Белки. Строение, свойства, качественные реакции

Бейсенбекова Гульзия Сапарбековна
г. Атырау, НИШ ХБН
662
Химия
Тема:
Белки. Строение, свойства, качественные реакции

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу):

10.5.1.3 знать значение аминокислот;

10.5.1.4 исследовать процесс гидролиза белков и доказывать наличие  аминокислот в их составе.

Цели урока:

Учащиеся будут:

- объяснять схему пищевой пирамиды;

- знать, что 20 аминокислот существенные для жизни человека;

- записывать структуру нескольких аминокислот и указывать на их связь с органическими кислотами;

- проводить анализ реакции поликонденсации между аминокислотами с образованием белка;

- используют бумажную хроматографию для разделения аминокислот и строят хроматограмму с помощью нингидрина.

 

Навыки

Критерии успеха

10.5.1.3 знать значение аминокислот;

Знание и понимание:

- дает верное определение аминокислот;

- правильно распределяет 8-10 аминокислот на заменимые и незаменимые.

10.5.1.4 исследовать процесс гидролиза белков и доказывать наличие аминокислот в их составе.

Критическое мышление и исследование:

Учащийся достиг цели обучения, если:

 

 

- разделяет аминокислоты с помощью бумажной хроматографии с использованием Нингидрина;

- проводит расчёт значений Rf;

- определяет аминокислотный состав раствора гидролизованного белка, сравнив полученные значения с  опорными значениями Rf.

Языковые цели:

Учащиеся могут: знать о составе белков, о названиях некоторых аминокислот, объяснять амидную связь.

Предметная лексика и терминология:

заменимые и незаменимые аминокислоты, функциональные группы, карбоксильная и аминогруппы, бифункциональное соединение.

Серия полезных фраз для диалога/письма:

Пептидная или амидная группа образуется между…………………………………группами при реакции поликонденсации.

Белки состоят из остатков………….  аминокислот;

Пептиды, содержащие ……..  ……..  ………..  …………………., соединенных пептидными связями.

Белки……………….. важная органическая молекула, …………….  …  …….  ……аминокислотных остатков, соединенных пептидной связью.

Привитие ценностей:

- уважение друг другу при выполнении  парной работы;

- сотрудничество при групповой работе;

- открытость выражения мыслей, идей при обсуждении вопросов;

- труд и творчество при выполнении практической работы;

- обучение на протяжении всей жизни.

Межпредметные связи:

межпредметная интеграция на уроке с предметом биология осуществляется через самообучение учащихся при выполнении домашнего задания: «Содержание белков, жиров, углеводов в продуктах питания».

Предварительные знания:

Соединения углерода 1 (6.3С)

Поведение электронов в атомах (8.2A)

Углерод и его соединения (8.4В)

Структура элементов и соединений (9.1В)

Введение в органическую химию (10.3А)

Углеводороды (10.3B)

Ход урока

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

Начало урока

7 минут

Приветствие. Учащимся предоставлены ноутбуки. Просмотр видеоматериала с образовательного ресурса twig-bilim.kz. «Основы питания: Белки».

Индивидуальная работа.

Учащимся раздать рабочие листы с тестовыми заданиями «RUTwig_Основы питания_Тест», на которые ответят во время просмотра видеоматериала «Основы питания: Белки».

Вопросы:

1.Сколько процентов белков должно содержаться в нашем рационе?

A – 10-15%

B – 30-35%

C – 50-55%

D – 70-75%

2.Что из этих пищевых продуктов НЕ является источником белка?

A – мясо

B – рыба

C – яйца

D – сахар

3.В состав всех белков входят:

A – углерод, азот и кислород

B – углерод, азот и водород

C – углерод, водород, фосфор и кислород

D – углерод, водород, кислород и азот

4.Строительными материалами белков являются:

A – аминокислоты

B – сахара

C – жиры

D – углеводы

5.Что из перечисленного НЕ является функцией белков?

A – рост и восстановление клеток

B – гормоны

C – ферменты

D – термоизоляция

6. Во время пищеварения белки распадаются на:

A – жирные кислоты

B – глюкозу

C – крахмал

D – аминокислоты

7.Какое из этих утверждений НЕВЕРНОЕ?

A – ферменты – это белки

B – волосы состоят из белков

C – белки могут быть источником энергии

D – наш организм может синтезировать важные аминокислоты

8.Какое из утверждений о переваривании белков НЕВЕРНОЕ?

A – переваривание белка начинается во рту

B – соляная кислота в желудке расщепляет белки

C – ферменты, называемые протеазами, расщепляют белки в желудке и кишечнике

D – аминокислоты всасываются в кровь

Обсуждение видеоматериала и дополнение ответов. Устное оценивание ответов учащихся. Поощрение учащегося, ответившего на все вопросы правильно.

Подвести учащихся к теме урока:

twig lo

Интерактивная доска

https://twig-bilim.kz/film/food-basics-proteins-6552/  «Основы питания: Белки»

Рабочие листы

 

 

Середина урока

8 мин

Тема урока: Белки, строение, свойства, качественные реакции.

Вопросы учащимся:

  1. Что вы узнаете сегодня на уроке?
  2. Что вы увидите?
  3. Что вы рассмотрите?

Обсуждая, направить учащихся на выведение цели обучения и критерии успеха. Учащиеся формулируют цели обучения, которую достигнут в течении урока и составляют словесный план достижения ЦО.

Просмотр видеоматериала с образовательного ресурса twig-bilim.kz. «Аминокислоты».

Обсуждение с классом основных понятий, запись в тетради.

Ключевые слова:

 

 

 

 

Аминокислоты

Amino acid

Аминогруппа

Amino group

Карбоксильная группа

Carboxylic acid group

Белок

Protein

Реакция поликонденсации

Condensation reaction

Пептидная связь

Peptide bond

Амфотерное соединение

Amphoteric connection

Незаменимые аминокислоты

Essential amino acid

 Парная работа

Предоставить учащимся ноутбуки. Раздать листы с названиями и структурными формулами 20 аминокислот.

Задание:

  • Из данного перечня аминокислот выберите заменимые и незаменимые аминокислоты;
  • Начертите ментальную карту на
  •  

Использование информации с образовательного ресурса bilimland.kz «Раздел Белки. Белки в нашем рационе питания»

Белки строение 1

Главную роль при составлении карты играют два момента:

1.Цвет

Использование цвета в процессе обучения значительно облегчает усвоение информации. Яркий цвет позволяет выделить нужные моменты, привлекая к ним внимание, включает творческое мышление и найти самую актуальную информацию. Например, выделение цветом важных моментов увеличивает внимание на 80%, а желтый цвет стимулирует мозговую деятельность.

2. Образы

Связывание содержания текста с возникающими образами помогает лучше понять сам текст. И чем больше мы устанавливаем связь между понятиями и образами, тем легче и быстрее они запоминаются.

Белки строение 2

По окончании выполнения ментальной карты, выслушать на выбор две пары. Первая пара презентует заменимые аминокислоты, вторая пара – незаменимые аминокислоты. Обсуждение и дополнение ответов учащихся.

Интерактивная доска 

https://twig-bilim.kz/film/glossary/amino-acid-5592/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

билим

 https://bilimland.kz/ru/courses/chemistry-ru/organicheskaya-ximiya/azotsoderzhashie-organicheskie-soedineniya/lesson/belki «Раздел Белки. Белки в нашем рационе питания»

 

 

Рабочий лист

 

 

 

 

 

 

 

 

http://start-for.ru/mentalnaya-karta-primery-sostavleniya/

«Ментальная карта – примеры составления»

 

 

8 мин

Групповая работа. Учащиеся получают информационные карточки. Обсуждая полученную информацию, делятся на три группы: «Аминокислота», «Белок», «Пептиды». Каждая группа, обсудив, отвечает на вопрос по названию группы:

  • Объясните строение аминокислоты?
  • Объясните понятие «пептидная связь»
  • Дайте определение белку?

Белки строение 3.PNG

Белки строение 4.PNG

Задание.

Записать образования белка из аминокислот реакцией поликонденсации.

1-группа: образование дипепетида из глицина и аспарагиновой кислоты;

2-группа: образование дипепетида из цистеина и глутаминовой кислоты;

3-группа: образование дипепетида из аланина и лизина;

Для выполнения задания учащиеся используют информационный материал с образовательного ресурса bilimland.kz, «Раздел Аминокислоты. Аминокислоты, содержащие в белках»

Белки строение 5.PNG

После выполнения задания, группы объединяются в две команды и получают трипептид из данных аминокислот. Процесс взаимооценивания. Обзор учащимися ответов одноклассников. Обсуждение и дополнение ответов.

https://bilimland.kz/ru/courses/chemistry-ru/organicheskaya-ximiya/azotsoderzhashie-organicheskie-soedineniya/lesson/aminokisloty «Раздел Аминокислоты. Аминокислоты, содержащие в белках»

13 мин

Парная работа. Предоставлены рабочие листы с ходом работы.

Лабораторная работа «Определение наличия аминокислот в белке».

Цель:…………………………………………………..

Введение:................................................................

Гипотеза:.................................................................

Методы:...................................................................Реактивы:................................................................Оборудование:........................................................Ход работы:

Просмотр видеоматериала с образовательного ресурса Bilimland.kz. Записывают наблюдения в тетради.

Белки строение 6.PNG

- Даны растворы аминокислот: глицина, изолейцина, серина, фениаланина. Запишите наблюдения.

- Капля раствора наносится в нижнюю часть алюминиевого листа покрытого тонким слоем силикогеля. Запишите наблюдения.

- На одинаковом расстоянии у основания листа одновременно нанесите каплю известных аминокислот. Дайте высохнуть листу. Запишите наблюдения.

- Лист опустить в раствор, в составе которого содержится: 40%  трихлорметана; 40% метанола,20% водного раствора аммиака. Запишите наблюдения.

- Нанесенные точки аминокислот перемещаются с раствором с различной скоростью. Пятна достигают разной высоты. Запишите наблюдения.

- Когда хроматограмма готова, опрыскивают ее раствором Нингидрина. Это соединение при высокой температуре дает окрашенные продукты. Запишите наблюдения.

 

Белки строение 7.PNG
Выполните расчеты.

 

Для определения применяют справо

чную даннуюзначения Rf

Вывод: аминокислоты можно различить и идентифицировать с помощью аналитического метода, называемого тонкослойной хроматографией.

Теоретический материал.

Белки строение 8.PNG
Если измерить расстояние от линии карандаша до положения чернильного пятна, можно выразить соотношение между тем, как далеко передвинулись чернила в отношении растворителя (в данном случае воды). Это отношение может быть рассчитано следующим образом:

 

Rf = Расстояние, пройденное чернилой / Расстояние, пройденное растворителем.

Это называется Rf значением для конкретной чернилы, и различные чернила будут иметь разные значения Rf и, таким образом, их можно различать друг от друга. Все типы хроматографии зависят от перемещения (типа) растворителя, известной в качестве подвижной фазы, и от того, что удерживает компоненты смеси, известной в качестве стационарной фазы. В бумажной хроматографии подвижной фазой является вода, а стационарной фазой - бумага.

Рабочая тетрадь

Рабочий лист 

https://bilimland.kz/ru/courses/chemistry-ru/organicheskaya-ximiya/azotsoderzhashie-organicheskie-soedineniya/lesson/aminokisloty «Раздел: Аминокислоты»

Конец урока

37-39 мин

В конце урока учащиеся проводят рефлексию по целям обучения, критериям успеха.

- Я научился(лась) выполнять расчеты ……….....................................................................

- Я узнал(а) о строении белка …………………………………………………………..

- Мне остался непонятным процесс исследования строения……………………………………………….

- Мне необходимо поработать с учебным материалом…………………………………………..

Рабочая тетрадь

Домашнее задание

40 мин

Для закрепления материала, решить задачи №1, 4, 5 с образовательного ресурса itest.kz. «Раздел Тестовые вопросы», подраздел «Расчетные задачи по теме Углеводороды»

Белки строение 9.PNG

 

 

iTest.jpg1

https://itest.kz/ru/himia-ru

Рабочая тетрадь

Сообщить об ошибке