Решение текстовых задач с помощью системы нелинейных уравнений
Решение текстовых задач с помощью системы нелинейных уравнений
| Цели обучения (ссылка на учебную программу): | 9.4.2.1 решать текстовые задачи с помощью систем уравнений; 9.4.3.1 составлять математическую модель по условию задачи |
| Цели урока: | Все учащиеся: сформулируют понятия линейные и нелинейные уравнения с двумя переменными, решают простые текстовые задачи с помощью системы нелинейных уравнений. Большинство учащихся: применяют различные способы решения нелинейных уравнений с двумя переменными при решении текстовых задач. Некоторые учащиеся: составляют по условию сложной задачи ее математическую модель – систему нелинейных уравнений с двумя переменными. |
| Языковые цели: | Объясняют свои заключения о решении уравнений, используя речевые обороты "потому что", «на основании» и др. Полезные фразы для диалога/письма: Что дано в условии и заключении задачи? Каким методом мож-но решить, составленную по условию задачи? Каков может быть результат? |
| Ожидаемый результат: | • Формулируют понятия линейные и нелинейные уравнения с двумя переменными, решают текстовые задачи уровня А с помощью системы нелинейных уравнений с двумя переменными. • Применяют различные способы решения нелинейных уравнений с двумя переменными при решении текстовых задач. • Составляют математическую модель сложной задачи – систему нелинейных уравнений с двумя переменными. |
| Критерии успеха: | |
| Привитие ценностей: | Общество Всеобщего Труда Развитие трудолюбия у детей при работе в группе. При этом у детей развивается трудолюбие, взаимопомощь, сотрудничество. Светское общество и высокая духовность Умение выступать в группе, перед всем классом; навыки совместной работы, открытости и взаимоуважения. |
| Навыки использования ИКТ: | |
| Межпредметная связь: | Физика (равномерное и неравномерного движение), химия (сплавы и растворы), геометрия; |
| Предыдущие знания: | Линейные и нелинейные уравнения с одной переменной |
Ход урока
| Этапы урока | Запланированная деятельность на уроке | Ресурсы |
|---|---|---|
|
Начало урока (5 минут) |
1. Психологический настрой на урок «Круг настроения». Круг настроения: Ученики встают в круг и говорят друг другу добрые пожелания. 2. Актуализация опорных знаний Таблица «толстых» и «тонких вопросов»
Обратная связь «Критерии успеха». Учитель обобщает ответы учащихся и ставит перед классом вопрос: Можно ли использовать систему нелинейных уравнений с двумя переменными при решении различных видов текстовых задач? Ответ учащихся положительный. Учитель вместе с классом формулирует тему и цели урока Опираясь на цель урока, определите и запишите на стикерах критерии успеха, используя слова: «я пойму…», «я смогу…», «я научусь… 3. Деление на 3 группы: Метод «Фигуры» Ученики объединяются в группы по выбору геометрических фигур. Учащимся раздаются листы самооценки.
|
стикеры |
|
Середина урока (25 минут) |
4. Изучение нового материала. Работа в группах. Перед работой в группах учитель вместе с классом разбирает алгоритм решения текстовых задач и пример из учебника. Алгоритм решения текстовых задач: 1.внимательно изучить условие задачи; 2.обозначить буквами искомые величины; 3.выразить искомые величины через данные; 4.составить уравнения и из них соответствующую систему; 5.найти решение системы; 6.проверить, какие из решений системы удовлетворяют условию задачи; Для изучения нового материала применяем активный метод «Карусель»: каждой группе выдать лист формата А3, в верхнем поле которого записаны одна задача. Учащиеся работают в группах в рамках установленного регламента по написанию решений к задачам. Каждой группе выдается ручка определенного цвета, отличного от цвета ручки, предназначенной для другой группы, чтобы в дальнейшем они смогли легко распознать свои решения. По истечении отведенного для работы времени учащиеся переходят к следующему листу А3 с другими заданиями. Знакомятся с решениями предыдущей группы, обсуждают и выражают согласие/несогласие. «Карусель» продолжается до тех пор, пока учащиеся не ознакомятся и не обсудят решения заданий всех групп. Далее учащиеся оформляют решения своих заданий в тетради. Учитель наблюдает за работой учащихся с хорошими учебными способностями, предоставляя им обратную связь, обращая их внимание на правильную постановку вопросов при обсуждении решения задач, а также оказывает индивидуальную помощь уча-щимся, затрудняющимся в решении заданий. Каждая группа проводит защиту своего задания, оценивание проводится по выбору: Руководитель группы вытягивает фишку, на которой указано, кто производит оценивание (1 – самооценка, 2 – оценка другой группой, 3 – оценка учителем) Задание для 1 группы: составить алгоритм решения задачи и решить его. Задача 1 Диагональ прямоугольника равна 17 см, его периметр равен 46 см. Найдите стороны прямоугольника. КритерииДескрипторыСоставляют алгоритм решения задачи и решают с помощью системы нелинейных уравнений с двумя переменными. 1. Анализирует условия задачи 2. Вводят переменные 3.Записывает формулу периметра прямоугольника. 4. Записывает формулу для теоремы Пифагора. 5. Составляет систему уравнений с двумя переменными. 6. Решает систему уравнений. 7. Записывает правильный ответ Задание для 2 группы. Катер за один час проплыл 15км по течению реки и 4 км в стоячей воде. Скорость течения реки в 4 раза меньше ско-рости катера в стоячей воде. Какова скорость течения ре-ки? Решить задачу с помощью системы уравнений. КритерииДескрипторы: Применяют алгоритм решения для различного вида текстовой задачи и решают систему уравнений с двумя переменными 1. Вводят переменные 2. Делает краткую запись задачи. 3. Составляет соотношение между скоростью катера и скоростью течения реки 4. Составляют уравнение по времени прохождения катера в стоячей воде и по течению 5. Создает математическую модель задачи, приводит к системе уравнений с двумя переменными. 6. Упрощает систему уравнения и приводит к квадратному уравнению 7. Находит корни квадратного уравнения. 8. Записывают правильный ответ
Задание для 3 группы. Смешали 10% и 25% растворы соли и получили 3 кг 20% раствора. Какое количество растворов было использовано? Критерии Дескрипторы Анализируют условия задачи, составляют математическую модель более сложной задачи, решают ее с помощью системы уравнений с двумя переменными. 1. Анализирует, делает краткую запись задачи. 2. Вводят переменные 3. Переводит проценты в десятичную дробь. 4. Составляет математическую модель задачи. 5. Решает систему уравнений с двумя переменными способом подстановки. 6. Записывает правильно ответ ФО: «Взаимооценивание». 5. Физминутка. |
http://expert.atamura.kz/ru/books/538#page/35 http://expert.atamura.kz/ru/books/538#page/36 http://schooled.ru/lesson/mathematics/algebra9/36.html |
|
Конец урока (8 минут) |
6. Закрепление пройденного материала. «Реши сам, помоги другому» Решение разноуровневых задач. Индивидуальная работа. Составить систему уравнений по условию задачи. 1). В сплаве алюминия и магния содержится 22 кг алюминия. Этот сплав переплавили, добавив к нему 15 кг магния. В новом сплаве доля магния выросла на 33%. Каков вес первоначального сплава? 2) Высота х прямоугольника на 14 см больше его в осно-ву. Найдите стороны прямоугольника, если его диагональ равна 13 см. 3) Один комбайнер собирает урожай с участка за х ч, а второй — за у часов. При одновременной работе они собирают урожай с этого же участка за 3 ч 45 мин. За сколь-ко часов может выполнить задание каждый из комбайне-ров, работая отдельно, если известно, что первый выполняет это задание на 4 ч быстрее, чем второй? ФО: «Самооценивание». (Проверка по готовым ответам на слайде). |
http://expert.atamura.kz/ru/books/538#page/36 |
|
Рефлексия (2 минуты) |
7. Рефлексия. Подведение итогов урока. Прием «Пирамида достижений». Учитель предлагает учащимся подписать шкалу самооценивания, написать проблему, с которой он столкнулся на уроке и закрепить на «Пирамиде достижений».
Домашнее задание дифференцированно по учебнику Уровень А - № 106 Уровень В - № 113 Уровень С - № 120 |
http://expert.keleshek-2030.kz/alg_9ru.php |


Отзывы(0)