Колебательное движение. Математический и пружинный маятник

Нурмаганбетова Данна Ануарбековна
г. Экибастуз, ГУ «Специализированная школа-лицей №1 для одаренных детей»
1035
Физика
Тема:
Колебательное движение. Математический и пружинный маятник

Цель урока:

- закрепить знания о характеристиках колебательного движения;

- ввести понятия пружинный и математический маятник;

- научиться использовать теоретические знания на практике. 

- формировать умения наблюдать и анализировать физические явления;

- способствовать развитию умений вести диалог и работать самостоятельно, совершенствовать навыки решения задач;

- воспитывать познавательный интерес к предмету, активной позиции на уроке, коммуникативных навыков.

Критерии оценивания:

Ученики знают понятия, характеризующие колебательное движение, формулы определения периода колебания математического и пружинного маятника.

Умеют решать задачи на период колебаний математического и пружинного маятника.

Воспитание ценностей:

Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: уважение; сотрудничество; открытость.

Межпредметная связь:

Математика.

Предыдущие знания:

Свободные и вынужденные колебания. Затухающие колебания. Превращение энергии при колебаниях. Резонанс.

Ресурсы:

Раздаточный материал, карточки с заданиями, модельный ответ, ноутбуки с выходом в интернет.

Интернет ресурсы: Bilimland.kz : https://bilimland.kz/ru/courses/physics-ru/mexanika/kolebaniya/lesson/pruzhinnyi-i-matematicheskii-mayatniki лого нурмаган

«Пружинный и математический маятник»;

itest.kz : https://itest.kz/ru/fizika-ru

«Механическое колебания и волны»

https://itest.kz/ru/exam_test?test_id=814150982тест лого нурмаган

 

 

Ход урока

Запланированные этапы урока

Виды упражнений, запланированных на урок

Ресурсы

Начало урока

Приветствие учащихся и контроль отсутствующих на уроке.

«Мир, в котором мы живем,

удивительно склонен к колебаниям».

1. «Шифровка»

Группам раздаются квадратики с буквами, в течение 1 мин. необходимо составить из этих букв 3 физических термина и дать им определение.

Колебательное 1.PNG
Как вы думаете, что объединяет все эти понятия? Колебательное движение. Скажите, эти понятия являются для вас новыми или вы с ними уже знакомы? А что мы знаем по данной теме?

Значит, на сегодняшнем уроке мы подробнее познакомимся с данными понятиями.

Итак, сформулируйте тему урока: Колебательное движение. Математический и пружинный маятник.

Исходя из темы нашего урока, какую цель мы перед собой будем ставить?

Повторить теоритический материал по разделу колебательное движение.

Научиться применять полученные знания на практике при решении задач.

 

 

 

 

Карточка с буквами

Середина урока

  1. Давайте начнем с изучения нового материала. Я предлагаю вам открыть ноутбуки, просмотреть ролики в ресурсе BilimLand «Пружинный и математический маятник» (1, 4). В конце раздела 1.4.9 выполните задание, которое вам предлагают, и проверьте его правильность.

 

  1. Изучив тему урока, переходим к решению задач. Каждый индивидуально решает задачу и проверяет ее по модельному ответу. Решение задач и ответ находятся на 1 столе, каждый, кто решил, может пройти и проверить свою задачу.
  1. Определите период и количество колебаний пружинного маятника за 20 с, если жесткость его пружины равна 40 Н/м, а масса груза 100 г.
  2. Как надо изменить жесткость пружины маятника, чтобы увеличить частоту его колебаний в 3 раза?
  3.  Маленький грузик массой 0,025 кг, закрепленный на пружине, совершает гармонические колебания. График зависимости координаты x этого грузика от времени t изображен на рисунке. Какова жесткость пружины? (Ответ дайте в Н/м.)

Колебательное 2.PNG2

  1. Решение задач и ответ находятся на 1 столе, каждый, кто решил, может пройти и проверить свою задачу.

BilimLand.jpg 21

https://bilimland.kz/ru/courses/physics-ru/mexanika/kolebaniya/lesson/pruzhinnyi-i-matematicheskii-mayatniki

«Пружинный и математический маятник»

 

 

Карточки с задачами

 

 

 

 

 

 

Модельный ответ задач.

Конец урока

Подведем итог нашей работы. Проверкой количеством решенных задач. Каждая задача соответствует 1 баллу. Количество набранных баллов это и есть ваша оценка.

Итак, ребята, по какой теме мы работали сегодня на уроке? Какую цель ставили перед собой? Достигли ли мы этой цели?

Рефлексия: Анкета.

На уроке я работал(а)

активно/пассивно

Своей работой на уроке я

доволен(ьна)/недоволен(ьна)

Урок для меня показался

коротким/длинным

За урок я

устал(а)/не устал(а)

Мое настроение

не изменилось

 

стало лучше/стало хуже

Материал урока мне был

понятен/не понятен

 

полезен/бесполезен

 

интересен/скучен

Я ставлю себе отметку

5/4/3/2

 

 

 

 

 

Лист рефлексии на столах у каждого.

Домашнее задание

  1. У каждого на столах лежит карточка с домашним заданием. Вы можете зайти и использовать ресурсы https://bilimland.kz/ru/courses/physics-ru/mexanika/kolebaniya/lesson/pruzhinnyi-i-matematicheskii-mayatniki для повторения пройденного материала.
  2. Пройдя по ссылке https://itest.kz/ru/fizika-ru, выбрать предмет физика и пройти тест по разделу «Механические колебания и волны»

https://itest.kz/ru/exam_test?test_id=814150982.

 

https://bilimland.kz/ru/courses/physics-ru/mexanika/kolebaniya/lesson/pruzhinnyi-i-matematicheskii-mayatniki

iTest.jpg 21

https://itest.kz/ru/fizika-ru

«Механические колебания и волны»

https://itest.kz/ru/exam_test?test_id=814150982

 

 

 

Приложение

Модельный ответ

Задача №1. Ответ

Колебательное 3.PNG

 

Задача №2. Ответ

Колебательное 4.PNG

 

Задача №3. Ответ

Колебательное 5.PNG

 

Рефлексия: Анкета.

На уроке я работал(а)

активно/пассивно

Своей работой на уроке я

доволен(ьна)/недоволен(ьна)

Урок для меня показался

коротким/длинным

За урок я

устал(а)/не устал(а)

Мое настроение

не изменилось

 

стало лучше/стало хуже

Материал урока мне был

понятен/не понятен

 

полезен/бесполезен

 

интересен/скучен

Я ставлю себе отметку

5/4/3/2

 

 

Домашнее задание:

  1. Шарик массой 1 кг совершает колебания в системе, показанной на рисунке. Жесткости пружин равны 100 Н/м и 150 Н/м. Если в положении равновесия пружины не деформированы, то чему равен период колебаний тела? Силами сопротивления пренебречь.
  2. Небольшое тело, закрепленное на пружине жесткостью 50 Н/м, совершает гармонические колебания. График зависимости координаты этого тела от времени изображен на рисунке. Определите массу тела.

Колебательное 6.PNG

  1. В целях определения жесткости резинного жгутика длиной 37 см на него подвешивают груз массой 100 г. Каковы жесткость жгутика и период колебаний, если он удлиняется до 90 см?
Сообщить об ошибке