Индикаторы

Козловская Элеонора Ринатовна
г. Шымкент, НИШ ФМН
5281
Химия
Тема:
Индикаторы

 

Цели обучения

7.3.4.4 уметь различать химические индикаторы (метиловый оранжевый, лакмус, фенолфталеин) и пользоваться ими;

7.3.4.5 знать о природных индикаторах (красная капуста, лепестки розы, свекла и т.д.) и процессе их экстракции;

7.3.4.6 уметь определять кислоты и щелочи с использованием универсального индикатора и шкалы рН.

Цели урока

Учащиеся будут:

определять кислоты и щелочи с использованием натуральных индикаторов, универсальных индикаторов и рН шкалы.

Языковые цели

Предметная лексика и терминология

Кислород, оксид, окисление, кислота, (универсальный) индикатор, pH (просто в качестве шкалы “кислотности”), раствор кислотный, щелочной, нейтральный, нейтрализация.

Безопасность/небезопасный/опасный, раздражать, растворять, коррозионный, смешивать, разливать, защита глаз.

Серия полезных фраз для диалога/письма 

… является более кислотной /щелочной чем

…является менее кислотным/щелочным чем

Универсальный индикатор получают из ...

Кислоты имеют  pH ... и щелочи ...

Шкала pH используется для ...

Безопасность в лаборатории очень важна, потому что

Кислоты сжигают кожу, так как …

В лаборатории / При проведении эксперимента, делать/не делатьмы должны/мы не должны….

Первоначальные знания

Общая лабораторная техника безопасности и правила поведения в ней.

Основы химии.

Критерии успеха

Учащийся может проводить опыты, соблюдая технику безопасности, может записывать свои наблюдения и действия в рабочем листе, наблюдая изменение цвета индикатора, правильно формулирует вывод.

 

Ход урока

 

Этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

Начало

 

2 мин

 

 

 

 

 

5мин

 

 

 

 

 Орг. момент

Эмоциональный настрой:  Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам  работать дружно, открыть что-то новое.

Стартер

Сегодня мы с вами находимся в научно исследовательском центре, а вы все научные сотрудники и наша задача с вами будет исследовать некоторые вещества. Есть в нашем центре лаборант, который приготовил растворы кислоты и щелочи и забыл подписать химические стаканы с данными растворами. Перед вами стоят данные стаканчики с растворами, предложите, как можно определить в каком стакане какой раствор находится. (учащиеся предлагают определить растворы с помощью индикаторной бумаги) Свои результаты вы должны внести в таблицу: запишите какие цвета имеет индикаторная бумага в каждом стаканчике.

Показ видео «Виды индикаторов»:

В каком стаканчике  лакмусовая бумажка окрасилась в красный цвет? Значит, какая это среда? А в синий? Какая это среда? А если бумажка не изменила цвет? (учащиеся дают ответы на поставленные вопросы)

Показ видео «Индикаторы в повседневной жизни»

О чем сегодня пойдет речь? Давайте определим тему урока (учащиеся называют тему: индикаторы)

 Познакомить учащихся с целями урока по презентации.

Презентация по теме урока.

 

Химические стаканы с растворами: кислота, щелочь и вода. Индикаторы: лакмусовая бумага универсальная, фенолфталеин, метилоранж

Bilimland

https://bilimland.kz/ru/content/category/search - p=1&pn=6&s=индика&lesson=11390

 

https://bilimland.kz/ru/content/category/search - p=1&pn=6&s=индика&lesson=11390

Середина

3мин

 

5мин

 

 

 

 

3мин

 

 

5мин

 

 

 

2мин

 

 

 

5мин

 

 

5мин

 

 

3мин

Вы сейчас посмотрели видео, ответьте мне: Что же такое индикаторы? Какие бывают индикаторы? (учащиеся отвечают на вопросы)

 Я хотела бы, чтобы вы определили, как будут изменять свои цвета другие индикаторы в данных средах. Это: фенолфталеин, метилоранж и природный индикатор. Какие  они будут иметь цвета в кислом, щелочном и нейтральном  растворе? Сейчас я вас попрошу разделить растворы на 3 части. В одну часть налейте фенолфталеин, во вторую часть метилоранж и в третью природный индикатор. Наблюдения внесите в таблицу. (работа в парах)

Давайте сделаем вывод. Какой цвет имеют фенолфталеин, метилоранж и природный индикатор в щелочном растворе? Какой цвет в кислом? В нейтральном? (учащиеся оглашают результаты эксперимента)

Где мы встречаемся с кислотами и щелочами в повседневной жизни? Давайте посмотрим на картинки: что общего между данными картинками? (на слайде изображены природные кислоты, щелочи и вода; учащиеся должны определить общее между картинками  и опять повторить, что кислоты имеют кислую среду – цвет индикатора, щелочи имеют щелочную среду – цвет индикатора и вода имеет нейтральную среду)

 Кислота и щелочь это едкие вещества, которые попадая на кожу, разъедают ее, т.е. мы можем получить химический ожог. Что мы делаем, если кислота или щелочь попадают нам на кожу? (учащиеся вспоминают из ТБ правила нейтрализации кислоты щелочью и наоборот)

Показать слайд с картинками: осы, пчелы, муравья и крапивы. Задать вопрос: как вы думаете, чем жалят – кислотой или щелочью данные представители природы? Какую помощь можно оказать пострадавшему? (учащиеся отвечают на вопросы)

Кислоты и щелочи, с которыми мы встречаемся в повседневной жизни по своей силе – очень слабые, а в нашей лаборатории есть очень сильные кислоты и щелочи. Как же определить силу кислот или щелочей? Какими значениями пользуются химики, чтобы определить эту силу, мы сейчас посмотрим с вами видео.

Показ видео  «Шкала рН»

Давайте сделаем вывод из этого видео (открыть слайд в презентации со шкалой рН): какая кислота будет сильнее, которая имеет рН=1 или рН=3? (ответы учащихся) Какая щелочь будет сильнее со значением рН=11 или рН=13? (ответы учащихся)

А теперь мы поделимся на 3 группы для исследования веществ, с которыми мы встречаемся в повседневной жизни:
•   1 группа: определите среду раствора и внесите результаты в таблицу представленных продуктов питания.
•   2 группа: определите среду раствора и внесите результаты в таблицу представленных моющих средств.
•   3 группа: определите среду раствора и внесите результаты в таблицу представленных лекарственных препаратов.

Попросить учащихся огласить свои результаты (от каждой группы по 1 представителю делают вывод по проведенной работе)

Универсальная лакмусовая бумага и шкала рН.

 

Лекарственные препараты: аспирин, таблетки ренни, этиловый спирт.

 

Продукты питания: столовый уксус, поваренная соль, пищевая сода

 

Моющие средства: стиральный порошок, мыло хозяйственное, зубная паста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

https://bilimland.kz/ru/courses/simulyaczii/ximiya/lesson/shkala-ph

 

 

Конец

2мин

Д/З: подготовить сообщение о природных индикаторах

Рефлексия

(Учащиеся дают оценку пройденному уроку )

Индикаторы - 1Все понятно!

 Индикаторы - 2Есть вопросы

Индикаторы - 3 Запомнил

Индикаторы - 4 Не понял

 

Дополнительная информация

Дифференциация – как Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Межпредметные связи
Здоровье и безопасность
Связи с ИКТ
Связи с ценностями (воспитательный элемент)

Большинство учащихся должны уметь:

Определять какие цвета будут приобретать индикаторы в различных растворах .

Некоторые учащиеся должны уметь: Пользоваться шкалой рН, определять силу кислот и щелочей.

Дифференциация проходит в большинстве уроков на данном этапе. Наименее способным учащимся необходимо оказать поддержку в виде раздаточного материала, а наиболее способные должны расширить свои знания путем проведения метакогнитивного опроса.

На данном уроке представлены постоянные возможности оценки. Однако оценка здесь является скорее неформальной: преподаватель тщательно опрашивает учащихся путем постановки вопросов с тенденцией к усложнению, и пытается понять способности отдельных учащихся. В конце урока учащиеся выполняют исследовательскую работу, которая оценивается по критериям успеха.

Связь с английским языком, биология.

Использование интерактивной доски, показ презентации и видео.

Соблюдать технику безопасности при проведении  экспериментов.

Воспитать у учащихся ответственность, открытость, уважение друг к другу.

Рефлексия

Были ли цели урока/цели обучения реалистичными? Что учащиеся выучили сегодня? Какая атмосфера царила в классе? Сработала ли дифференциация, проводимая мной? Уложился(лась) ли я в сроки? Какие отступления были от плана урока и почему?

Используйте данный раздел для рефлексии урока. Ответьте на вопросы о Вашем уроке из левой колонки. 

 

Общая оценка

Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1:

2:

Какие две вещи могли бы улучшить урок (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1:

2:

Что я узнал(а) за время урока о классе или отдельных учениках такого, что поможет мне подготовиться к следующему уроку?

Класс 7 ___ Ф.И.О. ученика (-цы):________________________
Лабораторная работа №8. Тема: Исследование среды растворов лекарственных препаратов.
Цель: _______________________________________________________________
Ознакомлен с правилами техники безопасности:______________

  Цвет интдикаторной бумаги рН раствора Среда раствора (кислая, щелочная или нейтральная) Выводы
Аспирин        
Таблетки «Ренни»      
Медицинский спирт      
 

Класс 7 ___ Ф.И.О. ученика (-цы):________________________
Лабораторная работа №8. Тема: Исследование среды растворов чистящих средств.
Цель: _______________________________________________________________
Ознакомлен с правилами техники безопасности:______________

  Цвет интдикаторной бумаги рН раствора Среда раствора (кислая, щелочная или нейтральная) Выводы
Пищевая сода        
Поваренная соль      
Столовый уксус      
 

Работа в парах

  Цвета индикаторов в растворах
  Стакан с раствором 1 Стакан с раствором 2 Стакан с раствором 3
Лаксмусовая бумажка      
Фенолфталеин      
Метилоранж      
Природный индикатор      
Среда растворов ....... ....... .......

Презентация

 

Индикаторы - 5
Индикаторы - 6
Индикаторы - 7
Индикаторы - 8
Индикаторы - 9
Индикаторы - 10
Индикаторы - 11
Индикаторы - 12
Индикаторы - 13
Индикаторы - 14

Сообщить об ошибке