Западный Казахстан. ЭГП, природные условия, ресурсы, население

Назаркенова Айнура Канаповна
Костанайская обл., г. Житикара, КГУ «Гимназия»
59040
География
Тема:
Западный Казахстан. ЭГП, природные условия, ресурсы, население

 

Цель:  

формирование представлений у учащихся о Западном Казахстане, особенностях ЭГП, природных условий, ресурсов и населении.

Задачи:

 

1. Сформировать представления об особенностях географического положения Западного Казахстана, изучить природные условия и природные ресурсы, и особенности их влияния на экономическую жизнь района, показать роль района в развитии экономики страны.

2. Развивать навыки научно-исследовательской деятельности, самостоятельного приобретения знаний,  навыков работы в группе, развивать критическое мышление, умения анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, рассуждать и делать выводы.

3. Воспитывать толерантное отношение друг к другу и стремление к преодолению психологического барьера, а также способствовать формированию патриотического воспитания учащихся.

Тип урока: 

изучение нового материала.

Метод: 

проектно-исследовательский, проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.

Форма организации обучения: 

индивидуализировано-групповая.

Педагогическая технология: 

технология критического мышления, проблемного обучения, технология применения технологических карт, ИКТ

Ресурсы:

образовательные ресурсы сайта «Bilimland.kz»,  учебник, атласы, контурные карты, интерактивная доска, карточки-задания, технологические карты.

Bilimland

 

 

 

Этап

ЗУН

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг. этап

 

По каким признакам можно определить, что человек находиться в хорошем настроении? (Шутит, улыбается)
Подумайте о чем-нибудь хорошем. А теперь прижмите руку к сердцу, улыбнитесь, подарите улыбку и хорошее настроение тому, кто сидит рядом с вами. Молодцы! А теперь за работу! Вперёд к знаниям и хорошим отметкам!

 

Учащиеся готовятся к уроку

Проверка домашнего задания

Знания

 

Стадия вызова.

1 слайд 

Задание  № 1

Рисунок «Единство»

 

Западный Казахстан. ЭГП, природные условия, ресурсы, население - 1

Учитель:

- Что изображено под рисунками № 1 и № 2? (Рисунок 1 –Мозайка, рисунок 2  - карта экономических районов Казахстана)

- Подумайте и ответьте на вопрос что общего между ними и 1?

- Какую роль здесь показывают цвета?

- Что такое экономический район?

Экономический район — это территориально связанные части единого народного хозяйства страны, взаимосвязанные друг с другом их различной специализацией, постоянным обменом производимых товаров и другими экономическими отношениями.

Задания № 2

Концептуальная таблица

Провести краткий сравнительный анализ между Центральным и Восточным экономическими районами Казахстана по определенным линиям сравнения. Расставить номера представленных предложений согласно линиям сравнения и экономическим районам.

 

Центральный Казахстан

Линия сравнения

Восточный Казахстан

1

ЭГП

2

6

Население

4

3

Природные ресурсы

8

7

Отрасль промышленности

5

Вспомогательные предложения:

  1. Район удален от морей, крупные реки «обходят» его стороной.
  2. Район расположен на границе с Россией и Китаем.
  3. Здесь сосредоточены  100% коксующегося угля, 100% марганца.
  4. По численности населения экономический район занимает 4-е место.
  5. «Движущей силой» экономики этого района являются АО «Казцинк» и Ульбинский металлургический завод, входящий в состав НАК «Казатомпром».
  6. Этот район является самым высокоурбанизированным районом страны: доля городского населения составляет 78%.
  7. В этом районе представлен комплекс топливной промышленности, металлургической отрасли  и электроэнергетика.
  8. Среди всех распространенных полезных ископаемых района наиболее важные – это цинк, свинец, титан, золото, серебро.

Цель: организация  групп на совместную деятельность через  повторение  пройденного материала, умение быстро концентрироваться, обоснованно отвечать, уметь классифицировать, вдумчиво отвечать.

 

Взаимопроверка. Выставление оценки в оценочный лист

Задание 1.  Определяют значение смысла рисунка на слайде.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают с таблицей в технологических картах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ребята проводят проверку и выставляют оценки в оценочный лист

Изучение нового материала

Понимание

Просмотр видеофрагмента «Западный Казахстан» ресурс «Bilimland.kz»

https://bilimland.kz/ru/courses/geografiya-ru/krupnye-geograficheskie-rajony-kazaxstana/lesson/zapadnyj-kazaxstan

Bilimland

Задание № 3

Вопрос: Предлагаю вашему вниманию небольшой видеофильм, ваша задача внимательно посмотреть и послушать, после чего я задам вам несколько вопросов

Западный Казахстан. ЭГП, природные условия, ресурсы, население - 2

Вопросы:

- О какой области шла речь?

- Какие ПОКАЗАТЕЛИ обеспечивают развитие экономики  данного  региона?

- выход в Каспийское море;

- наличие запасов нефти и газа

- притяжение инвестиций

- Мангыстауская область относится к какому экономическому району?

Западный экономический район

Цель: выявление умения  выделять главное

Фронтальный опрос

 

 

Выход на тему урока.  Западный Казахстан. ЭГП, природные условия, ресурсы, население.

Сегодня мы с вами изучаем первые 3 блока: ЭГП, природные условия, ресурсы и население.

КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, КАКАЯ ВАША ЦЕЛЬ НА СЕГОДНЯ?

Цель:  Изучить особенности ЭГП Западного Казахстана, природные условия и природные ресурсы, населения, а также особенности их влияния на экономическую жизнь района.

Проблемный вопрос «Почему Западный Казахстан считают международной ареной экономики страны?»

Работают в технологических картах

Ребята отвечают

 

Синтез

Я вас просила подумать, кого вы можете выбрать спикером вашей группы. Я прошу спикеров групп подойти ко мне.

Класс делится на группы по цвету (методом жеребьевки)

1 группа – «Роль ЭГП Западного Казахстана в экономике страны» Зеленый

2 группа - «Природные условия Западного Казахстана» синий

3 группа – «Природные ресурсы района» красный

4 группа – « Население Западного Казахстана» желтый

 

ИЗУЧЕНИЕ МАТЕРИАЛА

Дорогие участники групп прошу вас всех сесть поудобнее, так как мы сейчас переходим к основному этапу урока

Проверьте пожалуйста материалы на ваших партах.

- Технологические карты

- Задания по группам

- Дополнительный материал («Bilimland.kz»)

- Материал базовой информации, то, что конкретно должно прозвучать в вашей работе

- листы оценивания групп

Каждая группа выбирает оценщика, который  будет выставлять оценки в оценочный лист, но сама оценка выставляется только ГРУППОЙ.

Задание № 1

Изучить материал в учебнике, дополнительную литературу, статистические данные. Выделить самое главное согласно индивидуальным заданиям и базовой информации.

Задание № 2

Прием «Мини-проект»

Задание: на основе изучения, анализа различной информации (учебник, дополнительная информация, Интернет) создать мини-проект по определенной теме, учитывая строго все этапы исследовательской работы. Создание  постера  по теме урока,  в котором отразить ЦЕЛЬ, ГИПОТЕЗУ, ИССЛЕДОВАНИЕ, ГЛОССАРИЙ, ВЫВОД.

Защита осуществляется 2-3 участниками групп.

Цель: Выявление способности синтезировать, предлагать креативные способы решения, умение  обосновывать свой ответ, выделять проблему,  делать выводы, умение каждого предлагать информацию.

Работа в группах. Изучение материала

 

 

 

 

 

 

 

 

Группы изучают материалы

 

Работа в группе по созданию проекта

 

Цель: развитие мыслительных операций через работу в группе

 

 

Предлагает защитить проекты

Во время защиты на слайде показаны критерии оценивания защиты групп

- лаконичность

- научность

- качество выполнения постера

- доступность

- формулировка вывода

Цель: умение обоснованно отвечать, предлагать свой путь решения, свои идеи.

При защите одной из групп другие группы внимательно слушают их, и в течение их ответа ваша задача составить по 1 вопросу. Вид вопроса у каждой группы разный. Внимательно ознакомьтесь с вашим видом вопроса.

Спикеры защищают проект

 

 

Применение

Подумай

Вам предстоит за короткий срок открыть энергоемкое производство, но в интересуемом регионе существует острый дефицит электроэнергии. Однако ваш проект может позволить крупные инвестиции в развитие производственной инфраструктуры, в том числе и в энергетику. Какой вид электростанции вы выберите для строительства при условии наличия в данном месте достаточных запасов каменного угля, гидроэнергоресурсов и недалекое прохождение газопровода:

1) ГЭС;

2) АЭС;

3) ТЭС;

4) солнечную.

Цель:  Через диалог способствовать  развитию  мыслительных процессов, выявлять творческий  мыслительный потенциал учащихся.

Ответы учащихся

 

 

 

Я вам предлагаю просмотреть видеофрагмент на тему «Что же такое нефть?»

Западный Казахстан. ЭГП, природные условия, ресурсы, население - 3

Задание Составить 2 вопроса (1 «тонкого» характера, 1 – «толстого»

Учащиеся составляют вопросы

Закрепление

Рефлексия

Возврат к проблемному вопросу  «Почему Западный Казахстан считают международной ареной экономики страны?»

Тест (подготовка к ВОУД), выборка тестовых вопросов из iTest

Ребята предлагают свои ответы

Ребята работают в парах

 

 

5 – Западный Казахстан. ЭГП, природные условия, ресурсы, население – 4

4 – Западный Казахстан. ЭГП, природные условия, ресурсы, население – 5

3 – Западный Казахстан. ЭГП, природные условия, ресурсы, население – 6

 

Само, в

заимооценивание .

Анализ наблюдателей

 

 

Я узнал

Я научился

Я понял, что могу….

Итог урока. Итоги листа самооценивания.

Выставляют оценки в дневник

 

 

 

 

 

Сообщить об ошибке