Школа без истерик. Топ-6 советов от психолога

Школа без истерик. Топ-6 советов от психолога

Многие родители с началом учебного года обреченно закатывают глаза: снова началась каторга. Однако не все осознают то, что детям еще сложнее: все вокруг от них чего-то требуют, давят, а часто даже ругают. Алматинский психолог Наталья Санарова рассказала как помочь школьнику влиться в учебный процесс и обойтись при этом без истерик и нервных срывов. 
 

1. Дать правильные установки 

Самое важное, считает психолог, с первых дней дать ребенку правильные установки. Он должен понимать, что школа - это не место, где его бесконечно шпыняют и заставляют что-то делать. Это место, где он получает знания, учится общаться с людьми, превращается в самостоятельную личность. И об этом маленькому человеку нужно постоянно говорить. 

По ее мнению, главное табу - требовать от школьника хороших оценок, кричать и ругать его за невыполненные уроки. 

"Для ребенка это стресс, а в стрессе любой человек плохо работает. Поэтому нужны комфортные условия труда - их важно создать с первых дней учебы. И вместо того чтобы ругать, нужно приучить ребенка самостоятельно выполнять задания. Делать это лучше в игровой форме - так младшие учащиеся лучше воспринимают информацию, но в школе с ними почти никто не играет. Поэтому нужно стараться компенсировать это дома. Когда ребенок просит помощи, не старайтесь все сделать за него, а предлагайте совместную работу - разберите вместе материал, направляйте его, позволяйте самому найти ответы", - советует Наталья. 

2. Найти канал восприятия информации 

Разные люди воспринимают информацию через разные каналы. Дети не исключение. Успех их обучения зависит от того, дадут ли им возможность изучать мир самым доступным для них способом. 
Наталья Санарова называет четыре канала восприятия. 

Кинестетики воспринимают информацию через прикосновения. Аудиалы - через звук. Визуалам нужна картинка. А еще есть те, кому проще понимать происходящее через таблицы и схемы. Чтобы понять, сколько будет, если сложить два и три яблока, им нужно эти самые яблоки показать или нарисовать. 

"Чтобы понять, к какому типу относится ваш ребенок, попросите его представить и описать кошку или любое другое животное. Если начнет говорить о ее цвете, глазах и так далее, он визуал. Станет описывать, какая она мягкая, - кинестетик. Если расскажет, как она мурчит, - аудиал. Спрашивайте у детей, что они чувствуют", - говорит Наталья. 

3. Делать комплименты 

Эксперт считает, что хвалить ребенка нужно всегда. Но делать это нужно правильно. Если постоянно говорить ему, что он самый лучший, то он и вырастет с этим осознанием. Только вот не будет знать, в чем и почему он лучший, а это и есть сверхраздутое эго. 

"Нужно делать комплименты за конкретные вещи: "Ты выучил четверостишие, какой ты у меня молодец. Еще две строчки - моя умничка! Мне приятно, что ты делаешь это сам. Я тобой горжусь", - говорит психолог. 

По словам Натальи, наше подсознание запоминает каждое слово. И если внушать школьнику, что он глупый и ни на что не способный, то это станет истиной. 

4. Пятерка - не главное 

Психолог напоминает, что люди привыкли к тому, что нужно хорошо учиться по всем предметам. В некоторых семьях пятерка по русскому языку никогда не оправдает двойку по математике. Однако здесь люди часто забывают, что все дети разные и имеют свои таланты. 
"А потом ко мне приходят взрослые люди, которые не могут понять, чем хотят и любят заниматься. Поэтому нужно наблюдать за тем, к чему склонен ребенок, и развивать его в этом направлении. Может, он технарь, а вы его ругаете за плохие оценки по истории. Или ему плохо объяснили тему в классе. Выясните это и через нужный канал доступа попытайтесь донести упущенное", - рассуждает психолог. 

5. Бесконечные секции и кружки - нужны ли? 

Бросаться из крайности в крайность - не выход, отмечает психолог. Несколько поколений наших детей росли как трава в поле - сами по себе. Они гуляли по стройкам и практически не знали запретов. Сейчас наблюдается обратная тенденция: родители стараются максимально загрузить своих чад, находят им репетиторов, отправляют в несколько кружков и секций. 

"Предпочтения ребенка могут со временем меняться, и это нормально. Сегодня ему интересно одно, а завтра другое - следуйте за его желаниями. Только так он поймет, чем действительно хочет заниматься. Но и здесь действуйте без фанатизма, иначе рискуете вырастить человека с нервными расстройствами и комплексами, которые могут отразиться на всех сферах его жизни", - говорит специалист. 

6. Обеспечить полноценный отдых 

Правильно организованный отдых - это еще один компонент успешной учебы, считает Наталья Санарова. Она обеспокоена тенденцией "отдыхать" с гаджетом в руках. По ее словам, это рассеивает внимание ребенка, делает его нервным, в некоторых случаях - агрессивным. Поэтому не стоит играть с мобильным телефоном больше часа в день. 

"Заведите маленькие ритуалы. К примеру, проводите выходные вместе на свежем воздухе, ходите в кино или просто играйте в настольные игры. Собирайте, в конце концов, гербарий, дети тоже это любят. Они должны понимать, что отдых может быть разнообразным, учиться радоваться простым вещам, наблюдать. Так мы закладываем им ритм всей жизни: если ребенок привык сидеть дома, то и вырастет домоседом, которому ничего не интересно", - отмечает психолог. 

"Ко мне приходят подростки 14-16 лет и жалуются, что не имеют контакта с родителями. А потом эти повзрослевшие дети не понимают, как вести себя уже со своими детьми", - делится специалист наблюдениями. 

Из всего вышесказанного можно сделать один главный и простой вывод: дети должны чувствовать, что их любят, должны доверять родителям. 

"Без доверия ребенок замкнется в себе, у него может появиться депрессия или возникнуть мысль о суициде. Будьте в контакте со своим чадом, и тогда все будет хорошо", - резюмирует Наталья Санарова.   

Подробнее: tengrinews.kz