Реакции присоединения у алкенов. Насыщение алкенов

Алтынбаева Лилия Шарифулловна
г. Костанай, НИШ ФМН
3749
Химия
Тема:
Реакции присоединения у алкенов. Насыщение алкенов

 

Цели урока:

Все учащиеся научатся:

- понимать, что связь в алкенах ненасыщенная.

Большинство учащихся научится:

- уметь писать структурные изомеры для алкенов;

- уметь проводить тест на ненасыщенность;

- узнавать воздействия продуктов реакции горения алкенов на окружающую среду.

Некоторые учащиеся научатся:

- описывать возможные причины расхождения результатов с табличными данными.

К      Критерии успеха:

-  правильно записывает уравнения и называет продукты присоединения пропеном водорода, пара воды и галогена;

-  правильно записывает уравнения возможных реакций и название органических продуктов;

-  указывает в качестве теста на ненасыщенность, обесцвечивание раствора перманганата калия и бромной воды при реакции с алкеном.

         Языковые цели:

Электронное строение, углерод, ковалентные связи, органические соединения, электроны на внешней оболочке, ядро.

Атом углерода, сделанный из / состоящий из ...

Существуют X / Y электроны в атоме углерода / внешней оболочке.

Он может сформировать X  связи/ ковалентные связи.

П      Привитие ценностей:

–  казахстанский патриотизм и гражданская ответственность;

–  уважение;

–  сотрудничество;

–  открытость;

–  труд и творчество;

–  обучение на протяжении всей жизни.

Воспитание глобальной гражданственности:

глобальное потепление (горение алкенов).

Навыки использования ИКТ:

просмотр видео

Аутентичность обучения:

Алкены, используемые в быту. Воздействие продуктов горения алкенов на окружающую среду и на живые организмы.

Межпредметные связи:

биология, физика, экология, английский язык.

Предварительные знания:

Поведение электронов в атомах (8.2A)

Углерод и его соединения (8.4В)

Строение элементов и их соединений (9.1В)

Введение в органическую химию (10.3А)

Ход урока

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

 

Ресурсы

0-10 мин

 

Стартер: https://bilimland.kz/ru/courses/chemistry-ru/organicheskaya-ximiya/uglevodorody-i-ix-galogenproizvodnye/lesson/alkeny-stroenie-i-gomologicheskii-ryad-alkenov . Bilimland

О каких соединениях пойдет речь?

Организация начала урока.

Предложите учащимся собрать модели этилена и этана.

Ответить на вопросы.

В чем сходство и различие в строении и свойствах алканов и алкенов?

Один из этих углеводородов предельный, а другой нет. Как вы думаете, какой из них? Почему?

В какие реакции могут вступать алкены?

Благодаря чему происходят реакции присоединения?

 

Определение темы и цели урока.

На мини-досках пишут правильные реакции

 

Презентация

 

 

Шаростержневые модели

 

 

 

Презентация

11-25 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

26-38 мин

 Этен + водород = этан (демонтрация учителя)

Задания для ФО.

Используя шаро-стержневые модели:

А) зарисуйте превращения;

Б) запишите соответствующие реакции

  1. Пропен + водород = алкан
  2. Пропен + галоген = дигалогеналкан
  3. Этен + галогеноводород = галогеналкан 
  4. Этен + вода = спирт

https://bilimland.kz/ru/courses/chemistry-ru/organicheskaya-ximiya/uglevodorody-i-ix-galogenproizvodnye/lesson/vliyanie-temperatury-i-katalizatora-na-skorost-reakczii

Давайте вспомним функциональную группу спиртов. Как можно получить из них алкены? (демонстрация учителя)

Выполнение теста на определение ненасыщенности алкенов

Качественные реакции на двойную связь

 

https://bilimland.kz/ru/courses/chemistry-ru/organicheskaya-ximiya/uglevodorody-i-ix-galogenproizvodnye/lesson/vliyanie-temperatury-i-katalizatora-na-skorost-reakczii

Цель обучения:

 - понимание термина «ненасыщенность» и ее влияние на свойства соединений;

-  повторение качественных реакций на определение ненасыщенности.

Техника безопасности:

1.________________________________________________________

2.________________________________________________________

3.________________________________________________________

Ход работы:

1. Взаимодействие этилена с раствором перманганата калия и с йодной водой

1.  В одну из пробирок налейте примерно 1 мл водного раствора перманганата калия, в другую пробирку – такое же количество йодной воды.

2.В пробирку налейте 2 мл этанола и 6 мл серной кислоты. В пробирку добавьте стеклянные капилляры или битый фарфор для равномерного кипения.

3.Закройте пробкой с газоотводной трубкой.

4.Смесь осторожно нагрейте на пламени спиртовки до кипения.

5.Газоотводную трубку прибора последовательно опустите в пробирки с раствором перманганата калия и с йодной водой и пропускайте этилен через каждый раствор до изменения окраски.

3.Запишите уравнение реакции получения этилена из этилового спирта.

Можно показать видео: присоединение брома

Ноутбуки

 

Шаростержневые модели

 

Приложение 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

ТБ

Оборудование: штатив для пробирок, пробирки, пипетки, газоотводная трубка

Реактивы: раствор перманганата калия, йодная вода, этиловый спирт, серная кислота, спиртовка.

 

https://bilimland.kz/ru/courses/chemistry-ru/organicheskaya-ximiya/uglevodorody-i-ix-galogenproizvodnye/lesson/vliyanie-temperatury-i-katalizatora-na-skorost-reakczii

 

39-40 мин

Рефлексия. Обратная связь.

 

0-2 мин

Организация начала урока.

Презентация

3-38 мин

Лабораторная работа. Энтальпия сгорания гексана

https://bilimland.kz/ru/courses/physics-ru/mexanika/dinamika/lesson/vnutrennaya-ehnergiya (физика. Изменение внутренней энергии) Объясните учащимся, как можно измерить изменение внутренней энергии

Предложите учащимся, используя спиртовку, заполненную гексаном, нагреть в термостойкой пробирке известное количество воды и вычислить значение энтальпии сгорания. Они смогут сравнить её с данными из таблицы. Значение будет гораздо меньше. Они должны тщательно обсудить возможные причины этого и составить список ошибок, к которым склонен этот простой метод.

Приложение 3

39-40

Итог урока.

 

Домашнее задание

Читать теоретический материал.

 

Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Здоровье и соблюдение техники безопасности

 

Все учащиеся научатся: знать продукты реакции горение алканов

Большинство учащихся научится:

- уметь писать уравнение реакции полного/неполного горения алканов

- уметь определять значение энтальпии сгорания

- знать воздействия продуктов реакции горения на окружающую среду

Некоторые учащиеся научатся:

- описывать о возможных причинах расхождения результатов с табличными данными

Обсуждение устных ответов учеников в классе и проверка работ учителем.

Работать с гексаном нужно очень осторожно, т.к. он легко воспламеняется.

Гексан – токсичное вещество, пары которого распространяются достаточно быстро.

Количество гексана в спиртовке должно быть небольшим.

Необходимо работать в защитных очках.

Рефлексия по уроку

 

Были ли цели урока/цели обучения реалистичными?

Все ли учащиеся достигли ЦО?

Если нет, то почему?

Правильно ли проведена дифференциация на уроке?

Выдержаны ли были временные этапы урока?

Какие отступления были от плана урока и почему?

 

Общая оценка

 

 

Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте, как о преподавании, так и об обучении)?

1:

 

2:

 

Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте, как о преподавании, так и об обучении)?

1:

 

2:

 

Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?

 

 

 

 

 

 

 

Сообщить об ошибке