Проблема в совести в сказке К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб»
Проблема в совести в сказке К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб»
Цели обучения (ссылка на учебную программу): | 5.2.4.1 Анализировать эпизоды, важные для характеристики главных героев, при поддержке учителя |
Цели урока: | Уметь высказаться по теме, аргументируя свою позицию, извлекать информацию из различных источников, представлять ее. |
Языковые цели: | 1) ключевые слова: хлеб, доброта, открытость, трудолюбие, совесть. Новые слова и словосочетания: синонимическая замена, местоименная замена; 2) академические (учебные, научные) слова: тема, основная мысль, мнение, факт; цель и целевая аудитория, стиль, жанр; 3) полезные фразы урока: в приведенном тексте средством логической связи служит… для связи №.. и №.. предложений использованы слова… логика изложения нарушена из-за … |
Ожидаемый результат: | Будут закрепляться и развиваться навыки: слушания, говорения и чтения, сформированных ранее. |
Критерии успеха: | Активно включаются в беседу. Выражают грамотно свои мысли, обосновывают свои мысли опираясь на текст произведения. Анализируют текст, определяют соответствующие теме урока отрывки произведения. |
Привитие ценностей: | Развивать стремление желать учиться познавать новое. Привитие ценностей осуществляется через изучение материалов урока: развивать уважение к людям, толерантность, сотрудничество, любознательность, умение комментировать, проявляя корректность, доброжелательность. |
Навыки использования ИКТ: | https://www.youtube.com/watch?v=szu9zEq9uPc |
Межпредметная связь: | История, искусство кинематографии. (фильм "Теплый хлеб" К.Г. Паустовского) |
Предыдущие знания: | Этот урок основан на навыках слушания, говорения и чтения, сформированных ранее, а также на личном опыте учащихся. |
Ход урока
Этапы урока | Запланированная деятельность на уроке | Ресурсы |
---|---|---|
Начало урока | Организационный момент. Психологический настрой «Три хлопка одна улыбка». (хлопают в ладоши и улыбаются друг другу) Восполнение пробелов в знаниях: Ответьте на вопросы: Сказка бывают народными (фольклорными) и авторскими (литературными)? Какую сказку мы называем народной (фольклорной)? А какая сказка относится к авторским (литературным) сказкам? Какие народные и авторские сказки вы знаете? II.Актуализация. Определение учебных результатов. Учитель: Мы сегодня познакомимся с К Г. Паустовским Учитель Тема урока: Сегодня мы с вами познакомимся с произведением К.Г. Паустовского «Теплый хлеб». Сегодня мы будем характеризовать героя произведения Фильку «Да ну тебя». Цель урока: 5.2.2.1 Определять основную мысль произведения при поддержке учителя. | |
Середина урока | Учитель: Итак, мы начинаем работу читаем и пересказываем. Сегодня на уроке мы с вами постараемся ответить на проблемный вопрос: «Проблема совести сказке К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб». Мы с вами прочитали сказку «Теплый хлеб» К.Г. Паустовского. Сейчас ответьте на вопросы. Сегодня мы с вами будем работать парно и у нас будет работа в группах. Как обычно мы с вами будем свои ответы отмечать в листах самооценивания. Работать мы будем, опираясь на текст сказки, будем выражать свои мысли и отвечать на вопросы. Главный проблемный вопрос урока – Проблема совести в сказке К. Г. Паустовского «Теплый хлеб». Ответьте на вопрос (индивидуальная работа): «Что такое совесть?» (за каждый ответ отвечающий поставит себе 1 балл). Задание 1. (парная работа) Чтение сказки К. Паустовского «Тёплый хлеб». Опираясь на текст выразите свое мнение, ответьте на вопросы. Чтение первого абзаца. - Когда происходят события? (В годы войны). - Где происходят события? (В обычной русской деревне Бережки). Чтение до слов «да ну тебя надоела» Первое знакомство с героями. - Назовите героев сказки. (Конь, Панкрат, Филька). - Что автор говорит о каждом герое? Конь был ранен во время войны, труженик, терпеливо выполнял тяжелую работу, помогал мельнику Панкрату, все жители деревни считали своим долгом заботиться о нем. Панкрат – мельник, живет в стороне от людей (мельница обычно находилась на краю деревни или в стороне от нее), умный и проницательный («быстрые глаза»), из-за этого, наверно, его и считали колдуном. Мало разговаривает, много работает. Видит человека насквозь. Филька – молчаливый, недоверчивый мальчик, был неласковым, ни с кем не дружил, ему дали прозвище «Ну Тебя». - Как это прозвище характеризует героя? (Фильке наплевать на сверстников, на старших, он думает, прежде всего, о себе) Задание 2. Просмотрим отрывок фильма «Теплый хлеб» Паустовского К.Г. https://www.youtube.com/watch?v=szu9zEq9uPc Задание 3. составление кластера (записи в раб. Тетради) Как автор описывает мороз? Почему именно к Панкрату бежит Филька среди ночи? Что советует Панкрат мальчику? Кто подслушал разговор Фильки и Панкрата? Как вы думаете, куда могла полететь сорока среди ночи? Что придумал Филька для спасения деревни? Я думаю, что тёплым может быть…. Что? (на доске составляется кластер учениками (Взгляд человека, рукопожатие, отношение с друзьями, дом, щедрость человека, одежда и …) Физминутка: Мы шагаем, мы шагаем, Голову не опускаем, Дышим ровно, глубоко. Раз – подняться, потянуться, Два – согнуться, разогнуться, Три – присесть, Четыре – встать, Пять – руками помахать, Шесть – за парту тихо сесть Итак, сегодня на уроке мы все показали хорошие знания сказки. Все молодцы. Озвучивает баллы и благодарю всех за хорошую работу. Вопросы игры: - Что можно сказать о характере Фильки, судя по его поступкам, в начале сказки? -Почему Фильку прозвали «Ну Тебя»? - Почему так жестоко поступил Филька с конём? - От чего помер мужик в истории, рассказанной бабкой? (От охлаждения сердца). - От чего случился в Бережках такой лютый мороз? (Знать завёлся в деревне «дурной» человек, обидчик и сотворил злое дело. Оттого и мороз). -Как Фильке удалось исправить ошибку? (Показать, что добро побеждает зло) -На что надеялся Филька, когда придумал, как исправить свою ошибку? (на доброту и помощь людей) - Какова роль Панкрата в сказке? (он и есть совесть) Совет Панкрата Фильке: Изобрести спасение от стужи. Тогда перед людьми не будет твоей вины. И перед раненой лошадью - тоже. Будешь ты чистый человек, весёлый. Каждый тебя по плечу потреплет и простит. Понятно? Какую черту характера приобрёл Филька в конце сказки? (добросердечие). - Что должен был, по словам бабки, исправить «дурной» человек? (что поправит дурной человек своё злодейство). - Как объяснить название сказки? - Так чему же научился Филька в сказке Паустовского? Филька научился отвечать за свои поступки; прошёл через страх, угрызение совести; получил за свою решимость признать ошибку бескорыстную помощь детей и взрослых; приобрёл опыт очищения души, когда от сделанного доброго дела становится светло на душе и тепло на сердце. ВЫВОД: Добро побеждает зло, люди должны уметь исправлять свои ошибки, понимать причину злых поступков и находить в себе силы для добрых дел, чтобы не дать сердцу «замёрзнуть» от жестокости и зла. Тёплый хлеб - это не только тот подарок, который делает «исправившийся» Филька раненому коню, но и тот хлеб, который накормил всю деревню. Это определённый символ изменённых отношений между людьми. Подведение итогов урока. Чтобы книга стала хорошим другом, необходим труд и писателя, и читателя. Мы с вами как читатели должны быть чуткими и внимательными к слову писателя, только тогда книга сможет подсказать и дать добрый совет. Знакомясь со сказкой К.Г. Паустовского «Теплый хлеб», будем читать внимательно, задумываясь над каждым словом, чтобы понять советы автора. Проверка ответов взаимооценивание комментарий учителя. Выставление баллов каждой паре и индивидуально работающим ученикам выдаются стикеры в форме сердца. | |
Конец урока | Рефлексия. «ДА/НЕТ» Цели Достижения ДА/НЕТ На уроке я достиг успеха Мне удалось замечательно пообщаться, обсудить важные учебные моменты Сегодня я проявил активность: изучал, отвечал, оценивался Я проявил настойчивость в достижении хорошего учебного результата Домашнее задание - Напиши письмо Фильке из сказки «Теплый хлеб» К.Г, Паустовского. | |
Рефлексия | Рефлексия "ДА/НЕТ" Цели Достижения ДА/НЕТ На уроке я достиг успеха Мне удалось замечательно пообщаться, обсудить важные учебные моменты Сегодня я проявил активность: изучал, отвечал, оценивался Я проявил настойчивость в достижении хорошего учебного результата |
Отзывы(0)