Построение диаграмм

Мурсалимова Регина Ренатовна
Костанайская обл., г. Житикара, КГУ «СШ №3»
571
Информатика
Тема:
Построение диаграмм

Цель урока:

совершенствование умений и навыков при создании диаграмм, реализация полученных знаний на практике в нестандартной ситуации.

Задачи урока:

Обучающие:

  • расширить представления учащихся о возможностях программы Excel;
  • научить строить и использовать различные виды диаграмм в программе Excel;
  • формировать умение воспринимать, анализировать, синтезировать информацию в соответствии с поставленной задачей.

Развивающие:

  • формировать умение наблюдать, делать выводы;
  • развивать находчивость и умение преодолевать трудности для достижения намеченной цели;
  • продолжить развитие навыка самоконтроля; формирование коммуникативной компетентности.

Воспитывающие:

  • воспитывать интерес к изучению информатики, посредством различных методов и приемов обучения;
  • воспитывать творческий подход к работе;
  • воспитывать социально-значимые качества, толерантность, патриотизм и духовные ценности.

Ученик к концу урока:

Знает: назначение, виды диаграмм, процесс построения диаграмм.

Умеет: планировать свои действия по достижению поставленной задачи; осуществлять контроль своей деятельности; оценивать правильность выполнения поставленной задачи.

Применяет: полученные знания на практике.

Тип урока:

Урок освоения новых знаний.

Форма урока:

Урок проводится в виде деловой игры. На занятии имитируется деятельность аналитической компании.

Интеграция с предметами:

География, химия, английский язык.

Технология обучения:

кейс технология, личностно-ориентированная, ИКТ, технология уровневой дифференциации.

Материалы и оборудование для проведения урока:

компьютеры, программа Microsoft Excel, печатный кейс, образовательные ресурсы bilimland.kz, twig-bilim.kz. BilimLand.jpg диаграммы Twig.jpg диаграммы твиг

 

Технологическая карта

Планируемые результаты

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Ресурсы

I. Организационный момент

Создание коллаборативной среды.

Формирование толерантности учащихся по отношению к другим людям.

2 мин

Қайырлы таң! Доброе утро! Good morning!

Я рада вас всех сегодня видеть. Давайте настроимся на работу и будем толерантными друг к другу. Просмотр видео ресурса.

Любое дело по плечу, когда ты не один! Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне, и я вам тоже дарю свою улыбку! Ну что, кто готов к открытиям? Поднимите руку. Теперь мы начинаем урок.

Приветствуют учителя, делятся на 3 группы методом выбора стикера определенного цвета, проверяют наличие учебного материала на столах, организуют свое рабочее место. Настраиваются на работу.

Отрывок из видеоколлекции «Мы вместе»: https://bilimland.kz/ru/courses/education-movies/tema-klassnogo-chasa/lesson/my-vmeste (05:00- 05:54)

BilimLand.jpg диаграммы

II. Актуализация деятельности учащихся.

Постановка цели урока и мотивация учебной деятельности.

Активизация базовых знаний учащихся, необходимых для работы на уроке.

3 мин

«Ситуация яркого пятна»

На экране в случайном порядке расположены названия программ Microsoft Office с рисунком. Одно слово Excel с изображением диаграммы отличается цветом и размером шрифта. Через зрительное восприятие внимание учащихся концентрируется на данном слове и определяется тема урока.

Основной объект изучения на уроке – электронная таблица и построение диаграмм. А давайте определим цель нашего урока. Продолжите мою мысль:

- 1. Познакомившись с диаграммами я буду знать….

- 2. Работая с электронными таблицами я буду уметь….

Так же у нас есть проблемный вопрос, на который в конце урока вы должны будете дать ответ: «Зачем людям нужны электронные таблицы, если таблицы и диаграммы можно создать в программе Microsoft Word?».

Ребята, а как вы думаете, люди каких профессий работают с электронными таблицами?

Вот и вы на сегодняшнем уроке побываете в роли аналитиков. Работать вы будете в группах или в специальных отделах. В каждом отделе будет свой модератор. Нам поступил заказ на создание лучших мини-проектов. Успех нашей игры будет зависеть от вашей способности воплотиться в предлагаемую жизненную роль. Кроме всего этого каждый из вас получит возможность испытать свои силы и реализовать свой интеллектуальный потенциал. Обратите внимание! У вас на столе находится печатный кейс с заданиями. Возьмите лист самоконтроля (Приложение 1), в него вы будете ставить баллы за правильный ответ или правильно выполненное задание.

Определяют тему урока.

 

 

 

 

Высказывают свое мнение по заданному вопросу.

1. (что это такое, назначение диаграмм, на какие типы делятся)

2. (вносить текст и числовые данные в таблицу, работать с информацией, строить диаграммы)

 

III. Изучение нового материала

Пропаганда патриотизма, духовных ценностей.

Формирование навыков построения диаграмм в программе Excel.

8 мин

Ребята, давайте посмотрим видео кейс о заповедниках Казахстана. Ведь как отметил глава нашего государства Нурсултан Назарбаев в государственной программе «Туған жер»: «Одним из важных проявлений патриотизма является отношение человека с особой привязанностью к родной земле, ее культуре и традициям. Это основа культурно-генетического кода любого народа…» В нашем государстве в целях сохранения самобытной фауны и флоры создано 25 особо-охраняемых природных территорий. Внимание на экран. Просмотр видео ресурса.

А теперь сможете ли вы точно ответить на каждый вопрос о прослушанной информации?  Посмотрите на слайд, если прослушанная информация представлена в виде текста, удобно ли ее воспринимать?

А как вы думаете, каким образом можно представить прослушанную информацию наглядно? Правильно, с помощью диаграммы! Посмотрите на слайд, теперь информацию легко воспринимать?

А что для вас означает слово диаграмма? Диаграмма – это графическое представление данных рабочего листа.

Сейчас мы подробнее познакомимся с данной темой. На вашем столе лежит печатный кейс с текстом, в котором пропущены некоторые слова. Вам необходимо будет просмотреть обучающее видео и вписать необходимые слова в листок.

диаграммы 1.PNG

Учитель организует деятельность учащихся, контролирует выполнение заданий.

Смотрят видео, отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают в группах с печатным кейсом, выставляют баллы за каждый правильный ответ.

 

 

Отрывок из видеоколлекции «Казахстанские заповедники»

https://bilimland.kz/ru/courses/education-movies/televizionnye-programmy/5-minut-obo-vsyom/lesson/043-bobry-anglii-skii-yazyk-kazaxstanskie-zapovedniki

(04:09-05:22)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Построение диаграмм и графиков»

https://bilimland.kz/ru/courses/informatika-ru/8-klass/lesson/postroenie-diagramm-i-grafikov

 

IV. Закрепление изученного материала

Работа над новым материалом, мотивация к учебному действию, закрепление учебного материала.

3 мин

С этим заданием вы справились, а теперь проверим умение быстро ориентироваться и справляться с поставленной задачей. Работа с интерактивным кейсом.

Учащиеся выполняют задания и за правильный ответ выставляют балл в лист самоконтроля.

Упражнение 1, 2, 3 из видео ресурса https://bilimland.kz/ru/courses/informatika-ru/8-klass/lesson/postroenie-diagramm-i-grafikov

V. Динамическая пауза

Содействовать снятию усталости и переключению внимания с одного вида деятельности на другой.

3 мин

Реализует здоровье сберегающую технологию на уроке.

Прием «Интеллектуальная разминка».

Вам необходимо внимательно слушать вопросы и если высказывание истинно, то вам необходимо будет встать, а если высказывание ложно – то сесть. Приступим!

1.Главное назначение электронных таблиц – это создание изображений (Нет)

2.Имя строки в Excel обозначается только латинскими буквами (Нет)

3.Рабочая книга – это файл, создаваемый в Excel (Да)

4.Имя столбца обозначается латинскими буквами (Да)

5.В Excel нельзя форматировать текст (Нет)

6.Обозначение формулы начинается со знака равно (Да)

7.В значение формулы может входить текст (Нет)

Ученики под музыкальное сопровождение слушают вопросы по прошлой теме и в зависимости от истинности высказывания приседают или встают.

 

 

 

 

VI. Тестирование

Закрепление знаний по изученной теме.

3 мин

Прежде чем мы приступим к выполнению заказа, необходимо пройти тест на соответствие «занимаемой» должности. На выполнение задания 3 минуты.

На компьютерах открыт тест по изученной теме.

Выполняют тестовое задание. Количество правильных ответов заносят в лист самоконтроля.

Тест из видео ресурса

https://bilimland.kz/ru/courses/informatika-ru/8-klass/lesson/vvod-redaktirovanie-i-formatirovanie-dannyx

 

VII. Усвоение системы знаний и их применение при выполнении практической работы

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и коррекция.

12 мин

Как сказал выдающийся ирландский писатель Бернанд Шоу: «Единственный путь, ведущий к знаниям – это деятельность». Вот и заключительным заданием ваших отделов будет выполнение мини-проектов. В каждом из ваших отделов есть свой цвет: синий, розовый и зеленый. Ваш цвет означает определенный вид диаграммы: гистограмма, линейчатая, круговая.

В течение 12 минут вам необходимо будет просмотреть видео кейс «Факты: Из чего состоит человек», записать необходимые данные, внести эти данные в электронную таблицу. Далее по введенным данным построить тот вид диаграммы, который соответствует вашей группе. Также вам необходимо в диаграмму добавить подписи данных.

Учитель консультирует, наблюдает за работой учащихся, контролирует процесс, помогает учащимся преодолеть трудности.

Выполняют практическую работу, строят диаграммы, выделяют их особенности и делают заключение, что в зависимости от отображаемой информации подбирается определенный тип диаграммы. К примеру, график или круговая диаграмма.

После окончания работы, учащиеся меняются рабочими местами, и проходит взаимопроверка по критериям. Результаты фиксируются в лист взаимоконтроля (Приложение 2)

Видео ресурс

«Факты: Из чего состоит человек»

https://twig-bilim.kz/ru/film/factpack-how-to-make-a-human

Twig.jpg диагра

 

VIII. Подведение итогов урока. Оценивание

Обобщение знаний, полученных на уроке, осмысление значения и смысла деятельности на уроке, оценка и самооценка результатов работы на уроке.

3 мин

Ребята, а теперь подведем итог нашего урока и попробуем ответить на проблемный вопрос «Зачем людям нужны электронные таблицы, если таблицы и диаграммы можно создать в программе Microsoft Word?».

 

Высказывают свое мнение по данному вопросу. Подсчитывают баллы и выставляют оценки.

Критерий оценки: 

0-5 баллов – оценка «2»;

6-9 баллов – оценка «3»;

10-13 баллов – оценка 4»;

14 баллов и выше – оценка «5».

 

IX. Домашнее задание

Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

1 мин

Дифференцированное задание. Запишите домашнее задание, выбрав соответствующий блок.

Использовать интернет ресурс bilimland.kz, вкладка Текст.

Блок «А» – составить 4 простых вопроса по теме «Построение диаграмм и графиков».

Блок «В» – составить 5 вопросов высокого порядка по изученной теме.

Блок «С» – построить диаграммы, которые не были разобраны на уроке и выделить их отличительные особенности.

Работа с дневниками.

Текст из видео ресурса

https://bilimland.kz/ru/courses/informatika-ru/8-klass/lesson/postroenie-diagramm-i-grafikov

BilimLand.jpg диаграммы

X. Рефлексия «Лестница успеха»

Рефлексия по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам.

2 мин

Как сказал Стив Джобс: «Мы находимся здесь, чтобы внести свой вклад в этот мир. А иначе мы зачем?» Сегодня вы внесли неоценимый вклад в наш урок.

Ученикам предлагается взять изображение человечка и поставить его на ту ступеньку, которая соответствует его состоянию после проведенного урока. После выполнения рефлексии педагог анализирует.

Каждый из вас поднялся на новую ступень развития своего мышления. Всем спасибо! Урок окончен.

На доске размещены ступени лестницы на английском языке.

Ученики, зная перевод каждой ступени, расставляют человечка на ту ступень, которая отражает его состояние на конец урока.

Например:

The lesson was boring (урок был скучным)

The lesson was difficult (урок был трудным)

I was tired at the lesson (я устал на уроке)  

I was not active at the lesson (я не был активным на уроке)

The lesson was easy (урок был легким)

The lesson was interesting (урок был интересным)

I was active at the lesson (я был активен на уроке)

I like my work at the lesson. (мне понравилась моя работа на уроке)

Диаграммы 2.PNG

 

Приложение 1. Лист самоконтроля ученика     

Ф.И. уч-ся _____________________

Задания

Кол-во баллов, которое можно набрать за выполнение задания

Балл

Добавление слов в печатный кейс

1

1

1

1

 

Интерактивные упражнения:

Упражнение 1

Упражнение 2

Упражнение 3

 

1

1

1

 

Тестирование

5

 

Практическая работа

4

 

Итого

 

 

0-5 баллов –  оценка «2»

6- 9 баллов – оценка «3»

10-13 баллов – оценка «4»

14 баллов и выше – оценка «5»

 

 

 

Приложение 2. Лист взаимоконтроля ученика

Критерии «Практической работы»

Максимальное кол-во баллов

Ваш балл

Правильность ввода данных

1

 

Выбор нужного типа диаграммы

1

 

Добавление подписи данных

1

 

Цветовое решение

1

 

Итого

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сообщить об ошибке