Графическая модель задачи

Иманбаева Айна Саясатовна
г. Актобе, КГУ «Средняя школа № 14»
516
Учитель-новатор 2019
Математика
Тема:
Графическая модель задачи

Цели обучения:

1.5.1.1. моделировать задачу в виде схемы, рисунка, краткой записи; подбирать опорную схему для решения задачи.

Цель урока:

Все смогут

- моделировать задачу в виде схемы, рисунка, краткой записи;

- подобрать опорную схему для решения задачи.

Большинство смогут заполнить опорную схему для решения задачи.

Некоторые смогут составить свою задачу по схеме, рисунку, краткой записи.

Критерии оценивания:

Обучающийся:

моделирует задачу в виде схемы, рисунка, краткой записи;

подбирает опорную схему для решения задачи;

заполняет опорную схему для решения задачи;

составляет свою задачу по схеме, рисунку, краткой записи.

Уровни мыслительных навыков:

Знание, понимание, применение, анализ, оценка.

Языковые задачи:

Основные термины и словосочетания:

Задача, условие задачи, вопрос задачи, опорная схема, краткая запись задачи.

Трехязычие:

Задача – сөз есеп – a task.

Вопросы для обсуждения:

Что такое задача? Из каких частей состоит задача? Что значит решить задачу? Как можно смоделировать задачу?

(К.) Моделирование. Составить задачу на сложение по опорной схеме.

Полезный набор фраз:

Я думаю, что…      Я уверена, что…       Я знаю, что…

Воспитание ценностей:

Гражданская ответственность, уважение, сотрудничество, открытость, образование в течение всей жизни.

Межпредметная связь:

Казахский язык, английский язык, этнокультура.

ИКТ:

Интерактивный урок – образовательный портал https://bilimland.kz/ru/

Слайдовая презентация к уроку.

Видеоролик «Физминутка».

Предыдущие знания:

Взаимосвязь действий сложения и вычитания, устные приемы сложения и вычитания.

Термин «задача»: в значении «текст, описывающий жизненную ситуацию, с использованием численных характеристик». Данные, численные характеристики обязательно должны быть взаимосвязаны. Ситуация задается в условии задачи. Завершается ситуация постановкой вопроса задачи – мотивацией на поиск неизвестного компонента. Решить задачу – значит ответить на ее вопрос. Условие, вопрос, решение и ответ – это составные части задачи.

 

Ход урока

Запланированные этапы урока

Виды упражнений, запланированных на урок

Ресурсы

Начало урока

Вызов (2 мин)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Середина урока

Осмысление (25 мин)

 

2 мин

 

 

 

 

 

5 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 мин

 

 

 

 

 

 

 

4 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 мин

 

 

5 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 мин

 

 

 

3 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 мин

 

 

2 мин

 

 

 

 

4 мин

Создание коллабаротивной среды. Эмоциональный настрой.

Ребята! Хочу, чтобы вы улыбались,
Работой своей довольны остались,
Чтоб этот урок порадовал всех,
И каждый из вас ощутил свой успех.

Мотивация.

Как называется жилище кочевого народа – казахов?

Каждая команда получает юрту из бумаги. В течение урока команды собирают баллы за правильно выполненное задание. В конце урока баллы меняются на узор (ою) для украшения юрты. Чья юрта окажется наряднее?

(К) Стартер – ребус                   ЗА imanbaeva_graphic_1.png

Целеполагание:

- Правильно.

- Какая цель нашего урока? Чему будем сегодня учиться?

Полиязычие:

Задача – сөз есеп – a task

(К) Диалоговое обучение. Коммуникативные навыки (слушание и говорение)

Работа по открытым вопросам

Что такое задача?

Из каких частей состоит задача?

Что значит решить задачу?

Игра «Мы любим задачи». Руководимое чтение.

Для каждой группы предлагается одна задача. Задача прочитывается.

Выдаются карточки со словами «УСЛОВИЕ», «ВОПРОС», «РЕШЕНИЕ», «ОТВЕТ». Выходят по 4 представителя каждой команды, предлагают по заданной задаче, конкретно к каждой карточке свой ответ.

Критерии:

Дескриптор:

Группа

Определяют структурные части задачи.

Находят решение задачи.

Определяют ответ задачи.

Определяют условие задачи. – 1 балл

Определяют вопрос задачи. – 1 балл

Находят решение задачи – 1 балл

Определяют ответ задачи – 1 балл

(ФО) Взаимооценка. Дифференциация

 

(К) Моделирование задачи. Развитие критического мышления

Изучение нового материала – просмотр мультимедийного видеоролика – объяснение способов моделирования задачи.

(К) Диалоговое обучение. Открытые вопросы

Каким образом можно составить модель задачи?

Какой способ понравился больше? Почему?

 

(К) Работа по учебнику с 60-61. Диалоговое обучение. Вопросы высокого порядка.

Прочитайте первую задачу.

Прочитайте условие задачи.

Прочитайте вопрос задачи.

Рассмотрите схему.

Что означает зеленая полоска?

Что означает красная полоска?

Почему зеленая полоска длиннее?

Что нужно узнать в задаче? Как это показано в схеме?

Как решить задачу? Назовите ответ задачи.

Каким образом моделировали задачу?

 

Физминутка

 

 

(Г) Моделирование. Развитие логического мышления.

Коммуникативные навыки (говорение, слушание, письмо, чтение) Метод активного обучения «Карусель»

У каждой группы ламинированные листы А3, маркеры разного цвета.

Группа решает задачу, используя различные виды моделирования, записывает решение и ответ задачи.

(у каждой группы различные задачи)

Критерии:

Дескриптор:

Группа

Решают задачу, используя различные виды моделирования.

 

Составляет рисунок к задаче – 1балл

Составляет краткую запись к задаче – 1б

Составляет схему к задаче – 1б

Записывает решение задачи – 1б

Записывает ответ задачи – 1б

 

(ФО) Взаимооценивание по методу «Карусель» (по часовой стрелке группы обмениваются листами с решением задачи и проверяют работу)

 

(П) Логическая задача с полосками

Ребята, послушайте логическую задачу.

Дети читали казахские народные сказки. Арман прочитал больше Кати, но меньше Магжана. Кто прочитал больше всех сказок?

Соотнесите прочитанные книги каждого ученика с полоской. Подпишите полоски первой буквой имени ученика.

М

К

А

 

Критерии:

Дескриптор:

Обучающийся

Правильно отвечают на вопрос задачи

Правильно отвечает на вопрос задачи

Соотносит прочитанные книги каждого ученика с полоской

Подписывает полоски первой буквой имени ученика

Самооценивание. За правильный ответ – 1 балл

 

 

 

 

(Г) Моделирование. Коммуникативные навыки (говорение, слушание, письмо)

Каждая команда составляет по предложенной схеме свою задачу, записывает ее решение и ответ.

imanbaeva_graphic_2.png

 

Критерии:

Дескриптор:

Группа

Составляют и решают задачу по заданной схеме

Составляет задачу по схеме – 1балл

Записывает решение задачи – 1 балл

Записывает ответ задачи – 1 балл

 

(ФО) Взаимооценивание групп.

 

Физминутка

 

(П) (ФО) Решение задач. Развитие критического мышления

Задания «Проверь себя!». Дети выполняют на персональных компьютерах.

 

Самопроверка

 

(И) (ФО) Моделирование. Решение задачи.

Распечатанные рабочие листы для каждого обучающегося.

Тема: Задача

Класс: _____

Ф. И. Ученика (-цы): ______________________________

1. Прочитай. Составь условие задачи в виде рисунка, схемы, краткой

записи и реши ее.

В гараже 2 грузовика и 4 легковые машины. Сколько всего машин в гараже?

imanbaeva_graphic_3.png

Самооценивание. Рабочий лист с ответами:

imanbaeva_graphic_4.png

 

Критерии:

Дескриптор:

Обучающийся

Моделируют задачу различными способами.

Выполняет рисунок к задаче – 1 б

Рисует графическую схему – 1 б

Использует опорные слова в краткой записи – 1 б

Решают задачу

Записывает решение задачи – 1 б

Записывает наименование предметов – 1 б

Записывает ответ задачи – 1 б

 

(ФО) Самооценивание. Дифференциация

6-5 баллов – зеленый кружок, на обратной стороне надпись: «Молодец! Ты помощник учителя».

4-3 балла – желтый кружок, с надписью: «Повтори еще тему и у тебя все получится».

0-2 балла  красный кружок, с надписью: «Я тебе помогу, и у нас все получится».

 

Фонограмма мелодии

 

 

 

 

 

 

Лист подсчета баллов команд на доске

 

 

 

 

Слайдовая презентация.

Слайд 1 – ребус

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 2 – задачи

 

 

Карточки со словами «УСЛОВИЕ», «ВОПРОС», «РЕШЕНИЕ», «ОТВЕТ».

 

 

Схема – опора

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Интерактивный урок

https://bilimland.kz/ru/subject/matematika/1-klass/zadacha

 

 

 

Учебник

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Видеролик

 

 

Карточки с задачами для групп

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Полоски из цветной бумаги (желтой, зеленой и голубой) различной длины для каждой пары.

Слайд 3 – логическая задача

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 4 – ответ задачи

 

 

 

 

 

Карточки для каждой команды со схемой задачи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

https://bilimland.kz/ru/subject/matematika/1-klass/zadacha

 

 

 

 

 

 

https://bilimland.kz/upload/content/platform_lessons/L_10860/35.pdf?v1522132199629

Индивидуальные распечатанные рабочие листы

 

 

 

 

 

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

https://bilimland.kz/upload/content/platform_lessons/L_10860/35.pdf?v1522132199629

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кружочки зеленого, желтого, красного цвета с надписями

Конец урока

Рефлексия (2 мин)

Сегодня мы на уроке

- Какую цель ставили? (составлять схему задачи)

- Достигли цели?

- Для чего нужно уметь решать задачи? (Они встречаются в жизни постоянно. Решаем задачи, когда варим суп, едем на машине и т. д.)

- Расскажите по схеме, чему научились на уроке?

                ЗНАЮ

Я             ЗАПОМНИЛ

                СМОГ

Оценивание: Посчитайте количество баллов, возьмите узоры. Собранными узорами украсьте вашу юрту.

Покажите ваши работы.

 

 

 

 

 

Схема-опора

 

 

 

Вывешиваются на доске

 

Дифференциация – каким способом вы хотите больше оказывать поддержку? Какие задания вы даете ученикам более способным по сравнению с другими?

Оценивание – как Вы планируете проверять уровень усвоения материала учащимися?

Охрана здоровья и соблюдение техники безопасности

Дифференцированные задания.

Активные методы

Информационные задания

Вопросы открытого порядка

Полиязычие

Коммуникативные, графические навыки

Логическая задача

Реагирование на потребности учащихся

Узнали:

- различные виды моделирования задачи;

- о графической модели задачи.

 

Оценивание:

  1. посчитать количество узоров в группе;
  2. по критериям оценивания и дескрипторам в индивидуальном задании в баллах – результат – кружок определенного цвета.

Физминутки

 

Видео для физминутки

Формативное оценивание

Моделирование задачи

Стартер – ребус

Сообщить об ошибке