Н. В. Гоголь «Шинель». Мечта и реальность в повести.

Борыкбаева Гульжан Жандарбековна
Борыкбаева Гульжан Жандарбековна
Шымкент
Шымкент
СШ №62
Русский язык и литература (Я2)
Сынып:
9-сынып
Бөлім:
Знаменитые люди
Тақырып:

Н. В. Гоголь «Шинель». Мечта и реальность в повести.

27.01.2020
41
PDF жүктеу WORD жүктеу
Оқу мақсаттары (оқу бағдарламасына сілтемеу):

9.2.7.1 - определять способы выражения авторского отношения к героям и изображаемым событиям;     

Сабақтың мақсаты:

  Все учащиеся научатся:

- определять способы выражения авторского отношения к героям и изображаемым событиям; Большинство учащихся научится:

-доказывать свои утверждения цитатами из произведения; Некоторые учащиеся научатся:

- выражать своё согласие или несогласие, объясняя причинно-следственные связи; выделять индивидуальные авторские приёмы.  

Тілдік мақсаттар:

 

Күтілетін нәтиже:

 Учащиеся смогут:

выразительно читать наизусть стихи;

отстаивать свою точку зрения при обсуждении;

определять и оценивать позицию автора по содержанию

Бағалау критерийлері:

 Ученик достиг цели, если умеет:

- выявлять авторскую позицию

- приводит цитаты из текста;

- высказывать и обосновывать собственное отношение к прочитанному;

- сравнивать отрывки, содержащие описание внешности и поступков «маленького человека», находить традиционные и новаторские черты в его изображении;

- презентовать результаты своей деятельности; 

  

Құндылықтарды дарыту:

 Воспитывать сострадание и милосердие, рассматривая произведение с точки зрения законов нравственности, совести. 

АКТ-ны қолдану дағдылары:

 Интернет – библиотека, использование интернета при поиске информации.

Пәнаралық байланыс:

 связи с другими предметами, такими как «Всемирная история», «Искусство».

Бастапқы білім:

 Это 7 урок раздела «Тема маленького человека». Учащиеся имеют представление о главном герое, его жизни. Знакомы с темой и идеей произведения. Просмотрели и высказали свои мнения по суждениям критиков о герое.  

Сабақ барысы

Сабақ кезеңдері Жоспарланған іс-әрекет Ресурстар

Сабақтың басы

(10мин)

 К

- Кто из нас не мечтал? Все мы о чем- то мечтаем.

А почему мы мечтаем? Какой бывает мечта?

У каждого из вас есть своя заветная мечта? Подберите прилагательные и глаголы к слову «Мечта».

Заветная МЕЧТА помогает жить Реальная МЕЧТА вдохновляет Несбыточная МЕЧТА зовет Удивительная МЕЧТА радует Заманчивая МЕЧТА окрыляет Мечта ( Толковый словарь Ожегова)

1. Нечто, созданное воображением, мысленно представляемое. М. о счастье. М. сбылась. 2.Предмет желаний, стремлений. М. всей жизни. - Какая мечта была у Башмачкина, и как это его характеризует? - К концу урока мы должны будем ответить на вопросы: чему учит нас произведение Н.Гоголя? К чему призывает автор читателей? Целеполагание После объявления целей учитель совместно с учащимися обговаривает критерии их достижения.  

Сабақтың ортасы

(25мин)

 Итак, мы видим «маленького» человека, стремившегося к своей «маленькой» мечте, воплотившего ее в жизнь и потерявшего ее. Можем ли мы согласиться с мнением актера и режиссера Алексея Баталова: «Гоголь заставляет нас полюбить героя, которого полюбить нельзя». Г Работа с текстом.

Задание:

Ответьте на вопрос: каким Н.В.Гоголь изобразил Акакия Акакиевича Башмачкина? 1группа: Жизнь «до шинели»  каков он в быту; каковы его дом, увлечения, имя, семья, воспитание, портрет, образование, его отношение к сослуживцам, отношение к герою коллег  докажите, что иронизируя над Акакием Акакиевичем, Н.В.Гоголь явно выражает и сочувствие к беспомощному и жалкому человеку.  в чем смысл сравнения главного героя с мухой?

2 группа: Жизнь «с шинелью»  почему повесть о человеке названа «Шинель»?  докажите, что в окружении Башмачкина человека ценили не за внутренние качества, а за по внешним данным – одежде, чину, дому…  докажите, что Н.В.Гоголь обличает нравы, где людей делят на «маленьких» и «значительных». Он призывает людей к милосердию, гуманизму. 3 группа: Жизнь «без шинели»  В чем состояла трагедия Башмачкина? Не преувеличена ли трагедия?  В повести присутствует значительное лицо. В чем его значительность? Почему он не помог Башмачкину?  Почему повесть “Шинель”, являясь реалистичной, заканчивается фантастически? Группы презентуют свои работы Ф комментарии от учеников Критерии оценивания (для каждой группы можно составить отдельные дескрипторы)  выявляет авторскую позицию  приводит цитаты из текста;  высказывает и обосновывает собственное отношение к прочитанному;  сравнивает отрывки, содержащие описание внешности и поступков «маленького человека», находит традиционные и новаторские черты в его изображении;  презентует результаты своей деятельности; Г/К Задание: Диспут. Деление на 2 группы

Тема диспута: «Нужны ли обществу «башмачкины»? Ф наблюдения учителя Выводы по уроку:

1. Для чего живет человек?

2. Как он обычно относится к другим людям?

3. А должен как?

4. По мнению критиков, повесть «Шинель» – о любви.О какой любви они говорят? (любовь к любому человеку, даже к никчемному)

5. Н.Г. Чернышевский говорил: "Гоголю многим обязаны те, которые нуждаются в защите; он стал во главе тех, которые отрицают злое и пошлое". Кого защищает Гоголь на этот раз? Если человек не нарушает законов, в меру своих способностей добросовестно выполняет свою работу, он должен обладать всеми правами и свободами демократического общества. Он, безусловно, заслуживает уважительного отношения к себе. Это принцип гуманизма. Гуманизм – это человеколюбие или просто любовь к человеку. Недаром в Библии сказано: «Возлюби ближнего, как самого себя». Доказательством могут служить и слова А.П.Чехова из «Крыжовника». «… надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные»… Повесть Гоголя «Шинель», заставляя обратить внимание на проблемы «маленьких людей» становится таким «молоточком». Это по – настоящему гуманистическое произведение, положившее начало ряду произведений разных авторов. Гоголем был показан герой, который показывает, что во всяком человеке заключено человеческое. Эта идея – главная отличительная черта великой классической русской литературы. Идеи гуманизма, начиная от Пушкина и Гоголя, пронесли в своих произведениях Толстой и Достоевский, Тургенев и Чехов и многие другие. Вот почему Достоевский писал: «Мы все вышли из «Шинели» Гоголя». П Составление синквейна (пример) Башмачкин Спокойный, неряшливый Работает, страдает, умирает Живёт в своём мире Жертва 

  

Сабақтың соңы

(2мин)

 

Рефлексия

(2мин)

Рефлексия

Метод «Неоконченное предложение».

На уроке мы:

– познакомились…

– выяснили, что гуманистический пафос произведения заключается в …

– убедились в том, что тема «маленького человека»…

– мне понравилось то, что…

– мне не понравилось то, что…    

Файлдар:

Файлды ару Н. В. Гоголь «Шинель». Мечта и реальность в повести.

Пікірлер(0)