядра с атомными номерами> 84: Эти тяжелые ядра, лежащие за пределами правого верхнего края полосы стабильности

Вывод: Чем больше ядро, тем менее стабильными они становятся и имеют тенденцию  распадаться – этот процесс называется радиоактивностью.

Рабочая тетрадь

 

 

 

9 мин

Просмотр видеоматериала с образовательного ресурса Bilimland.kz. Радиоактивность.

  • Открытие радиоактивности. Информация о ученых.

Проговорить с учащимися значение работ ученых для развития радиохимии:

  • Вильгельм Конрад Рентген;
  • Анри Беккерель;
  • Мария Склодовская-Кюри.

Индивидуальная работа.

Просмотр видеоматериала «Виды радиоактивного распада».

При просмотре видеоматериала учащиеся составляют схему в тетради. Заполняют необходимой информацией.

 

Природа и свойства альфа- бета- и гамма-излучений - 8

На следующем этапе урока учащиеся выполняют задания с образовательного ресурса Bilimland.kz. Радиоактивность.

Выполнение заданий. Парная работа

Предоставить учащимся ноутбуки для выполнения задания с образовательного  ресурса Bilimland.kz . https://bilimland.kz/ru/courses/chemistry-ru/obshaya-ximiya/stroenie-atoma/lesson/radioaktivnost

Задание 1.

Природа и свойства альфа- бета- и гамма-излучений - 9

Задание 2

 Природа и свойства альфа- бета- и гамма-излучений - 10 

Вывод.

Ядра радиоактивных изотопов нестабильные. Они имеют избыток энергии, которая высвобождается в виде α-, β-или γ-излучений. Испуская излучение, радиоактивные изотопы постепенно превращаются в другие изотопы. Этот процесс называется радиоактивным распадом

 

https://bilimland.kz/ru/ - lesson=11364

5 мин

Предоставить учащимся ноутбуки для выполнения задания с образовательного ресурса Bilimland.kz. Радиоактивность. Радиоактивный распад.

Парная работа. В классе 3 пары выполняют задание 1; 3 пары-задание 2. После выполнения задания обсуждение ответов. Запись в тетради схемы радиоактивного распада.

Природа и свойства альфа- бета- и гамма-излучений - 11

 

Природа и свойства альфа- бета- и гамма-излучений - 12

 

 

https://bilimland.kz/ru/ - lesson=11364

10 мин

Просмотр видеоматериала «Химический элемент уран» с образовательного ресурса «Видеоколлекция», раздел «Учебные фильмы».

Перед просмотром видеоматериала учащимся предоставляются рабочие листы для заполнения таблицы. Заполняют таблицу во время просмотра видеоматериала.

Информация о уране

Запись основных понятий

 

Получение урана

 

Изотопы урана

 

Атомная электростанция

 

Тяжелые остатки урановой руды

 

Запасы урана в мире

 

Обсуждение увиденного материла.

Вывод:

  • радиоактивность это способность атомного ядра самопроизвольно распадаться с испусканием частиц;
  • распад ядер радиоактивных элементов или изотопов может происходить тремя основными путями: альфа, бетта, гамма  распады;
  • химические элементы с нестабильным атомным ядром, при самопроизвольном распаде испускают характерное излучение;
  • стабильные атомы, не подвержены радиоактивному распаду и, как следствие, не дают радиоактивного излучения;
  • все элементы с порядковым номером, превышающим 83 являются  радиоактивными.

https://bilimland.kz/ru/courses/education-movies/uchebnye-filmy/ximiya/lesson/khimicheskij-ehlement-uran

Bilimland

Конец урока

35-39 мин

В конце урока учащиеся проводят рефлексию по целям обучения, критериям успеха.

  • Я научился(лась) различать проникающие способности ……….........................................................................
  • Я узнал(а) о изотопах ……………………………………………………
  • Мне осталось непонятным строение……………………………………
  • Мне необходимо поработать с учебным материалом……………………………………

Рабочая тетрадь

Домашнее задание

40 мин

Подготовить сосбщение о  регионах Казахстана с повышенной фоновой радиацией

 

Рабочая тетрадь

 

Дополнительная информация

Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

На протяжении всех этапов урока, оценивание проводится через устную и письменную рефлексию, взаимооценивание при выполнении заданий с образовательного ресурса Bilimland.kz.

Дифференциация заданий прослеживается с разделения учащихся на группы по информационным карточкам, при применении приема «Соответствие». Дифференциация на стадии вызова позволило учащимся узнать информацию о радиоактивном излучении. В ходе выполнения заданий просматриваются работы учащихся, при необходимости оказывается помощь, как со стороны учителя, так и более способных учащихся. Способные учащиеся помогают при выполнении заданий по схеме распада изотопа висмута и урана. И объясняют своим одноклассникам период полураспада радиоактивных изотопов.

Межпредметные связи

Физика, биология
Здоровье и безопасность

Техника безопасности
Связи с ИКТ  Использование мультимедийного проектора, ноутбуков Связи с ценностями (воспитательный элемент) Уважение друг к другу, сотрудничество,открытость, труд и творчество

Дифференциация

Все учащиеся будут:  применять новую терминологию при выполнении заданий, объяснять процесс радиоактивности

Большинство учащихся будут: объяснять протон- нейтронную кривую  для известных элементов Некоторые учащиеся смогут: в полной мере оценить уникальность свойств урана, объяснять его значение в нашей повседневной жизни.

На уроке используется методика повторения, объяснения  и закрепления материала через выполнение заданий разной формы: выполнение задания на соответствие, заполнение таблицы о уране, составление схемы по радиоактивному распаду, устная рефлексия, письменная рефлексия. Оценивание навыков учащихся проходило на каждом этапе урока. Разнообразные виды деятельности на уроке: работа с информационными картинками, самостоятельная работа с заданиями образовательного ресурса Bilimland.kz. «Радиоактивность. Радиоактивный распад», направлены на то , чтобы, все учащиеся усвоили, повторили  и закрепили материал. Используемые ресурсы соответствовали возрастным особенностям и потребностям учащихся. При наблюдении за работой учащихся увидела степень понимания и оценивания материала. Разные виды деятельности: индивидуальная, парная, групповая работы, развивают у учащихся навыки совместной работы, уважение друг другу и сотрудничество. Самостоятельная работа с ресурсами направляет учащихся на самообучение. На уроке создана позитивная и коллаборативная среда, где учащиеся открыто выражают свои мысли, идеи. Дополняют ответы, исправляют ошибки и формулируют выводы по изучаемому материалу. При процессах самооценивания и взаимооценивания учащиеся соблюдают этику, слушают ответы других и корректно дополняют.

Здоровьесберегающие технологии Техника безопасности при работе с ноутбуками, активные приемы Используемые физминутки и активные виды деятельности Активные приемы: создание позитивной и коллаборативной среды, психологический настрой.

Пункты, применяемые из Правил техники безопасности на данном уроке.  Работа с ноутбуками проводится при соблюдении правил ТБ

Рефлексия по уроку.

Были ли цели урока/цели обучения реалистичными? Все ли учащиеся достигли ЦО?Если нет, то почему?Правильно ли проведена дифференциация на уроке? Выдержаны ли были временные этапы урока? Какие отступления были от плана урока и почему?

Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки. 

Цели обучения соответствуют учебной программе. Практическая часть урока реализована после обсуждения теоретических основ. Учащиеся проговаривают цели обучения и составляют словесный план изучаемого материала. Отступлений от плана урока не было. Тайм-менеджмент был выдержан. Аргументация учащихся была полной и правильной. Тема достаточно понятная для каждого учащегося, и ответы соответственно были полными.

 

Общая оценка

Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1. Выполнение заданий с образовательного ресурса Bilimland.kz. Радиоактивность. Радиоактивный распад.

2. Построение графика протон- нейтронной кривой  для всех известных элементов в таблицу Ехсеl  на ноутбуках.

Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

  1. Использование заданий исследовательского характера.

2.  Учитывать индивидуальные способности учащихся;

Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?

  1. аспекты, вызвавшие затруднения: заполнение схемы последовательного распада радиоактивных изотопов. 
  2. при планировании следующего урока учитывать предложения учащихся по рефлексии.
  3. использовать элементы технологии дизайн-мышления, для развития исследовательских навыков учащихся.
       

 

 

 

Сообщить об ошибке